Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Мне повезло, я работаю с замечательными педагогами, настоящими профессионалами, преданными своему делу, коллегами уникальной школы «Лицей Бауманский». Да, действительно она является передовой и современной не только в республике, но и образовательной системе по всей России. Здесь обучается около 1500 учащихся, а педагогический коллектив насчитывает более 300 человек.

Вот уже 12 лет преподаю в лицее и «Детской школе искусств «Лира» при Лицее Бауманский, также дистанционно приобщаю детей с ограниченными возможностями здоровья по республике к искусству. Безусловно, это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы обучающихся и родителей. Об этом говорят активное участие и награды моих воспитанников на конкурсах и других мероприятиях всех уровней.

В процессе работы сформулировала тему своей деятельности с детьми: «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства».

Актуальность выбранной мной темы обусловлено тем, что в современном мире очень велика роль как положительного, так и негативного влияния интернетного пространства на развитие юного поколения. Мои занятия, являясь художественным отображением действительности, оказывают сильное воздействие на развитие личности ребенка, формируют чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы.

Основной целью на своих уроках ставлю вопросы разрешение проблем приобщения обучающихся к искусству, художественному творчеству и их личностному развитию, что просто необходимо, особенно актуально в наше время.

Задачи перед собой ставлю явно не глобальные, а по шаговые, которые способствуют развитию способностей, склонностей и интересов каждого обучающегося с учетом их возможностей и возрастных, индивидуальных особенностей; формированию приемов осознанного решения различных творческих задач; развитию творческих способностей обучающихся через практическую деятельность, используя материалы о культурно-исторических традициях народов, проживающих в республике Марий Эл.

Необходимо отметить, в преподавании изобразительного искусства в современном и быстро меняющемся мире весьма остро стоит проблема профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего уровня и морального совершенства.

При решении основной цели и задач, поставленных перед собой, мне помогают дистанционная и очная учеба на курсах повышения квалификации, также чтение психолого-педагогической литературы. Формирую педагогические способности, при этом делаю учебный материал доступным; оказываю педагогически-волевые влияния на обучающихся; организовываю коллектив детей; стараюсь владеть содержательной и яркой речью, а также владеть педагогическим тактом и способностью связать учебный предмет с жизнью и, конечно же, иметь педагогическую требовательность.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Поэтому стараюсь применять современные методические приемы обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности обучающихся. Эти знания мне помогают найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ребенок действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Как на уроке, так и вне него стараюсь сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность обучающихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса.

Мои занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности развитию у детей не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.

Основной нитью на моих уроках является именно личностное развитие детей путем целенаправленного и организованного обучения, в связи с этим творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант. Поэтому все уроки стремлюсь планировать для каждого ребенка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, интересным с особой эмоциональной атмосферой увлеченности. Стараюсь строить занятия с использованием художественного живого слова, ярких диалогов с детьми, зрительных образов, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

Ищу разнообразные формы выражения художественной деятельности на уроках, это - изображение на плоскости и в объеме (по памяти, по представлению и с натуры); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия.

Я воспитывалась в учительской семье, поэтому никогда не забываю о том, что «творческую личность может воспитать только творческая личность». В реальной жизни не трудно заметить, что чем выше моя способность к творческой самореализации, тем выше творческий потенциал моих воспитанников. Люблю наблюдать за работой каждого моего воспитанника и вместе с ним радуюсь, когда результат им самим нравится.

В Лицее обучаю детей по программе Б.М.Неменского. Основу ее составляет курс «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы». Некоторые разделы программы мною скорректированы, ведены разделы для изучения традиций и истории марийской национальной культуры, народных промыслов. В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют успешному развитию творческих способностей. Важнейшими из которых являются: это метод привлечения во время урока личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей - актуализация и активация этого опыта для осознания темы урока, темы триместа; метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности имеет, пожалуй, самые большие возможности в установлении связей урока с жизнью; метод отчетных уроков (выставки, мастер-классы, художественные гостиные) пред родителями и учителями; метод оформления работами учеников интерьера школы, класса, даже улицы; метод коллективных и групповых работ - оптимальный способ овладеть умениями. Он используется многими поколениями учителей. Его применяют м дошкольных учреждениях, и в выпускных классах школы. Итог - за урок, за триместр, год выполняется цельная художественная работа, дающая детям радость познания и радость творческой удачи.

Хочу отметить, что именно рисование является самым интересным видом творческой деятельности. Обучающийся, рисуя, развивает мелкую моторику, аналитическое мышление, тренирует усидчивость, воспитывает чувство прекрасного, организует досуг, способствует координации движений, помогает учиться письму. Поэтому хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают, правильно воспринимают окружающей действительность, у них развита памяти, воображение, мышление. Учу их применять разные художественные материалы: акварель, гуашь, цветные карандаши, пастель, геливые ручки. В наше время появилось очень много художественных материалов для обогащения творческого процесса. Новые материалы и приемы работы вызывают у ребят удивление и интерес. Работая над художественным образом дети думают, какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге. На всех ступенях обучения использую различные подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого почерка. Также люблю новизну и многогранность в своей деятельности. Введение разных материалов и техник осуществляю с осторожностью и в определенной последовательности. Технику и материал выбираю зависимости от уровня подготовки обучающихся, их возрастных особенностей.

Оценка учителем результатов учебной деятельности на уроке изобразительного искусства и отметка, как конкретное выражение этой оценки, является одной из самых актуальных и наименее разработанных проблем современного художественного образования.

Я считаю, что главное - учитель должен разработать определенные, ясные и понятные критерии оценки на своем уроке, которые должны быть известны и администрации, и родителям, и ученикам настолько, чтобы при необходимости учащиеся сами могли оценивать себя на основе данных критериев.

Способы оценивания разные: одобрение, словесные поощрения, можно использовать традиционные формы проверки: тесты, кроссворды, обсуждение работ. Но и в этом случае критерии оценки должны быть известны ученикам. Все это стимулирует процесс творческой деятельности (или наоборот), поэтому положительный доброжелательный настрой имеет очень часто определяющее значение. Одна из форм поощрения которую я часто использую - участие на выставках, их провожу регулярно для родителей, для учителей, на каждые праздники.

На мой взгляд, на уроках изобразительного искусства нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки - умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей.

Я всегда помню, что каждый ребенок уникален и талантлив, поэтому моя задача - раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. Конечно, не все ребята станут художниками, но я очень стараюсь пробудить у детей фантазию, также усилить их способности к наблюдению и оценке действительности.

Считаю опыт своей работы по развитию творческих способностей на занятиях изобразительного искусства перспективным, так как он учит ребенка самостоятельному достижению цели, активизирует их творческие способности, развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие, в целом повышает эффективность урока.

Заключение

Необходимо отметить, что в процессе развития и воспитания личности играют предметы художественной направленности, так как они нацелены на формирование образного мышления и творческого потенциала детей. Уважение к историческому и культурному наследию народов мира и передача духовного опыта человечества происходит через освоение изобразительного искусства. Поэтому учебный материал имеет два подхода: исторический и тематический, с использованием трех видов мотиваций: социальной, прагматической и работу с одаренными детьми. По итогам обучения возрастает уровень знаний, умений, навыков, мотивация к занятию предметом растёт, а с ними и качество детских работ. Мы, учителя, изобразительного искусства, постоянно должны искать и находить яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности юного поколения.

Список использованной литературы

  1. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. - 1994.
  2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990.
  3. Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. - 1992. - №5-6.
  4. Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. - 2007. - №7.
  5. Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей // Дополнительное образование. - 2001. - №5. - С.4-7.
  6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995.