Дополнительная общеразвивающая программа «Артмикс-декор»

Разделы: Дополнительное образование


Адресат программы:

  • учащиеся дошкольники,
  • учащиеся младшего, среднего, старшего школьного возраста

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Артмикс-декор» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.) «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
  4. 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  5. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18. 11. 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  6. Уставом МБУДО г. Иркутска ЦДТ «Октябрьский».

За основу дополнительной общеразвивающей программы «Артмикс-декор», использован: опыт специалистов в области развития художественного творчества детей: Голубевой Е.С., Дороновой А.А, Комаровой Т.С., Лыковой И.А., Халезовой Н.Б., А.Н.Леонтьева, H.H.Поддьякова и др.

Направленность программы: Художественная.

Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что в наши дни декоративно-прикладное творчество переживает необычайный расцвет. С одной стороны, велик интерес к традициям, с другой - новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности для воплощения композиционного замысла, эмоционального самовыражения личности. Приобщение детей к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью обучения и воспитания детей.

Педагогическая целесообразность: Данная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить технологические навыки, навыки поиска и применения новой информации, творческие способности каждого ребёнка с первых занятий. В процессе обучения идёт выявление творчески одарённых детей. Работа с одарёнными детьми ведётся по отдельной программе «Проектная деятельность» или по индивидуальным образовательным планам.

Отличительные особенности программы: Приоритетные направления - развивающая модель образования, использование индивидуально-ориентированного обучения, мотивация творческой деятельности, что помогает воспитать ребенка самостоятельной, ответственной, критически мыслящей личностью, умеющей находить свое место в большом или малом коллективе с, приобретением социального опыта.

Для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, практические упражнения, творческие и самостоятельные задания, презентации в программе Power Point, работа в творческих малых группах, индивидуальные зачёты, позволяющие избежать пассивного восприятия информации и максимально использовать творческий потенциал обучающихся. Структура программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, умений и навыков обучающихся, освоение материала путем последовательного усвоения программы с учетом возрастных особенностей детей.

Адресат программы: Программа рассчитана на учащихся дошкольного и школьного возраста без предварительной подготовки. Данная программа предназначена для обучения девочек и мальчиков. Группы могут быть, как одновозрастные, так и разновозрастные.

Возрастные особенности детей:

  • Дошкольный возраст - от 6-7 лет. Высокий уровень активности, стремление к общению вне семьи, любознательность, частичное отсутствие навыков самообслуживания, соблюдения режима, трудовой деятельности, утомляемость, неумение сосредоточиться, эмоциональная неуравновешенность, отсутствие чувства времени, слепое подражание взрослым, начинает проявляться индивидуальность. Наиболее интересное для этого возраста: ролевая игра, ручное творчество, труд по самообслуживанию, познавательная деятельность, общественнозначимая деятельность.
  • Младший школьный возраст - от 7 до 11-12 лет. 8-10 лет. Энергичность, инициативность, настойчивость, быстрота в действиях, стремление к большой мускульной активности, нуждаются в постоянной деятельности, любовь к коллективным играм, не боязнь проигрывать, чувствительность к критике, обидчивость, постоянно меняющиеся интересы. 11-12 лет. Стремление к самостоятельности, самоутверждению, признанию, активность, отсутствие инициативы, нет навыков самоорганизации, неустойчивость эмоций, конфликтность, стремление быть как все, разделение на группы по половому признаку. Наиболее интересное для этого возраста: коллективная игра, ручное творчество, спорт, общественнозначимая деятельность, занятия по интересам.
  • Средний школьный возраст (подростковый) - от 12 до 15 лет. Стремление к взрослости, к самоутверждению во взрослой позиции, прямолинейность, нетерпимость, в том числе к тем, кто не с ними, любят спорить, мнение коллектива менее важно, нет стремления к получению оценки их деятельности со стороны взрослых. Наиболее интересное для этого возраста: творчество, романтика, спорт, техника, туризм.
  • Старший школьный возраст (ранняя юность) - от 15 до 17 лет. Изменение эстетических чувств, способность эмоционального восприятия в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни, стремление к социальному утверждению. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Наиболее интересное для этого возраста: творчество, романтика, имиджелогия, мода, волонтерство и др.

Срок освоения программы: 1 год.

Форма обучения: Очная.

Режим занятий: При 2 часовой нагрузке в неделю-72 часа в год (1 раз в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом или 2 раза по 1 часу), 4 часовой нагрузке в неделю - 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом).

Цель программы: развитие художественного вкуса и творческих способностей учащихся через обучение видам современного рукоделия и декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

Воспитательные:

  • обеспечить сплочение детского коллектива, воспитание дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания;
  • воспитывать трудовые качества (аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие и др.)

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать стремление к самостоятельному творчеству;
  • совершенствовать умение и навыки работы с различными материалами (акварельные карандаши, ткань, атласная лента, фоамиран (вспененная резина), фольга, журнальная бумага, бусины, стразы и др.).

Обучающие:

  • формировать у учащихся интерес и любовь к различным видам искусства (живопись, прикладное искусство, мультипликация,
  • ювелирное искусство, театр и др.);
  • обучить технологиям декоративно-прикладного искусства и принципам работы с различными инструментами и материалами;
  • обучить самостоятельной творческой деятельности при изготовлении изделий различной сложности.

Объем программы: 72 часа, 144 часа.

1. Вводное занятие (2 часа)

Содержание программы (72 часа в год)

Теория 1 час. Правила по технике безопасности. Материаловедение.

Практика 1 час. Соблюдение порядка на рабочем месте. Анкетирование

2. Аппликация из различных материалов (10 часов)

Основы композиции, колористики

Теория 2 часа. Использование различных материалов в декоративно-прикладном творчестве (журнальная бумага, фоамиран и др.).

Инструменты и материалы. Крепеж. Основы для композиций. Средства выразительности композиции. Способы разработки эскиза. Аппликации из различного материала. Панно, аппликация в раме.

Практика 8 часов.

Практическая работа. Изготовление небольших аппликаций в различных жанрах на выбор (натюрморт, портрет, пейзаж, анималистика, пальчиковые куклы).

Практическая работа. Подготовка основы для композиции. Работа по готовым эскизам (по выбору). Выполнение аппликации на основе, с живописным или декоративным эффектом (выбор цвета, материала, формы и размера).

Промежуточный контроль. Устный опрос. Индивидуальный зачёт.

3. Сувениры из различных материалов (10 часов)

Теория 2 часа.

Сведения о материалах и инструментах. Техника безопасности. Технология изготовления. Способы оформления работ.

Демонстрация образцов (ванильные сувениры, сувенир - антистресс, из проволоки).

Практика 8 часов.

Изготовление сувениров (сувенирная кукла, ванильный сувенир, магнит, ловец снов, сувенир - антистресс и др.).

Практическая работа. Изготовление сувениров (примитивы по шаблонам, по эскизам детей).

4. Свит-дизайн (6 часов)

Теория 1 час. Свит-дизайн (от англ. sweet - сладкий, сласти) - это составление композиций из кондитерских изделий, в частности из конфет. Последовательность выполнения работы.

Практика 5 часов. Изготовление оригинальных букетов из конфет, в качестве подарка.

Промежуточная аттестация. Творческое задание.

5. Кофейные деревья. Топиарии (10 часов)

Теория 2 часа.

Современный топиарий - это миниатюрная копия деревьев и кустиков для украшения и декорирования квартиры, дома, дачи и только от фантазии умелого флориста зависит, какую форму кроны он подарит своему собственному дереву.

Составные части топиария (основа для кроны, ствол, основа, горшок или подставка, декоративные материалы).

Виды топиатиев. Парящая чаша или рог изобилия. Топиарий из органзы (ткани). Кофейный топиарий. Топиарии по временам года. Цветочные топиарии.

Декоративные материалы: для кроны - пенопластовые шарики бусинки, кофейные зёрна, готовые цветочки; для ствола (стебля, стержня) - краска, фольга, тонкая бечевка; для горшка - ракушки или камешки, гипс и др.

Практика 8 часов.

Технология выполнения топиария. Заготовка, выбор составных частей, сборка, декорация.

Практическая работа. Пробное изготовление топиария - парящая чаша.

Практическая работа. Изготовление тематического топиария.

Промежуточная аттестация. Творческое задание или самостоятельная работа.

6. Декор. Декупаж (10 часов)

Теория 2 часа.

История и направления в декупаже (прованс, шебби-шик, этно, кантри и др.) Технология изготовления.

Практика 8 часов. Практическая работа. Нанесение вырезанных рисунков на предметы с последующим закреплением лаком или клея для фиксации и долговечности. Промежуточная аттестация. Творческое задание или самостоятельная работа.

7. Декор. Работа с тканью, лентами, нитками, шерстью (8 часов)

Теория 1 час.

Способы декора. Знакомство с различными видами ткани. Тканевая лоскутная аппликация. Беседа о лоскутной аппликации (клеевая, полуобъёмная, объёмная). Виды тканей и лент, колористика, композиция. Техника безопасности. Кукольная техника - формирование кукол из тканей разной фактуры и цвета. История техники «Канзаши». Способы оформления работ. Демонстрация образцов (текстильные куклы, канзаши - банты, помпоны, картины из ниток, шерсти).

Практика 7 часов.

Практическая работа. Выполнение аппликаций (клеевая, полуобъёмная, объёмная) по образцу. Изготовление настенного панно. Изготовление простейших бантов из атласных лент в технике «Канзаши». Оформление и декорирование работ.

Технология работы с нитками, шерстью. Простейшие приёмы работы с нитками. Виды ниток, их применение. Технология изготовление кистей и помпонов из ниток. Изготовление картины из ниток, шерсти.

Практическая работа. Изготовление кистей и помпонов различных видов и размеров. Выполнение картины из ниток, шерсти. Работа по образцу, по эскизам детей. Промежуточный контроль. Творческое задание или самостоятельная работа.

8. Лепка из фольги и пластики (4 часа)

Теория 1 час.

Фольга - прекрасный материал для изготовления увлекательных изделий (забавные зверушки, птицы, насекомые, цветы, украшения и др.). Свойства фольги. Благородный металлический блеск, податливость и пластичность. Пластика - свойства, правила хранения и смешивания.

Практика 3 часа.

Практическая работа. Ажурные цветы. Скручивание и соединение жгутов. Декорация. Декупаж на фольге. Наклеивание на фольгу верхнего слоя салфетки и покрытие акриловым лаком (эффект внутреннего перламутрового свечения).

Объёмные изделия, полу - объёмные аппликации. Сжимание, скручивание, тиснение. Мелкие изделия из пластики.

Практическая работа. Выполнение изделий различной степени сложности.

9. Участие в конкурсах и выставках (6 часов)

Теория 1 час. Беседа о выставках и конкурсах. Правила размещения работ. Эстетика оформления работ.

Практика 5 часов. Подготовка работ к выставкам и конкурсам (рабочие, постоянно действующие в учебном кабинете, к мероприятию ЦДТ, тематические, городские, областные и т.д.).

10. Праздники народного календаря (4 часа)

Теория 1час. Знакомство с историей и традициями народных праздников.

Практика 3 часа. Участие в праздниках народного календаря.

11. Итоговое занятие. Выставка (2 часа)

Теория 1 час. Подведение итогов.

Практика 1 час. Выставка творческих работ. Итоговая аттестация. Отчетная выставка.

Содержание программы (144 часа в год)

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория 1 час. Правила по технике безопасности. Материаловедение.

Практика 1 час. Соблюдение порядка на рабочем месте. Анкетирование

2. Аппликация из различных материалов (20 часов)

Основы композиции, колористики

Теория 4 часа. Использование различных материалов в декоративно-прикладном творчестве (журнальная бумага, фоамиран и др.).

Инструменты и материалы. Крепеж. Основы для композиций. Средства выразительности композиции.

Способы разработки эскиза. Аппликации из различного материала. Панно, аппликация в раме.

Практика 16 часов. Практическая работа. Изготовление небольших аппликаций в различных жанрах на выбор (натюрморт, портрет, пейзаж, анималистика, пальчиковые куклы). Практическая работа. Подготовка основы для композиции. Работа по готовым эскизам (по выбору). Выполнение аппликации на основе, с живописным или декоративным эффектом (выбор цвета, материала, формы и размера).
Промежуточный контроль. Устный опрос. Индивидуальный зачёт.

3. Сувениры из различных материалов (20 часов)

Теория 4 часа. Сведения о материалах и инструментах. Техника безопасности. Технология изготовления. Способы оформления работ.
Демонстрация образцов (ванильные сувениры, сувенир-антистресс, из проволоки).

Практика 16 часов. Изготовление сувениров (сувенирная кукла, ванильный сувенир, магнит, ловец снов, сувенир-антистресс и др.).

Практическая работа. Изготовление сувениров (примитивы по шаблонам, по эскизам детей).

4. Свит-дизайн (10 часов)

Теория 2 часа. Свит-дизайн (от англ. sweet - сладкий, сласти) - это составление композиций из кондитерских изделий, в частности из конфет. Последовательность выполнения работы.

Практика 8 часов. Изготовление оригинальных букетов из конфет, в качестве подарка.

Промежуточная аттестация. Творческое задание.

5. Кофейные деревья. Топиарии (18 часов)

Теория 2 часа. Современный топиарий - это миниатюрная копия деревьев и кустиков для украшения и декорирования квартиры, дома, дачи и только от фантазии умелого флориста зависит, какую форму кроны он подарит своему собственному дереву. Составные части топиария (основа для кроны, ствол, основа, горшок или подставка, декоративные материалы). Виды топиатиев. Парящая чаша или рог изобилия.

Топиарий из органзы (ткани). Кофейный топиарий. Топиарии по временам года. Цветочные топиарии. Декоративные материалы: для кроны - пенопластовые шарики бусинки, кофейные зёрна, готовые цветочки; для ствола (стебля, стержня) - краска, фольга, тонкая бечевка; для горшка - ракушки или камешки, гипс и др.

Практика 16 часов. Технология выполнения топиария. Заготовка, выбор составных частей, сборка, декорация.

Практическая работа. Пробное изготовление топиария - парящая чаша. Практическая работа. Изготовление тематического топиария.

Промежуточная аттестация. Творческое задание или самостоятельная работа.

6. Декор. Декупаж (20 часов)

Теория 4 часа. История и направления в декупаже (прованс, шебби-шик, этно, кантри и др.) Технология изготовления.

Практика 16 часов.

Практическая работа. Нанесение вырезанных рисунков на предметы с последующим закреплением лаком или клея для фиксации и долговечности.

Промежуточная аттестация. Творческое задание или самостоятельная работа.

7. Декор. Работа с тканью, лентами, нитками, шерстью (18 часов)

Теория 2 часа. Способы декора. Знакомство с различными видами ткани.

Тканевая лоскутная аппликация. Беседа о лоскутной аппликации (клеевая, полуобъёмная, объёмная). Виды тканей и лент, колористика, композиция. Техника безопасности. Кукольная техника - формирование кукол из тканей разной фактуры и цвета. История техники «Канзаши». Способы оформления работ. Демонстрация образцов (текстильные куклы, канзаши - банты, помпоны, картины из ниток, шерсти).

Практика 16 часов.

Практическая работа. Выполнение аппликаций (клеевая, полуобъёмная, объёмная) по образцу. Изготовление настенного панно. Изготовление простейших бантов из атласных лент в технике «Канзаши». Оформление и декорирование работ.

Технология работы с нитками, шерстью. Простейшие приёмы работы с нитками. Виды ниток, их применение. Технология изготовление кистей и помпонов из ниток. Изготовление картины из ниток, шерсти.

Практическая работа. Изготовление кистей, помпонов, бусин различных видов и размеров. Выполнение картины из ниток, шерсти. Работа по образцу, по эскизам детей.

Промежуточный контроль. Творческое задание или самостоятельная работа.

8. Лепка из фольги и пластики (12 часов)

Теория 1 час.

Фольга - прекрасный материал для изготовления увлекательных изделий (забавные зверушки, птицы, насекомые, цветы, украшения и др.). Свойства фольги. Благородный металлический блеск, податливость и пластичность. Пластика - свойства, правила хранения и смешивания.

Практика 11 часов.

Практическая работа. Ажурные цветы. Силуэтная аппликация. Скручивание и соединение жгутов. Декорация. Декупаж на фольге. Наклеивание на фольгу верхнего слоя салфетки и покрытие акриловым лаком (эффект внутреннего перламутрового свечения).

Объёмные изделия, полу - объёмные аппликации. Сжимание, скручивание, тиснение. Мелкие изделия из пластики.

Практическая работа. Выполнение изделий различной степени сложности.

9. Участие в конкурсах и выставках (12 часов)

Теория 1 час. Беседа о выставках и конкурсах. Правила размещения работ. Эстетика оформления работ.

Практика 11 часов. Подготовка работ к выставкам и конкурсам (рабочие, постоянно действующие в учебном кабинете, к мероприятию ЦДТ, тематические, городские, областные и т.д.).

10. Праздники народного календаря (10 часов)

Теория 1 час. Знакомство с историей и традициями народных праздников.

Практика 9 часов. Участие в праздниках народного календаря.

11. Итоговое занятие. Выставка (2 часа)

Теория 1 час. Подведение итогов.

Практика 1 час. Выставка творческих работ. Итоговая аттестация. Отчетная выставка.

Планируемые результаты:

К концу обучения учащиеся будут знать:
- название и назначение материалов - бумага, ткань, атласная лента, фольга, нитки, фоамиран и др.;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисти для клея и красок, игла и др.;
- способы соединения деталей, последовательность выполнения изделий;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

К концу обучения учащиеся будут уметь:
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно использовать материалы.

К концу обучения дети научатся:
- подбирать эскизы и цветовую гамму для работы;
- изготавливать аппликационные работы из различных материалов;
- изготавливать изделия с соблюдением технологии (аксессуары, сувениры, топиарии, текстильные куклы);
- принимать участие в коллективных работах и выставках;
- принимать участие в защите творческой работы.

См. продолжение программы