Развитие фонематического слуха у дошкольников в играх и упражнениях со звуками и словами

Разделы: Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие фонематического восприятия


Прежде чем перейти к практической части нашего семинара, считаем необходимым напомнить, что работа по формированию правильного звукопроизношения состоит из нескольких этапов: подготовительного, этапа постановки звука, автоматизации звука и дифференциации звука.

Целью подготовительного этапа является подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этом этапе работа идёт одновременно по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, отработка опорных звуков, развитие фонематического слуха, для того, чтобы ребёнок научился улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Данные направления работы, реализованные в процессе подготовительного этапа, способствуют развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.

При постановке звука ставится единственная цель - добиться правильного звучания изолированного звука.

При постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный (ребёнок видит предмет и положения органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движения губ, языка), тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Всё это даёт возможность осознанно усвоить звук.

К следующему этапу - автоматизации звука переходят только тогда, когда ребёнок может легко произнести поставленный звук.

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Содержание работы составляет постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка.

Целью этапа дифференциации звука является - обучение детей умению различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях рассказах и в самостоятельной речи.

Напомним, что фонематический слух - это умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (например: вдох - вход, сон - нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля - капля, кит - кот, дом - дым).

А фонематическое восприятие - это звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:

  • Умение определять наличие или отсутствие звука в слове;
  • Умение определять место положения звука в слове;
  • Умение определять последовательность звуков и их количество.

В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения и игры для формирования фонематического слуха и восприятия.

В работе по формированию этих процессов можно выделить следующие этапы:

  • I этап - узнавание неречевых звуков;
  • II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
  • III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;
  • IV этап - дифференциация слогов;
  • V этап - дифференциация фонем;
  • VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

I этап - узнавание неречевых звуков

«Отгадай, что звучит». Логопед демонстрирует ребёнку звучащие предметы, называет их и предлагает послушать звучание, затем за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т.д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать.

«Шумящие мешочки». Используются пары одинаковых мешочков с крупой, пуговицами, камушками и т.д. Ребёнок должен найти пару предложенному мешочку, послушав звучание остальных мешочков.

«Где позвонили?». Ребёнок закрывает глаза, а педагог тихо встаёт в стороне от ребёнка и звенит в колокольчик. Ребёнок должен показать направление звука.

«Похлопаем». Ребёнок повторяет за логопедом ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок. Постепенно ритмический рисунок усложняется.

«Угадай, кто идёт». Необходимы картинки с изображением цапли и воробья, бубен. Логопед показывает ребёнку картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем медленно стучит в бубен, а ребёнок ходит, как цапля. Когда же логопед быстро стучит в бубен, ребёнок скачет, как воробей. Менять темп звучания не более 5 раз.

Следующая игра называется «Угадай-ка».

Игра «Дятел». Педагог отстукивает ритм карандашом, а ребёнок повторяет.

Игра «Оркестр». Это электронная панель с музыкальными инструментами. Мы предлагаем Вам посмотреть видеосюжет, в котором демонстрируется одно из возможных упражнений с использованием звуковой панели «Оркестр».

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо - далеко, громко - близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

Игра «Найди мишку».

Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).

Игра «Близко - далеко».

Логопед включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).

«Тихо - громко»

Педагог стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок идёт на носочках, идёт полным шагом или бежит.

Уважаемые педагоги предлагаю поиграть в игру: «Угадай-кто»

Дети прослушивают аудиозапись голосов взрослой кошки и котенка, соотнося звучания их с изображениями животных. После этого логопед сообщает, что кошка и котенок хотят прийти в гости и известят о своем приходе голосом. Дети, ориентируясь на высоту звуков, должны определить, кто первым пришел, а кто - следующим: кошка или котенок. Затем педагог предлагает ребёнку сказать, например, мяу:); тихо (кошка за дверью); высоким голосом (маленький котёнок), низким голосом (кошка). Логопед предлагает детям воспроизвести изменение характера, тембра и эмоциональной окраски (котенок рядом и просит есть (кошка поёт, котенок плачет, кошка качает, котенок вскрикнул от боли. и др).

«Три медведя». Картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка). Ребёнка предварительно знакомят со сказкой. Затем педагог произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая то Мишутке, то Настасье Петровне или Михайло Ивановичу. Ребёнок поднимает картинку с героем. Рекомендуется нарушать последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.

«Взрослый или детёныш?» Педагог предлагает ребёнку картинки с животными: корова и телёнок, коза и козлёнок, собака и щенок, кошка и котёнок и т.д. Педагог держит картинки веером, изображением к себе. Ребёнок вытягивает картинку и воспроизводит звукоподражание соответствующее изображенному животному, учитывая, что высота голоса зависит от того взрослое животное, или это детёныш. Соответствующую игру можно проводить с картинками домашних птиц.

«Телефон». Педагог и ребёнок поворачиваются спиной друг к другу и отходят каждый на два шага. Педагог произносит слово, а ребёнок его повторяет. Можно разложить перед ребёнком картинки в соответствии с лексической темой недели и называть ему предметы, изображённые на картинках.

Починим испорченный телефон

Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово "по телефону".

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что "накопились" в результате поломки телефона.

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу

В своей работе мы используем также компьютерные игры. Инновационные компьютерные технологии, широко применяются в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения. Компьютер - оперативное средство наглядности в обучении. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Для демонстрации работы мы подготовили видеосюжеты. Первый видеосюжет игра «Слушай и выбирай».

«Слушай и выбирай». Ребенок должен послушать внимательно каждого человечка и выбрать того, кто произносит слово правильно.

Игра «Четвёртый лишний». Ребенок должен послушать 4 слова и выбрать то слово, которое звучит не в рифму с тремя другими. Ребенок должен назвать слово, которое отличается.

  • Лимон - вагон - кот- бутон
  • совок - гном - венок - каток
  • пятка - ватка - латка - забор

Также можно поиграть в такие игры:

«Верно - неверно». Логопед показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

«Так ли это звучит?». Педагог предлагает ребёнку маленькие картинки к большим карточкам. В верхней части больших карточек изображены мишка и лягушка, а в нижней части три пустые клетки. На маленьких карточках : шишка, мышка, фишка; катушка, кукушка, хлопушка). Ребёнок подбирает маленькие картинки к большим, исходя из сходности звучания слов. Если ребёнок затрудняется выполнить задание, педагог предлагает произнести за ним каждое слово и затем выполнить задание.

«Съедобное - несъедобное». Педагог произносит три слова, похожих по звучанию. Ребёнок должен назвать только то, что можно есть:

  • Картошка - ложка - окрошка
  • Конфета - котлета - ракета
  • Банан - диван - барабан и т.д.

«Мышка или мишка». Предлагаются картинки, названия которых сходны по звучанию (по 5 штук). Педагог называет слова, а ребёнок выкладывает картинки в ряд: мышка, мышка, мишка, мышка, мишка, мишка и т.д. Можно взять картинки: дочь - ночь, гости - кости, свечка - печка, рак - лак, жук - сук.

«Доскажи словечко». Перед ребёнком выкладываются картинки - помощники с изображением предметов мебели, затем педагог читает четверостишие, а ребёнок должен подобрать в рифму последнее слово.

Закатила барабан
Наша Оля под …………диван.

Чтобы ноги отдохнули
Посидим чуть - чуть на…………стуле.

Такую же игру можно проводить по лексическим темам: фрукты, овощи, растения, животные, птицы и т.д.

Шутки-минутки. Вы читаете строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

Исправь Незнайкины ошибки.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.

IV этап - дифференциация слогов

Для этого этапа Татьяна Александровна Ткаченко создала специальную систему упражнений, которая помогает эффективно работать над развитием фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Упражнение 1

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

ТА* - ТА - ТА

ТА - ТА* - ТА

ТА - ТА - ТА*

Упражнение 2

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками.

ТА - ТО - ТУ

ТЫ - ТА - ТО

Упражнение 3

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

АТ - АП - АС

ОК - ОГ - ОХ

Упражнение 4

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости - звонкости.

ПА - БА

ТА - ДА

ПА - БА - ПА

КА - ГА - КА

Упражнение 5

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твёрдости - мягкости.

ПА - ПЯ

ТА - ТЯ

СА - СЯ

Упражнение 6

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения).

ПА - ТПА

НА - ПНА

Упражнение 7

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными.

ПТА - ПТО - ПТУ

КТО - КТУ - КТЫ

Упражнение 8

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

ФТА - ТФА

ГДА - ДГА

V этап - дифференциация фонем

«Поймай звук» (из ряда звуков, слогов). Логопед раздаёт картинки - символы с изображением волка, малыша и птички и объясняет: « Волк воет: У-У-У, малыш плачет: А-а-а, птичка поёт: И-и-и». Услышав звук, дети поднимают соответствующую картинку.

Игра на выделение звука на фоне слова проводится в качестве физминутки. Дети должны подпрыгнув хлопнув в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например с - сова, зонт, лиса, лес, коса, жук и т.д.)

«Повтори». Педагог предлагает ребёнку повторять сочетания гласных звуков. Сначала по два звука (АО, ОУ, ЭО и т.д.), затем по три (АОА, ОИО, АОУ и т.д.)

«Гаражи и машины». Педагог выкладывает два гаража с буквами Ш и Ж, а также машины, с обратно стороны которых приклеены картинки. Ребёнок берёт машинку и называет предмет с обратной стороны, определяет какой звук есть в слове и в соответствии с этим отправляет машину в гараж.

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа

«Сколько звуков». Педагог называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.

«Назови первый». Ребёнку предлагаются картинки: утка, ослик, аист, иволга и т.д. Ребёнок чётко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук. Затем называет, какой звук первый. Можно использовать символы.

Определение наличия звука в слове.

Хлопнуть в ладоши, если в слове есть заданный звук.

По сюжетной картине назвать, в названии которых есть заданный звук. Придумай слова с заданным звуком.

Добавить слог с заданным звуком. Дополнить предложение словом с заданным звуком.

«Где звук живёт». Картинка, схема, символ звука.

«Кто больше». Игра с двумя - тремя детьми. Педагог предлагает придумать как можно больше слов на заданный звук, за каждое слово ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше набрал фишек.

«Отгадай слово». Ребёнку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово.

«Найди картинку» Выбрать из картинок те, в названии которых есть заданный звук. Предлагаем видеосюжет

Магнитное панно «Слово» с картинками. Разные варианты упражнений.

  • Упражнение «Подбери схему»
  • Упражнение «Нарисуй схему слова».
  • «Где звук».
  • «Прочитай по первым буквам».
  • «Ребусы из звуков».

Игры на определение примерного места звука в слове

«В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ЗВУК?» Педагог показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце?

«Клумба»/ Педагог показывает предметную картинку и просит «посадить» цветок на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.

«Разложи по коробочкам». Педагог показывает предметные картинки и просит разложить картинки по коробкам первую, среднюю или последнюю, показав примерное место заданного звука в слове.

«Твёрдый - мягкий». Ребёнок распределяет картинки (бочка, бабочка, берёза, бегемот) между белкой и божьей коровкой. (твердый мягкий)

«ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ». Педагог даёт ребёнку 4 картинки и просит правильно их распределить по окошкам в доме. На каждом этаже по два окна: синее и зелёное. Если в слове первый согласный мягкий звук, то картинку нужно положить на зелёное окошко, а если первый согласный твёрдый звук - на синее окошко.

«Узор из звуков». С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

«Экран телевизора». На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.

«Звёздное небо» С помощью звезд синего, зеленого и красного цвета ребенок выкладывает на «небе» схему слова.

«Звонкий - глухой». Подбери пары слов, первые звуки которых различаются по звонкости - глухости.

«Логопедическое лото в картинках»

Выдели первые звуки в словах. Подбери пары слов с одинаковым первым звуком.

Также игры можно разделить на настольно-печатные, компьютерные, электронные и механические.

Список использованной литературы

  1. Александрова, Т.Б. Живые звуки или фонетика для дошкольников.- Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/ Т.Б.Александрова; СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 47 с.
  2. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки: Учебник для вузов /Н.Г.Алтухова; СПб.: Издательство Лань, 1999. - 112 с.
  3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с., ил.
  4. Ткаченко Т.А. Специальные символы к подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 48 с. (Практическая логопедия).
  5. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: «Издательство ГНОМ Д», 2009.
  6. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: «Мозаика - Синтез», 2000.
  7. Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение. СПБ.: «Дельта», 2003.
  8. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009.
  9. Звуковой калейдоскоп. ООО Мерсибо.