Реализация краеведческого аспекта в учебно-воспитательном процессе младших школьников

Разделы: Краеведение


Богатые традиции в формировании качеств патриота и гражданина имеет Очёрский район, который славен своей историей, своим культурным наследием, замечательными людьми. Краеведческая работа как одно из направлений Программы развития нашей школы создаёт прекрасные условия для развития духовно-нравственного мира детей, ориентируя воспитательный процесс на общечеловеческие нравственные приоритеты, формируя у ребят общественно-ценностные отношения к своей малой Родине, её культурно-историческому прошлому.

Больших результатов достигли в данном направлении педагоги Очёрской СОШ №1. С системным подходом к краеведческой деятельности связано и изменение содержания образования на исторических и духовно-культурных традициях народа по трём направлениям:

  1. насыщение содержания предметов новым учебным материалом, отражающим культуру, историю, традиции, образ жизни народов Прикамья;
  2. включение краеведческих курсов во внеурочную деятельность школьников («Литература Прикамья», «Народные игры», «Литературное краеведение», «История земли Пермской», «Маленький пермяк»);
  3. разработка и реализация летних социальных проектов по данному направлению («Домовёнок», «Добродеятель», «Зелёные островки памяти», «Твори добро», «Уголок А.В.Нецветаева»).

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности для этого предоставляет изучение предмета «Окружающий мир», который способствует расширению представлений учащихся о своем крае, о его природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы.

При организации учебного процесса используются разнообразные формы и методы ознакомления с краеведческим материалом: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с интересными людьми и т.п.

Местный материал включается в уроки русского языка: изучая лексику (диалекты), фонетику, морфемику, грамматику (сопоставление норм литературного языка и речи наших предков). Дети работают со словарями В.И.Даля.

На уроках литературы дети постигают основы творчества русского народа, изучают произведения пермских писателей, знакомятся со сказаниями, сказками, сказами, записанными собирателями фольклора нашего края.

Приобщение учащихся к национальной культуре осуществляется на уроках ИЗО и трудового обучения. Они изучают историю русского национального костюма, народные промыслы, ткачество, вышивку, роспись.

На уроках математики учащиеся решают задачи, включающих данные краеведческого характера. Это деятельность способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью, помогает использовать эти сведения в жизненных ситуациях. Это задачи-расчеты, информация о растительном и животном мире, о протяженности рек, площадей водоемов Прикамья.

Уже в начальной школе наряду с изучением родного языка ребёнку необходимо овладеть азбукой народной культуры. Использование на уроке только произведений устного народного творчества недостаточно. Для учителя главное - дать как можно более полную и правдивую картину народной жизни. Безграмотному в этой области человеку трудно понять своё место в мире. Для ученика важно эмоционально переживать историю старины, преломляя этот опыт через свои чувства, свою жизнь, своё творчество. Мы должны стремиться к тому, чтобы дети при знакомстве с обычаями народа создали свою идею «единого корня» культуры, пришли к пониманию необходимости сохранять каждую её крупицу.

В работе по краеведению, мною накоплен богатый методический материал:

  • подборка текстов для уроков русского языка, в которых отражены исторические события, народные праздники, культура быта;
  • сборник задач с использованием краеведческого материала;
  • подборка текстов для изложений, направленных на формирование духовно-нравственных качеств ученика;
  • подборка стихов Очёрских поэтов для чтения младших школьников;
  • конспекты уроков и занятий с краеведческой направленностью;
  • программы курсов и кружков: краеведческий кружок «Исток», факультативный курс «Литература Прикамья», кукольный кружок «Петрушка»;
  • материалы детских учебно-исследовательских работ по темам: «Крапива», «Лоси», «Комары», «Божьи коровки», «Солнце, воздух и вода - гороха лучшие друзья», «Подсолнухи», «Дрозды», «Улитка» и др.;
  • социальный проект «Домовёнок».

Над проблемой реализации краеведческого компонента в учебно-воспитательный процесс работает в нашей школе творческая инициативная группа педагогов. Результатом многолетней совместной деятельности явился зимне-летний социальный проект «Домовёнок».

Основная деятельность по проекту предполагает знакомство детей с историей и культурой старинного быта, раскрытие глубокого нравственного смысла, заложенного в структуре обрядов, в особом символическом языке традиционного жилища, костюма, утвари. Тематика занятий помогает проникнуть в тайны народной культуры и познать путь жизни предков через «творческие мастерские», «мастер-классы». В период работы лагеря созданы условия для оздоровления учащихся, для реализации и развития творческого потенциала, для углубления знаний о народных промыслах.

Мною разработан краеведческий курс (кружок) «Исток».

Целью курса является: обогащение духовного мира ребёнка, формирование патриотических, гражданских чувств, развитие эстетического и художественного вкуса на основе знакомства с культурно-историческими ценностями родного края.

Повышение уровня мотивации школьников достигается за счет разнообразия форм проведения занятий. Особый познавательный и эмоциональный эффект оставляют мероприятия:

  • экспедиция по расчистке родников, пруда, соснового бора;
  • посещение выставок рукоделия и ремёсел («Мастера медвежьего ключа»);
  • поездки и походы по историческим местам (рукотворный исторический памятник природы «Копань», «Кокуйская гора», «Сосна - великан»);
  • тематические экскурсии в музей им. А.В.Нецветаева («Загадки Торсуновского озера», «Прикосновение к духовности» (о истории религии в Очерском районе), «Крестьянский быт» и др.);
  • встречи с интересными людьми города (с участниками народного хора «Очерские узоры», краеведом Н.А.Даминовой и М.Н.Карелиной, с поэтами «Очёрская лира»).

В качестве примера предлагаю занятие кружка «Исток» в 4 классе по теме: «Ярмарка в России XVIII века». Цели которого: знакомство с историей возникновения и значением ярмарочного движения на Руси для развития торговли; обобщение и расширение знания учащихся по истории развития предметов одежды, обуви, посуды; закрепление знания старинных мер длины, веса; развитие умения соотносить старинные денежные единицы с современными; развитие творческих способностей детей; воспитание интереса к изучению истории и культуры народа.

Рассмотрим краткий сценарий занятия:

  1. Занятие начинает зазывала - Петрушка. Он всех приглашает на ярмарку. Далее в ходе беседы учитель и дети с помощью словарных слов (амбары, лавки, прилавки, полки, шалаши; лотошники, коробейники) становятся устроителями ярмарки.
  2. Групповая работа: Образовалось три группы. По жребию группы определись с названиями (крестьяне, купцы, иностранные гости). Каждой группе предложен список товаров, в который нужно вписать какими мерами они будут продавать этот товар. Например, мука (…пудами…), сено (…возами), специи (…щепотью).
  3. Работа с книгой, дополнительными источниками информации: рассматривают фотографии, как выглядел торговый гостиный двор в Перми Великой, Кунгуре и на Ирбитской ярмарке.
  4. С помощью карточек определяются торговые ряды: житный (съестные товары), красный (предметы домашнего обихода), иностранный (иноземные товары).
  5. Работа в группах: (парты расставлены по периметру класса, а в центре класса на столах разложен товар, но закрыт (рушники самотканые, скатерти, занавески, подвесы на кровать, половики, ткани льняные и шёлковые); старинная кухонная утварь; предметы старинной одежды; продукты питания).
    1. детям предлагается разобрать товар по трём рядам (даются лишние современные товары);
    2. нужно раскодировать на товаре ценники, перевести из старинных денежных в современные (даются карточки-подсказки).
  6. Сценка «Встреча иностранного гостя и менялы».
  7. Творческая групповая работа: сочинить закличку (рекламу) своему товару.
  8. Далее Петрушка объявляет о забавах на ярмарке. Выходят скоморохи с шутками, кукольный театр показывает сценку «Торговки», молодцы и девицы начинают частушечный перепляс, играют в народную игру «Гори- гори ясно...».
  9. (Итог) Петрушка завершает занятие рефлексией в стихах, предполагающей хоровые ответы детей.

Данные мероприятия требуют большой предварительной подготовки. Но когда тема изучена и пропущена через детскую душу, занятия превращаются в праздники, которые дают ребёнку возможность почувствовать целостность мира и культуры народа, где невозможно отделить духовное от материального, разорвать цепь времён и поколений.

Краеведческий компонент в образовании - это не реставрация прошлого, не увлечение его бытом, ремеслами, фольклором, а поиск и внедрение в учебно-воспитательный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся общество.

Литература

  1. Белавин А.М. Страницы земли Пермской. Пермь, 1995.
  2. Н.А.Князева. Маленький пермяк. Учебное пособие по краеведению для 3 класса. Пермь, 2000.
  3. В.Н.Суслов. Моя семья. Мой народ. Моё Отечество. Тесты, практические занятия: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2011.