Развитие функциональной грамотности на уроке химии. Пример технологической карты урока по теме "Жесткость воды и способы ее устранения"

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Предмет: химия

Класс: 9

Цель урока

Сформировать знания учащихся о жесткости воды и способах ее устранения

Задачи урока

1. Создать условия для формирования химических знаний по теме «Жесткость воды и способы ее устранения»
2.Создать условия для формирования знаний учащихся о свойствах жесткой воды, физиологическом действии жесткой воды и способами устранения жесткости воды.
3. Создать условия для формирования функциональной грамотности учащихся (математической, читательской, естественно-научной)

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение различать и знать виды жёсткости воды. Умение объяснять химическую сущность способов устранения жёсткости воды. Умение устранять карбонатную жёсткость.Умение разъяснять химическую сущность способов устранения жёсткости воды.

Регулятивные:
Умение ставить цель, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; умение планировать пути достижения целей; умение выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Познавательные:
Умение проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
умение объяснять явления, процессы, связи, выявляемые в ходе исследования; умение устанавливать причинно - следственные связи; умение делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные:
Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения

Формирование выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению; формирование адекватной позитивной самооценки. Умение давать аргументированную критику рекламе средств умягчения воды.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы

Учебная литература

Технологии обучения

Оборудование

Интернет-ресурсы

Учебник по химии 9 класс О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков

Технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология

Мультимедийная установка (интерактивная доска, проектор, компьютер), набор химических реактивов (хлорид кальция безводный, мыло, дистиллированная вода, ЭДТА) и химической посуды (мерная колба на 100 мл, колбы плоскодонные, пробка резиновая, стеклянная палочка, весы электронные)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке.

Настраиваются и готовятся к уроку.

2. Актуализация знаний

Предлагает систему вопросов, способствующих проверке домашнего задания и выявлению главной проблемы урока:
1. Что такое ион? В результате каких процессов происходит образование иона?
2. Что такое жесткость воды? В каких единицах измеряется жесткость воды?
3. Как ионы жесткости попадают в водопроводную воду?

Учащиеся отвечают на вопросы. Вспоминают все вопросы, связанные с электролитической диссоциацией неорганических веществ, соединениями металлов IIA-групп, жесткостью воды

3. Постановка проблемы

Ставит проблему: «Если постирать темные вещи с мылом, то после стирки и полоскания на них остается белый налет. Что способствует образованию белого налета, как от него избавиться и что можно сделать, чтобы предотвратить его образование?»

Учащиеся выдвигают свои положения. Отвечают, что образованию белого налета на темных вещах способствует жесткая вода, которая, возможно, может взаимодействовать с мылом

4. Первичное усвоение знаний, решение поставленной проблемы

Предлагает учащимся выполнить практическую работу «Влияние жесткости воды на моющее действие мыла и его пенообразование», построить график зависимости высоты пены от градусов жесткости и экспериментально доказать, что добавка вещества ЭДТА (этилендиаминтетрауксусная кислота) способствует связывают ионов кальция и магния в прочные комплексы, и, соответственно, с мылом связаться они не способны (первый способ устранения жесткости)

Выполняют практическую работу по всем требованиям безопасности (здоровьесберегающая технология), делают вывод, что увеличение жесткости воды приводит к уменьшению высоты пены, образованию белого осадка, который является причиной белого налета на одежде и для его избавления данный осадок можно растворить в кислоте (в бытовых условиях - лимонная кислота или уксусная), и для предотвращения образования налета необходимо уменьшить жесткость воды, например, использовав вещество ЭДТА.

5. Первичное закрепление знаний

Предлагает учащимся изучить составы двух моющих средств и ответить на вопрос: «Какое из предложенных двух моющих средств будут лучше работать в жесткой воде»?

Выбирают тот состав, где есть ЭДТА

6. Самостоятельная работа

На доске записывает формулу гидрокарбоната кальция, предположить, какие способы устранения жесткости существуют, за основу использовать свойства гидрокарбоната кальция.

Предполагают (растворение в кислоте, добавление другой соли и т.п.) Правильными ответами являются нагревание (кипячение воды) и добавление соды (карбоната натрия) для осаждения ионов кальция в нерастворимый карбонат.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель задает вопрос: Что такое жесткость воды, в чем она измеряется и какие способы существуют для ее устранения?

Учащиеся отвечают на вопросы и делают выводы.

8. Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание: «Рассмотреть влияние жесткой воды на организм человека»

Записывают домашнее задание