Формирования навыков безопасного поведения с использованием знаково-символических средств

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников в дошкольной организации необходимо осуществлять в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций в помещении и на участке, а также воспитание безопасного поведения у самих дошкольников.

Методы подразделяются на словесные (рассказ, беседа, вопросы к детям и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.) и практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.).

Стоит отметить, что воспитателю стоит быть очень аккуратным, и во время обсуждения опасных ситуаций не перегнуть палку и не перепугать детей. Имеет смысл объяснить детям, что тот, кто предупрежден, тот вооружен. И что соблюдение правил безопасности поможет избежать наступления неприятностей.

Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Лучший урок безопасного поведения для дошкольников - это пример окружающих ребёнка взрослых. Не будет лишним, на каждое «нельзя» добавлять какое-то «можно». Например: нельзя шуметь в лесу, но зато можно наблюдать за природой и фотографировать увиденное.

Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий - метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Просмотр обучающих мультфильмов - это метод наиболее привлекателен для детей электронных энциклопедий - современные разновидности наглядного метода.

Также к наглядному методу можно отнести фиксацию полученной информации с помощью условных знаков.

Мною был разработан комплект знаков на тему «Безопасность в природе». Знаки поделены на две большие группы: то, что делать в лесу можно и что нельзя.

В качестве фиксации и закрепления информации после каждой тематической беседы или занятия детям предлагались раскраски-знаки по заданной теме.

В результате проведенной работы, обсуждений, чтения литературы, с опорой на разработанный комплект знаков дети успешно освоили предложенный материал, могли составить связный рассказ на тему «Безопасное поведение в лесу».