Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ЗПР. Тема: "Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные геометрические фигуры. Логическая задача"

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ЗПР, подготовительная группа


Образовательная область - познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений).

Пояснительная записка

В ходе образовательной деятельности уточняются знания детей об образовании числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, упражняются в счете звуков на слух, предметов на ощупь, движений в пределах трех. Знакомятся с цифрой 3, составляя данную цифру из деталей Лего-конструктора, печатают её на перфокартах, покрытых прозрачной пленкой. Сравнивая треугольник и квадрат, дети находят сходства и различия данных геометрических фигур, конструируют данные фигуры из Лего-конструктора без предварительного показа. Решают логические задания на выделение «Четвертого лишнего» по форме: три предмета квадратной формы и один треугольной.

Место занятия в образовательной программе: коррекционно-развивающее занятие по познавательному развитию для детей с задержкой психического развития подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида № 14 "Василёк" г.Рубцовск, проведённое согласно АООП ДО для детей с ЗПР.

Цели:

  • Создание условий для уточнения и закрепления знаний детей об образовании числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, обозначение цифрой, соотношение числа три с количеством и цифрой;
  • Упражнение в счете на слух, на ощупь, в счете движений в пределах трех;
  • Расширение представлений детей о свойствах треугольника и квадрата, сравнение, соотнесение с формой окружающих предметов;
  • Развитие умения выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку. Формирование способности составлять целое из частей;
  • Развитие логического мышления.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • познакомить с образованием числа три на основе сравнения двух групп предметов, упражнять в соотношении количества предметов с числом и цифрой;
  • закреплять умение детей считать в пределах трёх с использованием различных анализаторов;
  • расширять представления детей о свойствах треугольника и квадрата, сравнивать, соотносить с формой окружающих предметов.
  • формировать способность составлять целое из частей.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, речь.

Коррекционно-воспитательные:

  • повышать активность детей, прививать интерес к математике.

Форма организации детей: подгрупповая.

Методы организации:

  • Практические: упражнение, моделирование, конструирование;
  • Наглядные: демонстрация наглядных пособий;
  • Словесные: беседа;
  • Игровые: дидактическая игра.

Лексический материал: число 3, цифра 3, сторона, вершина, угол, одинаково, поровну, больше на 1, меньше на 1.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: календарь, устный счет: демонстрационное панно, зайцы и белки (по 5 штук), примеры в картинках, образование числа 3: 3 зайца и 2 белки, по 3 гриба и по 2 шишки, пособие «На что похожа цифра 3», треугольник и квадрат, 7 счетных палочек, 7 фишек, игра "4 лишний" (по форме), маркер.
  • Раздаточный материал:
    • линейки-календари, линейки - дни недели;
    • образование числа 3: по 3 гриба и по 2 шишки, числовые карточки;
    • в столе для счета на ощупь мелкие деревянные игрушки: 4 матрешки и 2 гриба треугольник и квадрат, 7 счетных палочек, 7 фишек, маркер, перфокарты, клетка и цифрой 3.

Предварительная работа: знакомство с числом и цифрой 0,1, 2, конструирование цифр 0, 1, 2.

Ход образовательной деятельности

Этап работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент

Круг рукопожатий.

Раз, два, три, четыре, пять!
Приходи сюда опять!

Урра!
- Сядет тот, кто дикие животное назовет.
В лесу живет …

- строим башню из кулачков
- нижний кулачок раскачивает и толкает башню вверх
- поднимаем руки вверх и кричим.

Дети заканчивают предложение и проходят на свое место.

Сядьте ровно, ножки вместе.
Ручки полочкой на стол
Начинаем разговор.

Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть

Минутка календаря.

Цель: формирование временных представлений.

Педагог демонстрирует детям пособие «Календарь».
- Расскажем вместе о сегодняшнем дне по плану.
ЧИСЛО, МЕСЯЦ, ВРЕМЯ ГОДА, ДЕНЬ НЕДЕЛИ.
- Если сегодня вторник, то завтра будет …
- Если сегодня вторник, то вчера был …

Дети отмечают день недели и дату на своих линейках.
Дима
- Сегодня 9 ноября, время года - осень, день недели - вторник.
- Если сегодня вторник, то завтра будет среда.
- Если сегодня вторник, то вчера был понедельник.

Устный счёт.

- Посчитай, сколько зайцев.
- Посчитай, сколько белок.
- Посчитай, сколько всего животных в нашем лесу.

- Прочитай пример и найди ответ.

Дети выполняют счетные операции.

Дети читаю пример и находят ответ.

Выделение темы.

- Математика - это гимнастика для нашего ума. Кто изучает математику - тот тренирует свой ум. Сегодня мы с вами встретим следующую нашу цифру, научимся её составлять.

Число и цифра 3.

- Сколько белок?
- Сколько зайцев?
- Ой, смотрите, к нам прискакал ещё один заяц. Посчитайте, сколько стало зайцев?
- А как получилось три зайца?
- Сколько было?
- Сколько добавили, чтобы стало 3? - Как получить число 3?
- Кого больше зайцев или белок?
Правильно, зайцев больше - их три, а белок две, значит число три больше, чем число два.
- На сколько число три больше числа два?

- Дети, число три на числовой карточке обозначается тремя кругами, найдите и покажите числовую карточку с числом три.

- Две белки.
- Два зайца.

- Стало три зайца.

- Надо к двум добавить единицу, получим 3.

- Зайцев больше, а белок меньше.

Работа с раздаточным материалом.

- Скажите, чем занята белка осенью?
- Правильно, белка делает запасы на зиму.
- А что она запасает?
- Поможем белке: вверху разложим грибы.
- Сколько грибов? (2)
- А внизу разложим шишки. Сколько шишек?
- Что можно сказать о количестве грибов и шишек?

Добавить каждому еще по одному грибу. - Я нашла еще гриб.
- Посчитайте, сколько стало грибов?
- А как получилось три гриба?
- Сколько было?
- Сколько добавили, чтобы стало 3? - Как получить число 3?
- Что теперь можно сказать о количестве грибов и шишек?
- Надо к двум добавить единицу, получим 3.
Упражнение в счете на слух, на ощупь, в счете движений в пределах трех. Ребята, я так давно мечтала научиться играть на музыкальном инструменте, но так и не умею. Отгадайте загадку и узнаете, на каком именно инструменте я мечтаю научиться играть.

Загадка:

показывает дудочку

Звук хранится непростой
В этой палочки пустой.
Кто на дырочки нажмет
И подует, тот поймет.

- Да, это дудочка, молодцы.

- Ребята, а вы знаете, чтобы уметь играть на музыкальных инструментах, нужно уметь слышать звуки. Давайте сядем ровно и попробуем послушать.

- Дудочка.
Педагог играет на дудочке, воспроизводит звуки в пределах 3.
Задание повторяется 2-3 раза.

- Ребята, послушайте и посчитайте звуки и положите столько же счетных палочек.
- Почему ты положил две палочки?

Дети откладывают счетные палочки.

Педагог обращает внимание на 2-3 детей, таким образом, реализовывая индивидуальный подход.

- В столе спрятались игрушки.
Опустите руки и достаньте, не подглядывая, только три матрешки.
- Проверьте, друг у друга.
- Хлопните столько раз, сколько у вас матрешек.

Дети достают 3 матрешки и хлопают три раза.

Знакомство с цифрой 3.

Показ цифры.

Число три обозначают цифрой три - вот она. На что похожа цифра три?
- На что похожа?

А за двойкой - посмотри -
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков -
Состоит из двух крючков.

Ты на змейку посмотри -
Да ведь это цифра три!

Погляди на цифру 3 -
Точно ласточка, смотри.

Дети рассказывают по картинкам, на что похожа цифра 3.
Конструирование цифры 3 из Лего - Где в кабинете увидим цифру 3?
- Составим цифру 3 из конструктора по схеме.
- Но сначала напомните основные правила при работе с Лего-конструктором.
Дети рассказывают о правилах работы:
- Нельзя брать детали в рот, класть в уши. Если не получается разъединить - попросить помощи у взрослого.
- Нельзя разбрасывать детали. Если деталь упала на пол, необходимо сразу ее поднять
- Нельзя начинать работу без разрешения взрослого.

Показ и объяснение.

1. Для работы нам надо пять кубиков 2х2, три кирпичика 2х4.
2. Начинаем работу с нижнего кирпичика. На него справа ступенькой присоединяем столбик из двух кубиков.
3. Сверху присоединяем ступенькой кубик 2х2.
4. Присоединяем ступенькой столбик из двух кубиков.
5. И заканчиваем нашу постройку кирпичиком 2х4.

Самостоятельная работа

Физкультминутка
Повторить 2 раза

Три хлопка над головой,
Три хлопка перед собой,
Правую руку за спину спрячем
И на двух ногах поскачем

Треугольник и квадрат - плоскостные геометрические фигуры. - Как называется эта синяя геометрическая фигура?
- Почему её называют треугольник?
Чего у неё три?
- Давайте обозначим каждый угол одной фишкой. Считаем: 1, 2, 3
- Это треугольник.

- Ещё чего три?
- Обозначим каждую сторону одной палочкой. Считаем: 1, 2,3.

Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый треугольник.

- Три стороны.

- Кто знает эту зеленую фигуру? Как она называется?
- А сколько же углов у квадрата?
- Давайте обозначим каждый угол одной фишкой. Считаем: 1, 2, 3, 4.
- Ещё чего четыре?
- Обозначим каждую сторону одной палочкой. Считаем: 1, 2, 3, 4.
- Одинаковые или разные по длине стороны у квадрата?

Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его квадрат.

-Чем похожи фигуры?
- Чем отличаются?

- Это квадрат.
- У квадрата 4 угла

- У квадрата 4 стороны.

- Стороны одинаковые.

Построение из Лего-конструктора треугольника и квадрата (без предварительного показа). При затруднении - показать образец.

- В синей тарелке у вас лежат пластины.
- Одинаковой или разной длины все пластины?
- Найдите 4 короткие пластины и постройте из них квадрат.
- И из 3-х длинных пластин постройте треугольник.

- Пластины разной длины.

Самостоятельная работа

Логическая задача «4 лишний».

- Три предмета одной формы, а один - другой.

Печатание цифры 3.


1. Упражнения с карандашом:
Карандаш я покручу,
Вперед - назад
Куда хочу
2. Посадка.
3. Объяснение порядка написания цифры 3:
Цифра 3 состоит из двух частей: маленький полуовал и большой полуовал.
От красной точки рисуем маленький полуовал в верхней правой половине клетки, закругляем и пишем второй большой полуовал.
4. Упр для глаз «Напиши большую цифру 3»
5. Самостоятельная работы

Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть

- С какой цифрой мы сегодня познакомились?
- Какое количество предметов она обозначает?

Что вам сегодня показалось особенно интересным.

- Вы все сегодня постарались, а сейчас нужно привести свои рабочие места в порядок.

Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять

Высказывают свое мнение.

Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:

На прогулке предложить детям посмотреть кругом и сказать, где можно встретить число 3. Например, трёхколёсный велосипед, три скамейки на участке и т.д.

Лото «Найди 1, 2, 3 предмета» Соотнесение числа, цифры и количества.