Интегрированный урок математики и окружающего мира. Тема урока: «Умножение на трёхзначные числа. Планеты Солнечной системы». 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Краеведение, Профессия — педагог

Класс: 3

Ключевые слова: математика, окружающий мир, умножение на трехзначное число


Основные цели

Метапредметные

  • Тренировать умение проводить самооценку своей деятельности по построенному алгоритму.

Предметные

  • Сформировать умение умножать многозначное числа на трёхзначное число.
  • Тренировать умение письменно умножать на двухзначное число, используя распределительное свойство умножения.
  • Тренировать устные вычислительные навыки табличного умножения.
  • Дать первичное представление о планетах Солнечной системы.

Заметки на полях

Алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное вводится на уроке 18 аналогично алгоритму умножения на двузначное число, однако распределительное свойство умножения, лежащее в основе этого введения, распространяется на три слагаемых.

На уроке учащиеся выполняют следующие виды математических действий:

  • строят и применяют алгоритмы умножения на трехзначное число, записывают умножение на трехзначное число в столбик, проверяют правильность выполнения действий с помощью алгоритма и вычислений на калькуляторе;
  • решают вычислительные примеры, уравнения, простые и составные задачи изученных типов;
  • исполняют вычислительные алгоритмы, заданные в виде схем и блок-схем, фиксируют результаты вычислений в таблице, записывают заданную программу действий с помощью числового выражения;
  • выполняют задания поискового и творческого характера.

Основные структурные элементы урока:

1. Новое знание: алгоритм умножения числа на трехзначное число.

2. Пробное действие: № 2 (а), стр. 33 (РТ).

3. Фиксация затруднения: я пока не могу вычислить произведение на трехзначное число в столбик.

4. Фиксация причины затруднения: пока не знаю алгоритма умножения на трехзначное число в столбик.

5. Цель деятельности учащихся: узнать алгоритма умножения на трехзначное число в столбик.

6. Фиксация нового знания: алгоритма умножения на трехзначное число в столбик.

Оборудование.

1) Демонстрационный материал

  • Д-18.1 Карточка с девизом урока.
  • Д−18.2 Карточки с числами для этапа мотивации.
  • Д−18.3 Распределительное свойство для двух чисел.
  • Д−18.4 Алгоритм умножения на двузначное число.
  • Д−18.5 Алгоритм умножения на круглое многозначное число.
  • Д−18.6 Алгоритм умножения на трёхзначное число.
  • Д−18.7 Подробный образец выполнения задания в парах.

2) Раздаточный материал

  • Р−18.1 Эталон для самопроверки.
  • Презентация к уроку 18: слайды 1−14.
  • Печатная форма учебника (3 класс, часть 3).
  • Рабочая тетрадь к учебнику (3 класс, часть 3).

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Какой праздник мы отмечали совсем недавно? (День космонавтики)

Мчатся ракеты
к дальним мирам,
К подвигу сердце рвётся…
Кто верит крылатым,
как песня, мечтам,
Тот цели своей добьётся!

- Вы готовы сегодня открывать новые знания и добиться цели?

Загадка про солнце.

- Как называется планетная система?

- Итак, наша ракета готова отправиться в космическое путешествие.

- Отгадайте, на какую планету мы прилетели (Меркурий)

Сколько звёзд на небе?
А травинок в поле?
Сколько крошек в хлебе?
Сколько капель в море?
На вопросы эти
Не найти ответ,
Но сейчас вам, дети,
Дам один совет.
Если попытаться
С числами дружить,
Можно не бояться,
Жить и не тужить.

108, 2, 57, 59, 61

(За 108 мин Гагарин облетел Землю; 2 года назад открыта Школа космонавтики во Владикавказе; 57 лет как первый раз человек вышел в открытый космос - Леонов; 59 лет назад в космосе побывала первая женщина - В. Терешкова; 61 год назад Ю.Гагарин полетел в космос.)

- Что вы можете сказать об этих числах? - Какие операции с многозначными числами вы умеете выполнять? (Сравнивать, складывать, вычитать, умножать.)

- Назовите пары чисел, произведение которых вы можете найти.

- Расположите числа в порядке возрастания.

- Наше путешествие тоже будет к планетам в порядке возрастания их массы.

- Сегодня на уроке вы продолжите работу с многозначными числами.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Продолжим наш полёт.

- Отгадайте, на какой мы планете? (Марс)

- Назовите, по какому плану мы обычно работаем при открытии нового знания?

- Вначале повторим то, что нам может пригодиться при открытии нового знания.

1. - Какой последний случай умножения мы изучали? (На двузначное число)

Учащиеся в парах выполняют задание и показывают результат работы учителю. Если выясняется, что у кого-то из учащихся есть ошибки, то предлагается им озвучить, как они находили результат.

Решение задания:

2. Действие умножение используется в различных формулах, которые помогут открыть новое знание.

Соотнесите формулы с их названиями.

3. - Для того чтобы подготовится к открытию нового я вам предлагаю выполнить задание № 1 (РТ), стр. 33.

Задание выполняется поэтапно с последовательной проверкой: 1) дописывается распределительное свойство умножения для трех чисел; 2) находится произведение многозначных чисел с использованием распределительного свойства умножения.

Решение задания:

a • (b + c + d) = ab + ac + ad

156 • 324 = 156 • (300 + 20 + 4) =
= 156 · 300 + 156 ∙ 20 + 156 ∙ 4 =
= 46 800 + 3120 + 624 = 50 544.

- Что вы повторили? (…)

- Какое следующее задание?

- Вам надо выполнить задание № 2 (а) (РТ), стр. 33. Является ли это задание пробным, обоснуйте свой ответ. (Да, является пробным, т.к. надо выполнить умножение в столбик.)

Учащиеся выполняют задание на планшетках.

- У кого нет результата?

- Что вы пока не можете сделать?

- Поднимите планшетки с результатами. Как вы можете доказать, что действовали правильно, каким эталоном вы могли воспользоваться?

- Что вы пока не можете сделать? (Мы пока не можем доказать, что действовали правильно, не можем назвать эталон, которым пользовались.)

3. Выявление места и причины затруднения

- Отгадайте, на какой мы планете?

Уч-ся отгадывают загадку (Венера), а затем читают краткую информацию о планете.

- Она очень горячая и мы не будем долго на ней задерживаться.

- Что необходимо сделать? (Остановиться и определить причину возникшего затруднения.)

- Какое задание выполняли? (Находили произведение на трёхзначное число в столбик.)

- Как пробовали выполнять задание? (…)

- Почему не смогли выполнить задание или не можете обосновать свои действия? (У нас пока нет способа умножения на трёхзначное число в столбик.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Сейчас вам предстоит отгадать, к какой планете мы приблизились?

Уч-ся отгадывают загадку (Нептун), а затем читают краткую информацию о планете.

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Построить правило умножения на трёхзначное число в столбик и научиться умножать на трёхзначные числа в столбик.)

- Сформулируйте тему урока. (Умножение на трёхзначные числа в столбик.)

Учитель записывает на доске тему урока.

- Прочтите задание № 2 (б) (РТ), стр. 33 и составьте план своей работы. (Дописать равенства на схеме, предложить свой способ умножения в столбик на трёхзначное число, проверить себя по учебнику.)

5. Реализация построенного проекта

- Отгадайте, к какой планете мы приблизились?

Уч-ся отгадывают загадку (Уран), а затем читают краткую информацию о планете.

Учащиеся работают в группах 5 минут, обсуждаются итоги работы групп. Учитель может организовать подводящий диалог. В результате обсуждения на доске фиксируется эталон умножения на трехзначное число (Д−18.6):

- Сравните полученный алгоритм с правилом в учебнике на стр. 36.

Дети читают правило про себя, затем один ученик вслух.

- Справились с затруднением? - Молодцы!

- Какие задания вы теперь можете выполнять? (Мы теперь можем умножать любые числа на трёхзначные.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Итак, следующая планета.

Уч-ся отгадывают загадку (Сатурн), а затем читают краткую информацию о планете.

- А теперь что необходимо в дальнейшей работе на уроке? (Научиться применять новый эталон.)

На этапе предлагается фронтально выполнить третий пример из № 3 (РТ), стр. 33, а первый и второй пример - в парах. После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по подробному образцу (Д−18.7, слайд 3):

- У кого задание вызвало затруднение?

- На каком шаге алгоритма вы допустили ошибку?

- Кто задание выполнил правильно?

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону

Уч-ся отгадывают загадку про очередную планету (Юпитер), а затем читают краткую информацию о планете.

Для самостоятельной работы предлагается выполнить № 4 (а) (У), стр. 39. Выполнение задания сопоставляется с эталоном для самопроверки (Р−18.1):

- Кто действовал так же и получил тот же результат - поставьте «+».

- Молодцы!

- У кого получился другой ответ - поставьте «?», найдите по шагам место, где допущена ошибка, обведите её. - Обратите внимание на это место. - Молодцы в том, что сумели найти место, в котором допущена ошибка. - Поставьте рядом «+».

8. Включение в систему знаний и повторение

- А эту планету с 2006 года уже не считают планетой.

- Отгадайте. Как она называется?

Уч-ся отгадывают загадку про очередную планету (Плутон), а затем читают краткую информацию о планете.

- Где нам могут пригодиться полученные знания? (При решении задач.)

1. № 3 (У), стр. 39.

- Прочитайте текст задачи.

- На какие вопросы можно ответить по данной записи примеров?

- Запишите решение задачи:

485*365=177025(авт.)

Ответ: за год завод выпускает 177025 автомобилей.

9. Рефлексия деятельности на уроке

Но вот наше виртуальное путешествие подошло к концу.

- Чему мы сегодня учились на уроке?

- Мы достигли своей цели?

- Сегодня вы ещё на один шаг продвинулись в своём обучении.

- Назовите учеников, чья работа вам больше всего понравилась?

- А теперь оцените самих себя.

- Ребята, у каждого из вас по 3 прямоугольника: зелёного, жёлтого, красного цвета. Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

1) если вам было сложно, вы не справились с самостоятельной работой и трудности остались в конце урока - возьмите прямоугольник красного цвета и вырежете из него ракету

2) если в процессе самостоятельной работы вы смогли преодолеть свои затруднения, но что-то ещё осталось не совсем понятным или были недочёты в работе - ракету жёлтого цвета;

3) если вам всё ясно и понятно, а самостоятельная работа не вызвала никаких затруднений и вы были активным участником урока - ракету зелёного цвета.

Д/з: (У.) Стр.39. №4 (б, ж), №7.