Выгорание отменяется! Только вперёд, к новым горизонтам! Или почему профессиональные конкурсы для педагогов помогают учителям

Разделы: Дополнительное образование


Что происходит, когда изменений слишком много и они начинают оказывать тлетворное воздействие на физическое и психологическое состояние? «Мы живём в быстро меняющемся мире, который требует от нас» - мы часто встречаем этот тезис в той или иной форме в статьях, роликах, выступлениях. Может даже настолько излишне часто, что это уже утомляет и вызывает некий негативный отклик внутри. Мы устали это слышать. Учитывая, что большинству педагогов свойственна склонность к перфекционизму и повышенное чувство ответственности, они пытаются успеть за всем. В этой погоне часто случаются ситуации, когда учитель не видит положительных результатов своей деятельности. Постепенно это может способствовать выгоранию педагога, потери желания работать или расти как профессионал.

Профессиональное выгорание педагога - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов педагога. Профессиональное выгорание педагогов обусловлено высокой личностной включенностью в педагогический процесс, повышенным эмоциональным фоном. [1]

Существует хорошая база методов борьбы с профессиональным выгоранием учителей, но главное, что их всех объединяет - необходимость действовать. В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского. Он так писал о деятельности детей: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью». Разве тоже самое нельзя отнести к деятельности учителя? - Конечно, можно и нужно. [2] Следовательно, для именно деятельность может помочь учителям избежать выгорания. И под такой деятельностью мы понимаем педагогическое общение, обмен и трансляция собственного педагогического опыта с получением обратной связи.

Сегодня, нам бы хотелось поделиться с вами опытом участия в двух совершенно разных профессиональных конкурсах для педагогов: Лучший профсоюзный урок [3] и Городской конкурс лучших педагогических практик реализации профессионального образования. [4] Как видно из самих названий, оба конкурса, будучи совершенно разными по направленности, объединены главной целью - мотивировать учителей делиться своими находками, транслировать свой опыт во внешнюю среду. Важным моментом является то, что это конкурсы не только для молодых педагогов, они доступны всем возрастам. Это действительно важный момент. Конечно, необходимо мотивировать молодых педагогов к активному участию в педагогическом сообществе, но нельзя забывать и про уже взрослых учителей. Ведь необходимость получать отклик на свой труд не зависит от возраста. Напротив, чем старше и почтеннее становится учитель, тем нужнее ему иметь возможность выйти в свет, общаться с единомышленниками, обмениваться опытом.

В рамках конкурса «Лучший профсоюзный урок» учителям предлагается создать собственную методическую разработку урока по одной из тем в рамках тематического поля «Профсоюз». Учитель может сделать это самостоятельно или объединиться с коллегой. Не стоит думать, что такие уроки успешны только, если их готовят историки, среди лучших практик представлены разработки учителей разных предметов. Так, в этом году одно из призовых мест занял урок «Профсоюз yesterday, today, tomorrow», который объединил учителей английского языка и истории. При этом основной акцент был сделан именно на английском языке. Оба учителя получили возможность по-новому подойти к своим предметам. Безусловно, такой вызов помог освежить свои знания и найти новые пути реализации собственных наработок.

Ещё одним достоинством данного конкурса является сопутствующий конкурс детских сочинений для участников профсоюзных уроков. Таким образом, не только учителя, но и их воспитанники имеют возможность поделиться с окружающими своими мыслями и идеями.

Второй конкурс для учителей Москвы, о котором мы хотели бы рассказать- «Городской конкурс лучших педагогических практик реализации профессионального образования». Данный проект нацелен на выявление актуальных и востребованных разработок учителей. Важным моментом мы считаем то, что конкурс открыт для совершенно различных разработок. Принимаются к участию как отдельные мероприятия, так и целые курсы. Благодаря этому конкурсу, преподаватели нашей школы получили возможность поделиться с коллегами их опытом по интеграции в рамках системы дополнительного образования курсов по робототехнике и моделированию с таким предметом, как английский язык. Курс называется «ИТ-специалист будущего» и направлен на подготовку учащихся к поступлению в профильный ИТ-класс.

Можно выделить следующие особенности данных конкурсов:

  • ориентацию на широкий охват педагогических сотрудников без привязки к их возрасту или должности;
  • краткие сроки проведения конкурсов;
  • вариативность тем конкурсных работ;
  • оценивание именно реальных, уже существующих практик;
  • общественная значимость направлений работы учителей.

И в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 станет годом учителя, педагога и наставника. Такое заявление 5 октября в День учителя сделал президент России Владимир Путин. [5] это говорит о том, насколько ключевой признаётся роль учителя в нашем государстве. Поэтому крайне важно работать над минимизацией возможного выгорания среди педагогов. Профессиональные конкурсы могут стать теми новыми горизонтами, которые помогут освежить взгляд учителя на свою работу и мотивировать его к дальнейшему профессиональному росту.

Список источников

  1. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/45124/1/Education_issues_1_2016_22.pdf
  2. https://ru.citaty.net/tsitaty/464228-konstantin-dmitrievich-ushinskii-ditia-trebuet-deiatelnosti-besprestanno-i-utomliaets/
  3. https://mgoprof.ru/?p=29074
  4. https://praktiki.mosmetod.ru/
  5. https://www.vesti.ru/article/2622283