Применение исследовательских проектов экологической направленности в практике современной школы

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология


В последнее десятилетие во всем мире резко возросло воздействие человека на окружающую среду. Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о изменении своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования подрастающего поколения. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства [1].

Экологическое образование должно стать приоритетным, охватывать людей различного возраста и специальностей. Поэтому важным звеном современного образования все в большей степени является экологическое образование и воспитание.

Содержательным ядром экологического образования являются три взаимосвязанных его части [2]:

  • Знание экологических законов, правил, теорий, научных фактов; осознание единства в системе «природа-человек»;
  • Эмоционально-эстетическое и нравственное воспитание природы, художественные образы ее выражения и отношение человека к ней;
  • Деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.

Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической деятельности.

Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе выполнения исследовательских проектов экологической направленности.

Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного города. Выполнение исследовательского проекта сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм. При возникновении неожиданных результатов в эксперименте юный исследователь должен уметь подтвердить их в нескольких повторных экспериментах, добиваясь хорошей воспроизводимости полученных результатов.

В процессе исследовательской деятельности ученик должен научиться сам формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения. Хорошо организованная исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся экологических знаний по общетеоретическим гуманитарным и естественно-научным предметам.

Большое воспитательное значение имеет эмоциональное воздействие экологического исследования. Эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем своего города, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами. Возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, памятников природы города Саров, понимание, что знания и умения, которые они получают в школе, будут полезны в их дальнейшей жизни.

Осуществление исследовательской деятельности экологической направленности в лицее осуществляется как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется через реализацию программы спецкурса «Организация исследовательской деятельности школьников» на ступени общего образования. Для заинтересованных учащихся освоение данной программы- первая проба сил в исследовательской работе. Это, безусловно, большой, творческий, серьезный труд, в процессе которого вырабатывается характер, настойчивость, кропотливость, ответственность за результат исследования. В этой работе ребята получают необходимый запас знаний, навык работы с литературой, умение вести самостоятельно экспериментальную работу.

Темы экологических исследований для учащихся необходимо подбирать исходя из реалий жизни. Предполагаемые темы и методы исследования не должны выходить за зоны его ближайшего развития, не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Так, например, использование кресс-салата как тест-объекта для оценки загрязнения почвы и воздуха под силу уже ученику 5-6 класса [3]. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью. Необходимо вызвать познавательный интерес к предложенным темам исследования, показать их важность для решения проблем своего города. Например, исследовательский проект школьников на тему «Бездомные собаки в городской среде» вызвал широкий общественный резонанс и, возможно, позволил многим горожанам пересмотреть свои взгляды на данную проблему, а также по-новому взглянуть на работу зооволонтеров. Результаты своих исследований дети предоставляют на школьной научно-практической конференции, а также на конкурсах и конференциях муниципального и регионального уровней.

Реализация такого подхода к организации исследовательской деятельности способствует повышению качества экологического образования. Аккуратность в эксперименте, творческая закалка, полученные в процессе подобной деятельности в школе, не пропадут бесследно. Как правило, такие учащиеся продолжают исследовательскую деятельность и в вузе, становясь активными членами студенческих научных обществ. Но, самое главная, у ребят формируется неравнодушное отношение к экологическим проблемам своего города, а также желание решать эти проблемы.

Литература

  1. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Сб. научных трудов. Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1996.
  2. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996.
  3. Татарина Л.Ф. Экологический практикум для студентов и школьников (Биоиндикация загрязнённой среды). М.: Аргус, 1997.