Каждый охотник знает где сидит фазан, или О том как мнемотехника помогает эффективно запоминать слова

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: мнемотехника


В современной науке есть много разнообразных методов, приемов, технологий в обучении иностранным языкам. При изучении иностранного языка учащимся приходится заучивать большое количество слов. Естественно стремление любого преподавателя преподносить ученикам знания в увлекательной форме: картинки, интересные фильмы, образная речь. Чем больше увлекательных игр, тем интереснее занятия. Все это хорошо, но решает только часть проблемы обучения.

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что освоение новой лексики - это самый трудоемкий процесс в изучении иностранного языка. Для этого нужна хорошая память. Иностранный язык становится неинтересным только в одном случае - торможение процесса запоминания необходимого учебного материала.

Поэтому мы решили перейти к новой технике запоминания испанских слов, которая называется мнемоника или мнемотехника

Слова «мнемоника», «мнемотехника» - синонимы и обозначают один и тот же процесс - запоминание. Этот метод предполагает запоминание новых слов.

Основными принципами мнемотехники являются ассоциации и формирование образов. Образ - это всегда реакция мозга на слова, которые нужно понимать. Например, вы видите машину, а в вашем сознании, если вы изучаете испанский язык, звучит произношение на данном языке: «Коче».

Метод фонетических ассоциаций к запоминаемому слову из слов английского языка: например, «puddle», что означает лужа, созвучно русскому глаголу «падал».

Целью нашего проекта является оказание помощи ученикам при изучении испанского языка не только в объеме учебного материала по программе, но и для дальнейшего изучения языка учащимися через развитие памяти и успешного запоминания испанских глаголов, слов, фраз, выражений.

Практическая значимость работы состоит в том, что пособие состоит из теоретической (раскрыты методы и приемы запоминания) и практической частей, и может использоваться на уроках при изучении лексики по различным темам.

При изучении иностранных языков важное место среди прочих занимает метод фонетических ассоциаций. Суть метода заключается в подборе созвучных слов к запоминаемому иностранному слову из слов родного языка. Например, слову fish [fiò] - РЫБА созвучно русское слово ФИШка.

Неизвестно, кто был первым автором этого метода, но упоминание похожих способов запоминания иностранных слов встречается уже в литературе конца прошлого века. Описание одного из первых научных исследований, посвященных этому методу, встречается в статьях Аткинсона и группы авторов и носит название метода ключевых слов KEY WORD METHOD. Практика показала высокую эффективность применения этого метода по сравнению с обыкновенным заучиванием. Время от времени встречаются публикации, где авторы приписывают себе изобретение этого метода. Строго говоря, современный метод фонетических ассоциаций, не совсем одно и то же с тем, что Аткинсон называл ключевыми словами. Сегодня требования к ассоциациям более строги, для лучшего запоминания нужно найти максимально, похоже звучащие слова (или части слов).

Фонетические ассоциации еще более эффективны при комбинировании их с методом последовательных ассоциаций. У.Джемс считал, что каждый из элементов ассоциации есть крючок, на котором факт висит и с помощью которого его можно выудить. В данном случае под последовательными ассоциациями имеется в виду составление сюжета (связки) для перевода и созвучия. Например, после того как были подобраны созвучные слова к слову mascot, составляется сюжет: МЕСтный КОТ был для всех талисманом. Было научно доказано, что в случае, когда ученик активно ищет собственные ассоциации, схемы, принципы или другие отношения и взаимосвязи в изучаемой области, процесс понимания и усвоения материала протекает быстрее и с большей эффективностью.

Надо помнить, что звуковая ассоциация не является полным звуковым аналогом запоминаемого английского слова, а лишь словом, близким по звучанию, помогающим припомнить нужное слово, своеобразным ключом к нему. Как луч фонарика выхватывает часть предмета в темной комнате, и мы сразу узнаем, что это за предмет, так и созвучие помогает узнавать испанское слово.