Сущность и организация разноуровневого обучения

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


I. Введение

Начальная школа - важнейшая стадия возрастного развития и формирования личности обучающихся. Необходимо непременно гарантировать высокий уровень образования. В современной школе обучаются дети с разным уровнем развития. Общеобразовательная школа не в состоянии предложить каждому ребёнку индивидуальную программу обучения. [1]

Учителя современной школы находятся в постоянном поиске новых, эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания подрастающего поколения.

Стандартная школа до последнего времени исходила из утверждения Ж.Ж.Руссо, будто люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски, то поступать так её заставляли не законы природы, а идеология. В результате школу не любят (а нередко и ненавидят) не только "лентяи", но и вполне трудолюбивые дети. Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение. [1]

Понятие "Дифференцированное обучение" в переводе с латинского "different" означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени. [3] И разноуровневый (дифференцированный) подход помогает обеспечить в обучении и воспитании формирование личности младшего школьника с учётом его возрастных, индивидуальных, психологических и интеллектуальных особенностей [5]: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод - не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Цель педагогической деятельности учителя начальных классов - сформировать специальные условия для эффективного развития обучающегося на уроках и во внеурочное время. Методика разноуровневого обучения как раз и позволяет индивидуализировать обучение для нескольких групп обучающихся.
Технология разноуровневого обучения - одна из основных технологий модернизации современного образования. [7]

Разноуровневое (дифференцированное) обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в которой предполагается подразделить усвоение учебного материала по различным уровням, но не ниже базового, в зависимости от личностных характеристик каждого учащегося. [5]

Можно проследить открытость требований, предоставление ученикам возможности самим выбирать усвоение материала и переходить с одного уровня на другой.

II. Актуальность проблемы

Большинство применяемых в образовании технологий направлено на групповую форму обучения при стандартных требованиях. Для всех обучающихся единый временной интервал для выполнения работы и традиционный объём изучаемого материала без учёта особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не позволяет индивидуализировать процесс обучения и сделать процесс получения знаний интересным и эффективным.

Из личного опыта убеждаюсь, что работать становится сложнее, что уровень подготовки ребёнка к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. Проводя курсы по подготовке ребёнка к школе, понимаю, что работать, используя технологию разноуровневого подхода в обучении, будет интереснее.

Обучая ребят, учитель начальной школы может:

  • проследить у обучающегося отставание в знаниях, умениях и навыках обучаемого ребёнка,
  • попытаться устранить причины неуспеваемости,
  • начать ликвидировать пробелы и сформировать интерес к учёбе и мотивацию, когда начинает получаться то, что ранее казалось недосягаемым,
  • дифференцировать (по степени трудности) учебные задачи и оценки деятельности обучающихся.

II. Цель и задачи работы

Целью работы разноуровневого подхода в обучении является организация учебного процесса посредством учёта индивидуальных особенностей обучающихся начальных классов.

Задачи:

  • подготовка учащихся по основной школьной программе с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика;
  • организация разноуровневого обучения;
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Среди основных форм работы можно выделить индивидуальные, групповые и дистанционные занятия.

Основными методами работы с детьми младшего школьного возраста являются: частично-поисковый метод, игровые методы, метод тестирования, метод активизации познавательной деятельности, метод анкетирования, метод консультирования, метод ИКТ, метод учебно-речевых ситуаций, метод педагогического стимулирования и др.

Если рассмотреть внутреннюю дифференциацию, то можно предположить условное деление класса:

  • По уровню умственного развития (уровню достижений);
  • По личностно-психологическим типам (мышление, характер, темперамент и т.д.).

Применение разноуровневого подхода в обучении как раз и требует от учителя изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей обучающегося (уровень развития памяти, внимания и др.). Проведя диагностику уровня знаний и умений по преподаваемым учителем предметам, получаем возможность осуществить дальнейшую индивидуализацию знаний с целью достижения коррекционного эффекта.

Если в школе работает психолог, а во многих образовательных организациях он есть, то с помощью его методик изучения познавательных процессов ребёнка можно дополнить картину учебных возможностей каждого ребёнка.

К тому же, педагогу необходимо:

  • создать атмосферу, благоприятную для ученика,
  • активно общаться с учащимися, чтобы учебный процесс был мотивирован, чтобы ребёнок учился согласно своим возможностям и способностям, чтобы он имел представление о том, что от него ждут;
  • предложить обучающимся усвоить программу соответственно их возможностям (каждому «взять» столько, сколько может). [1]

III. Основная часть

Глава 1. Особенности технологии разноуровневого подхода

Значительный вклад в разработку теоретических основ процесса дифференцированного обучения учащихся внесли психологи Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.С.Рубинштейн и др.; дидакты Ю.К.Бабанский, Б.П.Есипов, Л.В.Занков и др.

Анализ работ учёных - педагогов позволяет выделить педагогические условия дифференциации в обучении детей:

  • учет вариативного содержания образовательной работы с детьми;
  • особенности восприятия познавательного материала;
  • знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных детей и их групп;
  • умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы детей;
  • составление развернутого плана занятия, включая задания разным группам и отдельным детям;
  • осуществление оперативной обратной связи;
  • соблюдение педагогического такта.

Выполнение данных условий отвечают цели - обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования, тем самым, обеспечить усвоение учебного материала, находящегося в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. [6]

Ученики начальной школы любят то, что умеют, то, что у них получается лучше всего и в чём добиваются успеха. Особенно маленькому ребёнку приятно получать хорошие оценки. Важно, что с помощью товарищей, учителей, родителей младший школьник добивался успехов, которые были отмечены и замечены. Младший школьник радуется своим успехам вместе со взрослыми. А если задание не получается, ребёнок огорчён неудачей и осознаёт, что ему помогут взрослые. Вот тут-то задача учителя продумать и осуществить индивидуальный план обучения. Иными словами, подготовить разноуровневые задания так, чтобы слабоуспевающего по какой-либо теме ученика «возвратить» на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы. Задача - увлечь! идти вперёд по пути знаний, а не отсекать и не бросать отстающих. [3]

Технология разноуровневого обучения может быть внутренней или внешней. Под внутренней понимают такую организацию учебного процесса, когда индивидуальные способности детей раскрываются непосредственно на уроке. Для этого внутри класса учащиеся распределяются на группы, как правило, по быстроте и легкости усвоения предмета. предмета.

Технология разноуровневого обучения внешнего вида предполагает такую организацию учебного процесса, когда школьников объединяют по их способности (или неспособности), по интересам или по проектируемой профессиональной деятельности.

Глава 2. Методика применения технологии разноуровневого обучения на уроках в начальной школе

Успех применения технологии разноуровневого обучения во многом зависит от того, как происходила дифференциация на группы.

Традиционно в рамках данной технологии принято выделять три группы.

В первую группу входят дети, которые способны с лёгкостью усвоить материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на вопросы учителя; хорошо развитая речь (содержательная, грамматически правильная, выразительная); усвоение программы идет в полном объёме; достаточный уровень сообразительности и инициативы; при выполнении заданий старательны, умеют применять знания в повседневной жизни; в игровой деятельности занимают ведущие роли.

Учитель для таких детей:

  • усложняет программные задачи;
  • создаёт проблемные ситуации;
  • обеспечивает овладение самостоятельным поиском решения познавательных задач;
  • стимулирует самостоятельность мышления, творческий поиск;
  • даёт возможность детям анализировать, делать выводы, доказывать свой метод познаний.

Таким образом, детям с высоким уровнем развития педагоги обеспечивают продвижение по пути их опережающего развития.

Вторая группа - дети, которые усваивают материал в соответствии с возрастом, неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи учителя теряются; у них недостаточный уровень самостоятельности, им требуется дополнительная стимуляция при выполнении заданий; их речь соответствует возрасту, но иногда встречаются отдельные грамматические погрешности, нарушения в звукопроизношении.

Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу», «Я умею», «У меня всё получится!»

Учитель осуществляет индивидуальный подход:

  • даёт образцы правильного выполненного задания;
  • задаёт наводящие вопросы, подводящие к определённому выводу;
  • закрепляет материал через дидактические задания и игры;
  • воспитывает уверенность, решительность, смелость при небольшой стимулирующей помощи со стороны взрослого.

Третья группа - дети, отстающие от сверстников, у них ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; они со сниженной работоспособностью, неподготовленностью к приёму и переработке информации; у них низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности; им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношение к занятиям.

К этой же группе можно отнести детей с повышенной возбудимостью и педагогически запущенных, которым не уделялось должного внимания в семье.

Для них учитель:

  • создаёт условия для овладения ребёнком способами действий;
  • готовит облегчённые варианты заданий;
  • даёт больше наглядного материала, схем - подсказок;
  • обеспечивает возврат к предыдущему этапу обучения;
  • уделяет больше внимания индивидуальной работе на уроках и вне их;
  • проводит предварительную работу для восприятия нового материала;
  • использует похвалу, одобрение, подбадривание, различные виды помощи;
  • включает «сюрпризность»;
  • избегает такие слова, как: «неправильно», «плохо», «не так».

При неправильном ответе ребёнка я использую фразы: «Подумай», «Ребята, давайте поможем (имя)», «Помысли в этом направлении» и др.

При реализации разноуровневого обучения каждый урок должен иметь чётко сформулированные тему, цель и задачи. Содержание учебного материала должно быть не только научным, но и доступным обучающемуся. На каждом уроке перед детьми ставятся конкретные задачи, при этом педагог старается добиться от каждого ребёнка (в зависимости от его возможностей) их реализации.

Глава 3. Примеры реализации разноуровневого обучения

Рассмотрим примеры заданий для обучающихся 1 класса.

Для каждого урока подбираются или изготавливаются материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для раскрашивания, наложенные изображения (с 4, 3 или 2 предметами), шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т.д.

Дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 6 палочек; второй - из 4 палочек; третьей - из 3 палочек.

При использовании разрезных картинок: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 6 части, другая - с 5 частями, третья - с 4 частями.

Даётся определённая последовательность геометрических фигур и предлагается:

  • Детям первой группы - продолжить ряд и придумать свою последовательность;
  • Детям второй группы - продолжить ряд, увеличив количество какой - либо фигуры;
  • Детям третьей группы - продолжить ряд по образцу.

* На уроках по Обучению Грамоте для одной группы детей предлагается ряд, состоящий из цифр и букв, при этом детям необходимо все буквы обвести в круг, а цифры - в квадрат. Для детей второй группы предлагается в ряде найти и зачеркнуть определенные буквы. Для детей третьей группы предлагается в ряде букв найти и подчеркнуть «спрятанные» слова.

«Слоговое лото». Детям предлагаются слова, состоящие из трех букв. При этом первая группа детей заменяет первую букву, составляя при этом новое слово. Вторая группа - заменяет последнюю букву, а третья группа - заменяет гласную.

Педагог зачитывает детям предложения. Одна группа детей определяет, быль это или небылица. Вторая группа должна переставить слова местами, а третья группа - воспроизводит предложение, заменяя одно или два слова.

При составлении рассказа одна группа детей используется опорную схему, другая - старается составлять рассказ без схемы.

Используя дидактические игры такие, как "Танграм", "Волшебный круг", "Колумбово яйцо", каждая группа детей получает задание соответствующего уровня сложности.

При заучивании стихотворений дети, имеющие высокий уровень развития слухоречевой памяти запоминают со слов педагога, повторяя за ним. Для детей, испытывающих трудности при запоминании словесной информации, используются в качестве помощи иллюстрации, разыгрывание сюжета, самостоятельное зарисовывание сюжета.

Для детей со слабой мелкой моторикой применяется более крупный раздаточный материал (фишки, геометрические фигуры), чем для детей с хорошо развитой мелкой моторикой.

При трудности в усвоении некоторых математических представлений и понятий за несколько дней до урока я показываю, например, фигуру и говорю, что скоро мы познакомимся с новой фигурой. «Еще никто не знает, как она называется, а вам я сейчас скажу, только вы постарайтесь запомнить - это ромб (квадрат, треугольник)». Накануне занятия ещё раз напоминаю, как называется фигура, чем она отличается от уже знакомых. После такой подготовки ребенок, которому я напомнила лично такое предложение, легче справляется с заданиями и, как правило, даже прослеживается его особенная активность на уроке.

Для детей с высоким темпом деятельности заранее готовятся дополнительные индивидуальные задания. Для детей с низким темпом деятельности возможно сокращение количества заданий в рамках одного занятия.

Для детей с высоким уровнем двигательной активности использовать на занятии задания, связанные с передвижением в пространстве или с каким - либо действием.

Для закрепления знаний о числе соответствующей цифре (или букве) детям с трудностями в обучении предлагается рассмотреть число и цифру, обозначающую это число, подумать и сказать, на что она похожа, «показать её», нарисовать этот предмет, выложить из палочек, пуговиц, пластилина, а затем найти и положить ее рядом с нарисованным предметом. С такими детьми можно разучивать загадки, пословицы, скороговорки, считалки, стихи и рекомендую родителям учеников в свободное время на прогулке загадывать загадки, разучивать и повторять считалки. [6]

Великий педагог К.Д.Ушинский считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые задания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. [1]

Рассмотрим пример для урока «Литературное чтение» по теме «Литературная гостиная. Пушкинские дороги» заполняется таблица.

Приём «Вспомни и дополни»

Дороги юности

19 октября 1811 года,
19 октября 2021 года

в

Царском Селе,
Москве

В летней резиденции императора, открывался ………….. - учебное заведение для юношей благородного происхождения

Школа
Лицей
Академия

Прочитав постановление о Лицее, отец Пушкина, Сергей Львович, решил отдать туда своего старшего сына. Он добился, чтобы …… был записан среди 30 претендентов в кандидаты на обучение

Сергей
Александр
Виктор

Сильные ученики вспоминают и вписывают ответы.

Слабоуспевающие ученики - находят информацию в тексте и вписывают.

Приём «Кубик Блума»

На 6 гранях кубика слова

Почему… Саша в детстве говорил на французском языке лучше, чем на русском

Предположи…. Что ты - лицеист

Объясни…

Придумай …. Диаманту (для успевающего ученика) или синквейн на определённую тему (для слабоуспевающего ученика)

Выучи… Полное название сказки о царе Салтане

Поделись… С родителями информацией, которую запомнил и усвоил. [8]

Ребята сами предлагают продолжение фразы.

На уроках по теме «Страницы Великой Победы» (окружающий мир, литературное чтение, внеклассная работа)

Приём «Выбери сам» [9]

При задании на дом ученику предлагаются разноуровневые карточки «Выбери сам карточку по своим силам и по уровню своих возможностей». Карточки творческого, фактологического, описательного, доказательного уровня.

Для разноуровневого обучения использую:

  • Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи;
  • Альтернативные задания для добровольного выполнения;
  • Задания, содержание которых найдено учеником;
  • Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

По результатам диагностирования класс делим по уровням:

  • 1 группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.
  • 2 группа - учащиеся со средними способностями (выполняют задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.
  • 3 группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд "слабых". Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

Состав групп позволяет мне адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на "зону ближайшего развитии" каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

Схема структурного анализа класса:

Первая группа (ученики с хорошими учебными способностями):

а) высокий уровень развития и высокая работоспособность (оценки 5);

б) средний уровень развития и высокая работоспособность (оценки 5, 4);

в) высокий уровень развития и средняя работоспособность (оценки 4, 5, 4).

Первая группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно находить пути решения учебных задач.

Вторая группа (учащиеся со средними способностями):

а) средний уровень способностей к учению и средняя работоспособность (оценки 5, 4, 3);

б) низкий уровень развития и высокая работоспособность (оценки 4 и 3);

в) низкий уровень развития и средняя работоспособность (оценки 3 и редко - 4).

Эта группа учащихся выполняет задания 1-й группы, но с помощью учителя, с использованием опорных схем или после разъяснений сильными учащимися.

Третья группа (учащиеся с низкой учебной работоспособностью):

а) высокий уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3, 2, 4, 5).

б) средний уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3, 2);

в) низкий уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3, 2, 1).

Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных объяснений нового материала на уроке. [1]

V. Заключение

Основной задачей при обучении методом разноуровневого обучения для каждого учителя является создание на уроке ситуацию успеха, помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; слабому - выполнить посильный объем работы.

Любая личностно-ориентированная технология предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Это очень важно, если мы стремимся изменить парадигму образования, которая способствовала бы воспитанию и развитию личности ученика, основной цели базового школьного образования - интеллектуальному и нравственному развитию личности.

Другими словами, процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков способностей учащихся.

Разноуровневое обучение осуществляется не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:

  • овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.
  • учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения. [3]

Список используемой литературы

  1. Ванзатова Б.Р. Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/05/08/tehnologiya-raznourovnevogo-obucheniya-v-nachalnoy-shkole
  2. Ганкович А.Р. Разноуровневое обучение в начальной школе. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/14/iz-opyta-raboty-raznourovnevoe-obuchenie-v-nachalnoy-shkole
  3. Дзаболова И.М. Сущность и условия организации разноуровневого обучения. https://infourok.ru/referat-sushnost-i-usloviya-organizacii-raznourovnevogo-obucheniya-6183101.html
  4. Есмагулова Т.В. Разноуровневое обучение в начальной школе: проблемы и перспективы. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/08/26/raznourovnevoe-obuchenie-v-nachalnoy-shkole-problemy-i
  5. Жидебаева А.Д. Методическое пособие «Сущность разноуровневого обучения в начальной школе»
  6. Пашкурная В.А. Технология разноуровневого обучения. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/11/22/tehnologiya-raznourovnevogo-obucheniya
  7. Суртаева Н.Н. Современные педтехнологии в деятельности учителя. Пояснительная записка. Программа «Современные педтехнологии в деятельности учителя». (дополнительный модуль «Педагогические технологии в школе»). Курсы повышения квалификации. Лекции.
  8. Никитина М.Н. Мастер-класс "Использование технологий критического мышления, проблемного обучения и игровой деятельности" на примере урока по литературному чтению https://urok.1sept.ru/articles/690102
  9. Никитина М.Н. Страницы Великой Победы. https://urok.1sept.ru/articles/653447