Урок как основа эффективного и качественного образования

Разделы: Начальная школа


Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю поговорить о современном уроке - как основе эффективного и качественного образования. Именно так называется тема моего выступления.

Какие бы инновации не вводились сегодня в систему образования, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии, но УРОК остается вечной и главной формой обучения.

В связи с изменениями, которые происходят в обществе, в экономике, в социальной сфере, мы понимаем, что урок не может не меняться. Появился интересный тезис: современный ребенок - так или иначе "цифровой человек". Прежних детей не будет. Появились новые образовательные стандарты. А это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ. Раз пришел стандарт «нового» поколения, то должен появиться и учитель «нового» поколения, а вместе с ним и современный урок.

Что значит урок современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный урок. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства.

Для того, чтобы повысить качество и эффективность образования, необходимо, чтобы на уроке доминировала доброжелательная атмосфера, урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению. Когда ученику интересно, он внимательно слушает, и выполняет задание правильно. Я стараюсь на своих уроках, сделать так, чтобы всё, что происходило на уроке вызывало искренний интерес.

Приведу несколько примеров приемов и методов подачи материала, которые использую на своих уроках для повышения качества и эффективности образования.

Например, на уроке математике я практикую игру «День - ночь». Казалось бы, не физкультура, а математика, и тут не до игры, но я применяю эту игру на этапе устного счета. Говорю: «Ночь!» Дети закрывают глаза, кладут голову на парту, воцаряется идеальная тишина, проговариваю задание, в этот момент усиливается концентрация внимания, ведь решать в тишине, когда никто не отвлекает, гораздо удобнее. Говорю: «День!», дети открывают глаза, озвучивают или записывают ответы в тетрадь. Далее, самопроверка или взаимопроверка. Дети участвуют в роли учителей, а если еще и разрешу поменять цвет стержня на красный - это вообще счастье).

«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь!»

Всем известно, что задача решается без проблем тогда, когда она понятна. Совсем недавно решали задачу(про с/х), дети читая условия, задали мне вопрос «Инна Павловна, а что такое пашнЯ?». Я им обьяснила, поправила в правильности произношения, мы конечно же решили эту задачу. Но как заблестели глаза учеников когда я попросила принести на урок скрепышей. Они меня переспросили, не ошиблась ли я: «На урок или на перемену?» - «На урок.» - говорю. На следующий день дети ждали урока математики с нетерпением, принесли пакеты скрепышей, ведь они их коллекционировали, и не подозревали, что когда-то сам учитель попросит принести их в школу. Дети сами составляли задачи про скрепышей, без труда записывали условие, тянули руки, чтобы пойти к доске. Мы отрабатывали задачи на сложение, на вычитание, на сравнение, а детям казалось, что мы играем.

Ещё один аспект, учитель должен быть с учениками «на одной волне», мобилен. Недавно на перемене у одного своего ученика увидела удивительную ручку, оказалось, что это ручка-шпион. Если им интересна такая ручка, а писать на уроке ею нельзя(она как фломастер), значит нужно ее использовать как-то по другому.

Теперь, на уроках русского языка, и не только, очень часто использую ручку-шпион, пишу ей индивидуальные карточки, например, исправь ошибки в словарных словах, если они имеются и др.

Так как современный ученик «цифровой», информацию получает с телефона, с интернета и совсем не читает книги дома, либо чтение сведено к минимуму, со 2 класса на уроках литературного чтения я включила 5минутки ежедневного чтения, дети читают любую книгу по интересам, в этот момент развивается орфографическая зоркость, интерес к чтению, интерес к познаниям, увеличивается словарный запас. После прочтения дети делятся на переменках о самом интересном не только со мной, но и со сверстниками. Дети увлечены чтением, родители довольны.

Современный урок должен быть построен так, чтобы на нём царила творческая атмосфера мыслительного поиска, активность действий учеников получала положительную оценку. Я использую для этого учебные диалоги, которые основаны на парной и групповой форме работы. В нашем учебнике литературного чтения мало информации о биографии писателя, либо она очень размыта, приходится брать сведения из разных источников, а чтобы она не растерялась, мы с учениками договорились завести отдельную тетрадь, в которой мы приклеиваем портрет писателя, а рядом записываем интересные факты о нем. Работа в этих тетрадях будет продолжаться до 4 класса, сведения будут пополняться. Учащиеся, работая в группе, знакомятся с биографией на распечатанном листе или на экране, вот она функциональная грамотность, работа с текстом, работа с разными источниками информации. Именно групповая форма работы дает возможность научить современных учеников слышать и слушать друг друга, задавать вопросы и отвечать на них.

Для повышения эффективности и качества образования необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, применять физминутки).

Современный урок не представляется уже без использования информационных технологий.(например, презентации на уроках окружающего мира, технологии, ИЗО) Использование ИТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.

В силу последних событий, я говорю о пандемии, школам приходилось работать в дистанционном формате. Наша школа работала на разных образовательных платформах, каждый учитель выбирал удобную для себя и для своего класса. (это учи.ру., zoom др.) Мой класс работал на платформе учи.ру. Платформа очень удобная, все мои ученики, в количестве 27 человек выходили на связь и продуктивно работали: ученики отвечали на вопросы, решали примеры, задачи, записывая все на доску, смотрели видеоуроки, выполняли проверочные работы. В базе учи.ру. есть уже готовые проверочные работы, домашние задания, а так же конструктор при помощи которого можно составлять работы самим, исходя из индивидуальных особенностей ученика. Ученик проходит карточки, платформа сама отслеживает типичные ошибки и присылает мне статистику. По данным этой статистики я, как учитель, вношу коррективы в содержание следующего моего урока. Плюс этих работ в том, что проверяет и оценивает сама платформа, а не учитель.

Важным этапом на уроке является рефлексия. Одним из ключевых действий, которым необходимо овладеть школьнику, является умение рефлексировать. Для этого он должен иметь навыки самоанализа и самооценки, научиться определять уровень своих результатов в учебной деятельности и находить причины успехов или неудач. Ученик, овладевший навыком рефлексирования, научится управлять собой. То, что он может давать оценку своей деятельности на уроке, доставляет радость ребенку и вызывает чувство собственной значимости. Для проведения рефлексии в 1-2 классах наиболее простыми являются задания с эмоциональной окраской. Например, «Смайлики» - покажи смайлик (карточки с изображением лиц, выражающие различные эмоции) , «Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка, детей прошу поднять карандаши - лучики жёлтого и голубого цвета Желтый цвет - мне очень понравился урок, я получил много интересной информации; голубой цвет - урок не интересное, не было никакой полезной информации., в 3-4 классах упражнения усложняются, более конкретизируются. (Рефлексия содержания учебного материала, Рефлексия деятельности. (Перед ним должны ставиться вопросы: «Что ты узнал нового?», «Каким образом тебе удалось получить новые знания?», «Какие личностные качества тебе помогли на уроке или помешали добиться успеха?», «В какой момент урока ты получал положительные эмоции?», «При выполнении какого упражнения ты ощущал дискомфорт?».

Подводя итог своего выступления, хочется отметить, чтобы урок был успешным, эффективным, надо умело им управлять. А именно:

  1. Создавать благоприятный психологический климат на уроке.
  2. Быть для детей авторитетом, иметь способность удивлять, любить детей.
  3. Осуществлять индивидуальный подход.
  4. Уметь анализировать свои действия, видеть реальные сдвиги, либо неудачи, вовремя поддержать ученика.

Современный урок - это современный учитель. Ключевое слово, определяющее деятельность учителя - это развитие. И в моем понимании - это развитие своего потенциала, стремление к самореализации и самосовершенствованию. Я продолжаю проходить курсы, учусь на просторах интернета, применяю опыт коллег.

Спасибо за внимание!