Возможности иммерсивного чтения в работе с детьми с ОВЗ

Разделы: Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ, иммерсивное чтение


Формирование навыка чтения у детей с ОВЗ является важнейшей задачей обучения. Известно, что навык чтения складывается из смысловой и технической сторон. Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере обеих сторон. Трудность заключается в том, что у детей с ОВЗ замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения. В преодолении этих трудностей может помочь иммерсивное средство чтения.

Иммерсивное средство чтения - это внедрённая в различные продукты компании Microsoft подборка программных инструментов для упрощения чтения и обучения. Эти инструменты предусматривают облачение текста в режим чтения - максимально юзабильный вид. Данная технология разработана компанией совместно с учителями, работающими с детьми с дислексией (трудностями в чтении). Отсюда и определение в названии «иммерсивное» - англ. immersive, обладающее эффектом погружения, что предполагает настройку этого режима чтения под специфические задачи. Инструменты позволяют попутно изучать части речи, улучшая тем самым и навыки письма. Помогают выработать правильное произношение слов за счёт прослушивания воспроизведения текста голосовым движком.

Рассмотрим инструменты иммерсивного чтения и их возможности для детей с ОВЗ.

Увеличенные интервалы. Бо́льшие, нежели обычно, промежутки между буквами, словами и строками создают эффект разреженности, чем упрощают восприятие и понимание прочитанного. Можно увеличивать или уменьшать размер шрифта, а также расстояние между буквами и словами, выбирая тем самым наиболее комфортный для ребёнка режим. Увеличение интервала способствует увеличению скорости чтения, что доказал в своём исследовании Доктор Стивен Стэгг из Университета Англии Раскин (ARU), работавший с детьми с дислексией.

Так выглядит обычный напечатанный текст.

А это тот же текст, но с увеличенными интервалами.

Воспроизведение текста голосовым движком в рамках работы средств преобразования текста в речь, что облегчает чтение. Ведь ученик не только видит текст, но и слышит его. Воспроизведение текста настраивается: можно выбрать приемлемую скорость и голос диктора. Это позволит ребёнку осмысленно читать текст вместе с диктором в удобном темпе.

Фокус строки. Для лучшей концентрации внимания режим чтения настраивается на отображение с фокусировкой на одной или нескольких строках путём затемнения остального текста.

Разбивка слов на слоги. Отображение слов по слогам улучшает распознавание слов, способствует набору скорости чтения.

Словарь рисунков позволяет щелкнуть любое слово, чтобы прослушать его и увидеть рисунок, который помогает определить слово. За счёт этого облегчается восприятие текста, т.к. в его процесс вовлечены различные анализаторы. Также обогащается лексический строй речи: написанное слово начинает ассоциироваться с образом, что способствует его запоминанию и переходу в активный словарный запас.

Темы оформления. Примечательно, что для режима чтения можно применять разные темы оформления:

  • белую, тёмную или серую для улучшения контрастности
  • сепию для имитации физической книги
  • яркую для завлечения детей

Рассмотренные выше инструменты облегчают прочтение и понимание текста, позволяют увеличить скорость чтения, формируют лексический состав речи, что, несомненно, является помощью для детей с ОВЗ, имеющих трудности в обучении.

Также среди инструментов иммерсивного чтения есть параметры, работающие на грамматический строй речи.

Изучение частей речи. В целях изучения азов грамматики для режима чтения можно включить отображение частей речи шрифтом разного цвета. Существительные выделяются в тексте фиолетовым цветом, глаголы - красным, прилагательные - зеленым цветом (цвета для каждой части речи можно менять). Особенно эффективным данный приём будет в начале изучения темы, когда осуществляется общее ознакомление младших школьников со всеми частями речи. Кроме цветового обозначения частей речи предусматривается использование меток - надписей этих частей речи над словами.

К сожалению, в данной программе есть определённые недостатки, о которых необходимо помнить, при подготовке заданий и выборе инструментария.

Не всегда происходит правильное деление на слоги: две рядом стоящие гласные буквы попадают в один слог; не выделяются отдельно слоги с разделительным мягким знаком.

Допускаются ошибки в определении частей речи.

Не для каждого слова есть рисунок.

Подведём итог. Несмотря на некоторые недочёты, иммерсивное средство чтения эффективно за счёт ряда возможностей:

  • полноэкранный режим, выделение строк и читаемого в данный момент слова: убирает отвлекающие факторы и помогает фокусироваться;
  • увеличенные интервалы между строками, словами и буквами: помогают различать эти единицы текста;
  • словарь с иллюстрациями: помогает понять значение слов;
  • озвучивание текста: человек воспринимает текст не только зрительно, но и слухом;
  • разбивка слов на слоги: помогает изучить фонетику;
  • выделение частей речи: помогает освоить грамматику;
  • разный фон: любимый цвет улучшает настроение;
  • дети любят компьютеры, что увеличивает мотивацию учиться.

В моём классе два ученика с ОВЗ. Мы недавно начали осваивать инструменты иммерсивного чтения. Я решила проследить динамику результатов работы с текстом средствами иммерсивного чтения за один месяц. Даже за этот малый период появились положительные сдвиги в обучении.

Так, скорость чтения увеличилась у обоих учащихся.

При использовании средств иммерсивного чтения возросло понимание прочитанного текста. Если на начальном этапе ученики отвечали на 2-3 вопроса из предложенных восьми, то по окончании - на 5-7.

Также детям предлагались задания по определению частей речи. Если в начале месяца из десяти слов правильно определялись 4-6 частей речи, то в конце 7-8.

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании инструментов иммерсивного чтения наблюдается положительная динамика при работе с текстом.

Литература и интернет-ресурсы

  1. Иммерсивное средство чтения onenote.com/learningtools.
  2. Карпенко К.Е. Записная книжка OneNote. 2018. - Литрес, 2018.
  3. https://www.onenote.com/learningtools?omkt=ru-RU
  4. https://docs.microsoft.com/ru-ru/azure/applied-ai-services/immersive-reader/overview
  5. https://www.youtube.com/watch?v=0xQmsqLveJ8