Малые фольклорные жанры. Проект "На ярмарке". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Фольклорные традиции в образовании»

Класс: 2

Ключевые слова: малые формы фольклора


Варианты проведения: среди учащихся класса или на параллели.

Организационный этап

Участвуют 5 команд по 3-4 человека. Каждая команда должна пройти 5 этапов ярмарки. Командам предлагаются задания, которые они должны выполнить за определённое время. Каждой команде даётся 3 попытки для ответа. Выполнение заданий оценивается с помощью жетонов разных цветов (красный жетон получают за выполнение заданий с первой попытки, жёлтый жетон - со второй попытки, синий жетон - с третьей попытки). На каждом этапе ярмарки работают коробейники (или родители, или старшеклассники, или заранее подготовленные учителем ученики). Они будут встречать команды у «прилавков». Участники команд заранее получают задания выучить скороговорки, песенки-потешки, считалки, пословицы и т.д.

Продолжительность ярмарки - 40-45 минут.

Оборудование: Класс разделить на 5 секторов. В каждом секторе вывеска-плакат с названием «прилавка» и его номером. Встречающие у «прилавков» одеты в народные костюмы. Приготовить карточки с заданиями, коробочки для загадок, конверты для жетонов по количеству команд.

1. Доигровой этап

Создаются команды для участия в ярмарке.

2. Игровой этап

- Выход коробейников.

- Ведущий знакомит с правилами ярмарки:

  • команды должны перемещаться по секторам в соответствии с маршрутным листом, в котором коробейники отмечают прохождения этапов.
  • по завершению ярмарки конверты с полученными жетонами и маршрутными листами сдаются ведущему.

- Ведущий перечисляет этапы ярмарки и кратко раскрывает содержание этапов и способ оценивания.

- Команды получают маршрутные листы: указаны названия «прилавков», порядок следования.

- Объявляется старт.

3. Послеигровой этап

- Подводятся итоги игры.

За правильный ответ команда получает баллы, соответствующие «цвету» жетонов (красный - 5 баллов, жёлтый - 4 балла, синий - 3 балла). Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

- Проводится награждение участников и победителей.

Пример.

Прилавок № 4 «Загадки»

Проведение этапа

Перед участниками стопка карточек (20-30 штук) с загадками и 5 коробочек с названиями тем. Отвечающие поочерёдно берут карточки с загадками и называют отгадку. Карточки кладут в соответствующие отгадкам коробочки. Каждому отвечающему игроку команды даётся 3 попытки. Время выполнения задания для всей команды- 3 минуты. Количество жетонов - количество правильно отгаданных загадок.

Коробейник:

Ой-люли, та-ра-ра!
Заходи-ка, детвора!
Да подумай, посмекай,
Все загадки отгадай.

- Загадки на Руси были в глубокой древности. Загадки- это и игра, и состязание, развлечение и умение. В загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Загадки -это и история Родины.

- На столе лежат карточки с загадками. Вам нужно как можно быстрее разложить их в коробочки по темам: животные, овощи, домашняя утварь, инструменты, неживая природа

Коробочка «Неживая природа»

1.

Украшал ночную синь
Серебристый апельсин.
А прошла неделька только -
От него осталась долька. (Луна)

2.

Золотое яблочко
По небу катится:
А улыбки-лучи
Очень горячи. (Солнце)

3.

Приказало солнце: "Стой!
Семицветный мост крутой!"
Тучи скрыли солнца свет -
Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)

4.

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)

Коробочка «Животные»

1.

Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)

2.

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

3.

На овчарку он похож:
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

4.

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк)

Коробочка «Овощи»

1.

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять. (картофель)

2.

Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (капуста)

3.

Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (морковь)

4.

Над землей трава,
Под землей бордовая голова. (свёкла)

Коробочка «Инструменты»

1.

На пальце одном
Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)

2.

Быстро грызёт, мелко жуёт,
Сама не глотает.
Что это, кто отгадает? (Пила)

3.

У конька, у горбунка
Деревянные бока.
У него из-под копыт
Стружка белая бежит. (Рубанок)

4.

Наточили острый нос,
Колотили острый нос.
Поработал острый нос -
Увезли зелёный воз. (Коса)

Коробочка «Домашняя утварь»

1.

Языка нет,
А правду скажет. (Зеркало)

2.

Бегал бегунок
Да шмыг в уголок. (Веник)

3.

Три братца
Пошли на реку купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)

4.

Новая посудина -
Вся в дырках. (Сито, решето)

https://yadi.sk/i/tHI3od-839SLoh