Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте и её виды

Разделы: Дополнительное образование

Класс: д/с


Игровая деятельность в детском саду - это форма общественной жизни детей, которая определяет направление его психического, физического и интеллектуального роста. А также формирует волевые, нравственные качества личности, и помогает раскрыть творческие способности. Игра для дошкольников - это ведущий вид деятельности.

Цели игровой деятельности

Дидактические (обучающие):

  • Игры расширяют кругозор детей. Например, складывая пазлы, малыши младшей группы знакомятся с представителями домашних, диких животных, птиц, насекомых.
  • Игры способствуют формированию трудовых навыков и умений. К примеру, если перед завтраком в младшей группе объявлен день чистых столов, то ребята не только будут стараться аккуратно кушать, но и помогут няне убрать посуду.

Развивающие:

  • Тренировка внимания. Эта цель особенно актуальна для второй младшей группы, где ребята всё больше играют друг с другом, а не только с игрушкой, как это было в прошлом году. Взаимодействуя с другими участниками игрового процесса, ребёнок учится наблюдать и фиксировать действия партнёра, соперника по игре.
  • Развитие памяти. Участие в игре требует запоминания не только самой сути игры, но и правил, атрибутов.
  • Работа над развитием речи. Это основополагающая развивающая цель для младших групп, так как в младшей группе детям важно «разговориться», а в средней - совершенствовать полученный навык. Кроме того, малыши пополняют пассивный и активный словарный запас, воспринимают взрослого как некую речевую модель, стараясь повторить не только интонации, но и слова, высказывания педагога.
  • В игре дети постигают основы сравнения, сопоставления, анализа, то есть развивают мыслительные способности.
  • Развитие фантазии. Игры с куклами, игрушками, природным материалом позволяют находить новые способы взаимодействия с объектами, примерять на себя разные роли: учителя, врача, мамы или папы и т.д. Игры развивают воображение малышей.
  • Стимуляция мотивации учебной деятельности. В игре ребёнок с удовольствием узнаёт новую информацию и выполняет задания.

Воспитательные:

  • В игре малыши учатся самостоятельно находить решение той или иной образовательной задачи. Например, если из кусочков картинки нужно сложить цельный образ льва (собаки, цветка и пр., ребёнок сам определяет, с какого места он будет собирать изображение.
  • Воспитание саморегуляции. В младших группах этот компонент вписывается в игры с переодеванием, конструктором, мозаиками - дети учатся терпеливо выполнять весь порядок действий, не поддаваться эмоциональным порывам.
  • Формирование открытой коммуникативной позиции. Ребёнок через игру учится быть общительным, открытым людям.
  • Установка на сотрудничество. Ребята младшего дошкольного возраста учатся делиться игрушками, играть вместе.
  • Воспитание нравственных, эстетических представлений.

Виды игровой деятельности младших дошкольников в детском саду

В методической литературе можно найти несколько видов классификации игровой активности малышей.

Дидактические игры

Такие игры используются при:

  • знакомстве с новым обучающим материалом (например, в процессе рассмотрения особенностей разных времён года дети складывают пазлы из четырёх крупных элементов с изображениями картин природы);
  • закреплении полученных знаний, умений и навыков (к примеру, соединяя две части картинки, одна из которых - отличительный знак сезона, а вторая - подходящая для этого времени года одежда, малыши закрепляют темы «Времена года», «Сезонная одежда»).

Дидактические игры имеют:

  • чётко обозначенные игровые действия для каждого участника;
  • правила;
  • цель и предполагаемый конечный итог.

Группировка дидактических игр основывается на нескольких принципах.

По содержательному компоненту

По своему содержанию дидактические игры могут быть:

  • Логические или математические. В младшем дошкольном возрасте дети получают первичные представления о простых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, поэтому этот вид игр представлен в основном играми со счётными палочками, которыми малыши выкладывают изученные формы, а также составляют с их помощью домики для игрушек, посетивших занятие.
  • Сенсорные. Для младшей группы это особенно важный вид игр, ведь с его помощью дети знакомятся с названиями цветов, размерами. Так, в игре «Собери урожай» малыши в разноцветные ведёрки собирают элементы конструктора подходящего цвета, а для усложнения - ещё и определённой формы или размера.
  • Словесно-речевые. Для малышей два вида дидактических игр объединены в один, так как в чистом виде ребятам, которые ещё не знакомы с буквами и закономерностями составления предложений, эти игры не по силам. А вот такие игры, как, например, «Обвожу и называю», когда малыши обводят детали игрушек, машинок на картинках и называют, что это, вполне доступны для понимания 2-4-леток.
  • Музыкальные. Эти игры применяются чаще всего именно на музыкальных занятиях. Они направлены на развитие чувства ритма, слуха у малышей, а также знакомство со звуками природы. Примером может быть игра «Курица, цыплята, петушок»: ребята первой младшей группы угадывают, кто как «говорит», ориентируясь на издаваемые педагогом звуки.
  • Природоведческие. Поскольку эти игры имеют характер опытов, то проводить их начинают обычно со второй младшей группы. К примеру, при знакомстве со свойством песка принимать форму ёмкости, в которую его насыпают, малыши экспериментируют с разными формочками для куличиков. Природоведческие игры знакомят ребят с объектами и явлениями природы
  • Для ознакомления с окружающим миром. В младшем дошкольном возрасте эти игры связаны, как правило, с освоением разных видов деятельности. Так, дети, рассматривая картинки, отбирают те, на которых персонажи отдыхают, играют, работают.

По дидактическому материалу

Эта классификация разделяет обучающие игры на:

  • манипуляции с предметами и игрушками (в частности, когда роль персонажей выполняют природные материалы - каштаны, шишки и пр.);
  • настольно-печатные (пазлы, лото, домино); Пазлы для ребят младшей группы должны быть с крупными элементами
  • интерактивные, подразумевающие использование интерактивной доски (не во всех детских садах материально-техническая база позволяет приобрести такое оборудование).

Сюжетно-ролевые игры

Эти игры требуют от дошкольников определённого социального и игрового опыта. Поэтому в младшей группе они используются редко и проводятся в тех случаях, когда общее развитие детей находится на достаточном уровне и только с непосредственным участием воспитателя. Обычно сюжетно-ролевые игры вводятся в образовательный процесс в средней группе. Среди наиболее доступных для понимания детей 3-4 лет форм такого вида игровой деятельности:

  • бытовые (малыши знакомятся со статусными ролями в семье, например, в игре «Дочки-матери»);
  • сюжетно-ролевые игры сначала проводятся под руководством взрослого, постепенно его участие сводится к минимуму
  • профессиональные (играющие примеряют на себя роли доктора, продавца);
  • игры на патриотические темы (войнушки, стрелялки у мальчиков);
  • игры по мотивам сюжетов просмотренных мультфильмов, когда ребёнок действует от имени персонажа.

Подвижные игры

Самый любимый у детей любого возраста вид занятий. Подвижные игры не только способствуют укреплению здоровья, но и развивают внимательность, память, ловкость, а также помогают разнообразить виды активности на занятиях.

Среди применяемых в работе с детьми младшего дошкольного возраста подвижных игр можно выделить:

  • подражательные, требующие попрыгать «как зайчики», потопать «как медведь» и т.д.;
  • сюжетные (к примеру, «Гуси-лебеди», «Лохматый пёс», требующие от детей знания сюжета литературного произведения, на основе которого игра придумана; В сюжетных подвижных играх очень важно донести до ребят фабулу истории, которую они будут разыгрывать
  • с правилами («Прятки», «Салки» и др.) - бессюжетные игры с правилами;
  • соревновательные - в беге, прыжках (проводятся, начиная со второй младшей группы, когда ребята уже имеют некоторые представления о том, что значит состязание);
  • хороводные (большинство народных игр, например, «Ручеёк»).

Театрализованные игры

Театрализованная игровая деятельность может проходить в виде:

  • драматизации, то есть малыш выступает в роли артиста, создающего образ вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • режиссёрской игры, начиная со второй младшей группы (ребёнок выступает в роли кукловода плоских, объёмных игрушек).

Драматизация в первой и второй младшей группе представлена в форме:

  • имитации (когда дети показывают животных, например);
  • инсценировки (малыши показывают отрывки изученной сказки).

Сюжеты известных сказок - самый благодарный материал для ролевых сценок

Режиссёрские игры, как уже было отмечено, подразумевают руководящую роль ребёнка. При этом они основываются на владении куклами разных видов театра. Поэтому в силу возраста дети второй младшей группы осваивают лишь:

  • кукольный (ребята показывают элементарные сюжеты пальчиковыми куклами, бибабо);
  • театр на фланелеграфе (персонажами являются фигурки из фетра, которые липучками крепятся на доску);
  • баночный (герои постановки - стаканчики, баночки, ложки, то есть «артисты», сделанные из подручного материала).

Игры-упражнения для пальчиков

Пальчиковая гимнастика в младшем дошкольном возрасте играет ключевую роль для развития мелкой моторики, стимуляции речевого развития. Эти игры проводятся как в качестве физкульт. пауз на занятиях, так и в виде отдельных упражнений до или после выполнения режимных моментов, на прогулке. Тематика игр подбирается обычно под тему занятия, на котором проводится. Пальчиковая гимнастика - обязательный элемент любого занятия в младшей группе.

Примеры пальчиковых упражнений:

• Птичка

Птичка-птичка,
(круговыми движениями водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка (пощипываем или стучим пальцами по ладошке)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.

• Зайка

Зайка книгу нашёл,
И открыл, и прочёл,
А закрыл, всё забыл.
И снова открыл,
И всё повторил,
А закрыл, опять забыл.
(ладошки соприкасаются, при слове «открыл» раскрываются как книга)