Воспитывать патриота в начальной школе

Разделы: Патриотическое воспитание


Патриот - это человек, служащий родине,
а родина - это прежде всего народ.

Николай Гаврилович Чернышевский

Сейчас в современном мире происходят большие перемены. Идут войны во многих точках нашей планеты. Во многих странах политики ведут работу против нашей страны. Мы же не должны этого делать. Но, должны говорить о том, что наша страна борется за справедливость, она богата и самое главное, что она против войн! Должны любить свою страну, гордиться ей.

Мы учителя должны воспитывать на уроках у детей патриотизм. Как говорил Николай Гаврилович Чернышевский «Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ».

Для всех педагогов очевидной является истина: в новых условиях общественного воспитания нужно строить по-новому, по-новому воспитывать.

Главной целью образования становится не передача знаний социального опыта, а развития личности ученика.

Происходят изменения в обществе, поэтому определятся новые требования к системе образования. В ходе изучения внутреннего социума школы мною выделены педагогические проблемы учащихся:

  • ослабленное понимание роли человека в обществе;
  • ослабление института семьи;
  • плохое отношение друг к другу;
  • не умение отвечать за свои поступки;
  • плохое отношение ко всему живому;
  • не знания символов государства.

В настоящее время общепризнанным является факт, что совершенствование патриотического, духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.

Согласно культурологическому понятию, духовная культура или духовность, состоит из многих областей. Сюда входят все области наук о природе и обществе, литература и поэзия, все виды искусств, а также право, мораль, правила, образцы и нормы поведения, традиции, язык, символы, обычаи, обряды, религия.

«Духовность - свойство природы самого человека, это то уникальное исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух - это мышление, и сознание, и воля человеческая, это весь единый целостный поток, который составляет особенность человека.

Душа есть и у растения, и у животного - это психика, а вот творчество, сознание. Свобода, добро - это дух. Если отнять у человека все, что нематериально, - мысль, чувство, совесть и т.д., во что превратится человек? В говорящего робота. (А.Мень)

Духовность - есть высшее достояние человеческой души, сердце личности, направленность человеческого ума на высокие цели и задачи, связанная со смыслом существования себя и других, возвышенность помыслов и чувств, развитость и постоянное совершенствование нравственного потенциала личности. Духовность придает смысл нашей жизни. В ней мы черпаем ответы на вопросы о смысли жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения. Духовность открывает нам смысл любви, совести, чувству долга, к искусству, науке, творчеству. Духовная личность не может быть жадной, злой, завистливой, лицемерной, неудовлетворенной, ведь духовность, дает радость.

Отличительная черта духовного человека- это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живет такая личность. Духовность это состояние личности, которое выражается в гармонии человека и Космоса и дает ощущение единства с окружающим миром, природой, людьми. Настоящая духовность проявляется там, где она сочетается с реальным обновлением, развитием и самосовершенствованием человека.

Нравственность - основа духовного здоровья человека. Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

В школе необходимо создать такую атмосферу, которая бы способствовала становлению хорошего ученика и пробуждала в нем делать добро. Необходимо учить детей добру, истине и красоте, воспитывать духовность «уже в инстинкте ребенка» (И.А.Ильин).

В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятие мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. В.А.Сухомлинский считал, что «…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Основными условиями в воспитании патриотической личности младшего школьника выступают:

  • познание, практическая деятельность, направлена на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности;
  • творческое осуществление нравственного становления личности с учетом современных социальных ценностей и этнокультурных традиций.

Вместе с тем в ходе преподавания основ морали рассматривается нравственное содержание не только индивидуальной, но и социальной позиции человека. Иначе говоря, школьник учится смотреть на жизнь, как с личной, так и с общественной точки зрения общества, через прочитанную литературу.

В процессе совместной деятельности дети общаются друг с другом, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример.

Нравственные качества, как формы общественного поведения, являются результатом личного побуждения и эмоционально-положительного отношения ученика. Сам ученик не вырабатывает нормы поведения, а усваивает их на примере жизни творческих, героических людей, наблюдений за красотой мира. Для знакомства детей с нравственными нормами используется рассказ учителя, этическая беседа, главное назначение которой - помочь школьникам в опросах морали, сформировать нравственную позицию, помочь осознать личный нравственный опыт поведения, прививать умение вырабатывать нравственные взгляды.

Патриотическое воспитание строится на экскурсиях, которые воспитывают у школьников уважение у труда людей, интерес к богатствам родного края и страны, бережное отношение к природе, чтение книг, просмотр фильмов, беседы, проекты, умение правильно добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания.

Через духовность, нравственность, познание, практическая деятельность, творческое осуществление нравственного становления личности вырастает человек-патриот. Он служит своей Родине и своему народу. Служит в мирных целях.