Инновационные подходы в проектной деятельности при организации работы по воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Дошкольная образовательная организация играет важную и очень значимую роль в экологическом воспитании детей. Начала экологических знаний, заложенные в дошкольном детстве, получают свое развитие в начальном звене образования. С воспитания привязанности к родному краю, растениям и животным, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать чувство любви к природе и осознания ее ценности.

В настоящее время проблема состояния окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Экологическое воспитание необходимое условие преодоления негативных последствий деятельности человечества на окружающую среду, а также является фактором формирования экологической культуры подрастающего поколения.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. В работе с воспитанниками мною использовались информационные и исследовательские виды проектов экологической направленности с целью изучения и сохранения природно-географического наследия своей малой родины: «Живая вода», «Что за чудо этот снег!», «Природа и я лучшие друзья!», «Природа родного края».

Методика работы с детьми в рамках экологических проектов строилась на основе интегрированного подхода. Реализуя проекты, я опиралась на разнообразные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, двигательную, чтение художественной литературы, коммуникативную.

При реализации долгосрочного проекта «Природа Родного края» дети познакомились с разнообразием флоры и фауны. Проектная деятельность была направлена на формирование у воспитанников осознанно-правильного отношения к представителям живой природы; убеждения, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. Формы реализации проекта были разнообразны. Наибольший отклик вызвали следующие мероприятия, проведенные с детьми и родителями: познавательный досуг «Моя родина Коряжма», досуг с детьми и родителями «В гостях у феи Чистоты», театрализованное представление «Лесная прогулка».

Совместно с детьми в течение года была оформлена Красная книга Архангельской области. Книга разделена на несколько блоков: млекопитающие, растения, насекомые, птицы. С детьми предварительно проводилась беседа, затем знания закрепляли в рисунке. На обратной стороне прикладывалось описание. Так же были организованы целевые прогулки: на набережную реки, в кедровую рощу, целевые прогулки по территории детского сада. Посещали различные выставки. где дети познакомились с животными и птицами северного края.

В рамках проекта "Живая вода" с детьми были проведены: познавательные занятия и беседы; опытно-экспериментальная деятельность; посетили Музей истории комбината в Коряжме; совместно с родителями и детьми была организована выставка плакатов «Берегите воду!».

Проект «Что за чудо этот снег» посвящен изучению снега. Мы с детьми играли в дидактические и подвижные игры, читали художественную литературу, беседовали по теме, просматривали видеофильмы о снеге, заучивали стихотворения, рисовали, ходили в библиотеку, экспериментировали. Итогом проектной деятельности было выступление на детской научно-практической конференции «Я открываю мир» в городе Коряжма. Совместно с родителями украсили участок снежными фигурами.

Для детей проект «Природа и я лучшие друзья» - это увлекательные игры, ознакомление с художественной литературой, экспериментальная деятельность. Для взрослых участников проекта (педагогов и родителей) - новые интересные формы взаимодействия с детьми.

Цель проекта - формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности. Дети совместно с родителями занимались ручным трудом. Были организованы совместные родительские собрания по данной тематике. С детьми садили не только лук, но и зелень (укроп, петрушку), помидоры, перцы, рассаду цветов. Совместно с родителями организовали осенний поход, где детей встретили баба яга и кикимора, которые посетовали на беспорядок в лесу. Дети с удовольствием поиграли в подвижные игры с героями и не забыли, уходя прибрать полянку.

В ходе реализации проектов у детей формировались экологические знания, экологическая культура; навыки правильного поведения в природе и осознание важности природоохранных мероприятий, а так же чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы. Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели ключевое значение, экологическое образование и воспитание подрастающего поколения, формирование у него экологической культуры должно отводиться на первый план.

В ходе реализации проектов у детей формировались экологические знания, экологическая культура; навыки правильного поведения в природе и осознание важности природоохранных мероприятий, а так же чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы.

Вся работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста осуществлялась в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитии личности ребёнка.

Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, первостепенное значение должно отводиться экологическому образования и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры.

Список информационных источников

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
  2. Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Ч.1. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росмэн-Пресс», 2001.- 657 с.
  4. Веретенникова С. А., Клыков А. А. «Четыре времени года», М., Просвещение,1996 г. - 170 с.
  5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию /О.А.Воронкевич.- Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2010-368 с.
  6. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2011.-192 с.
  7. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в детском саду.- Учитель, 2008.-286 с.
  8. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008.-256 с.
  9. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2013. - 96 с.
  10. Маркова В.В. и др. Экологическое образование детей дошкольного возраста. - Белгород, 2007. -135 с.
  11. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011.-232 с.
  12. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М., 2010.-12 с.
  13. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 333 с.
  14. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  15. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. - М., 2010.-192 с.