Конспект урока по физике "Силы в природе". 7-й класс

Разделы: Физика, Мастер-класс

Класс: 7


Цель урока: обобщение и углубление знаний, полученных при изучении темы «Силы в природе», их практическое применение.

Задачи урока:

  • Предметные (учебные)
    • обеспечить деятельность по проверке и систематизации знаний по данной теме;
    • обеспечить применение знаний и способов действий в различных практических ситуациях.
  • Метапредметные
    • освоение способов решения проблемных и творческих задач;
    • формирование научного мировоззрения;
    • вести предметный диалог, учиться вырабатывать умение классифицировать явления, свойства и т.д.;
    • освоить начальные формы познавательной рефлексии;
    • развивать навыки контроля и самоконтроля;
  • Личностные
    • формирование интеллектуальной, исследовательской и информационной культуры;
    • формирование личностно-смыслового отношения к предмету;
    • умение взаимодействовать с другими, правильно дискутировать, грамотно отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: урок построения системы знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Форма работы: групповая.

Оборудование и материалы к уроку:

  • Мультимедийный проектор, интерактивная доска.
  • Авторская презентация.
  • Раздаточный материал.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, создание эмоционального настроя.

- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Формулировка темы урока и постановка цели

Вступительное слово учителя: в литературе есть легенда о трёх китах, на которых стоит Земля. По мнению философов это опорные точки, на которых держится мир. И когда говорят об основе чего-нибудь, то эту основу сравнивают с легендарными китами. Изучая динамику, вы рассматривали много разных понятий.

На слайде презентации к уроку (приложение 1) появляются термины. Среди них названия сил, изученных ранее на уроках.

Как вы думаете, что из появившегося на доске можно назвать китами, на которых держится динамика? (Сила тяжести, сила упругости, сила трения).

А как в таком случае может звучать тема нашего урока? («Силы в динамике» или «Силы в природе».)

На предыдущих уроках вы познакомились с силами, существующими в природе, рассмотрели их свойства. Давайте вспомним то, что вам известно. А поможет в этом небольшое исследование. Для дальнейшей работы нам надо распределиться по группам. Каждый из вас выберет по одной части картинок, которые вы видите на доске. Все, у кого части картинки, иллюстрирующей силу тяжести, собираются на первом ряду, у кого части иллюстрации силы упругости собираются на втором ряду, у кого - части иллюстрации силы трения, собираются на третьем ряду.

1-й этап урока

В истории есть предание о Ньютоне и упавшем ему на голову яблоке. Может быть это шутка, однако наблюдательность Ньютона, как отмечали его современники, позволяла ему видеть необычное и важное там, где другие проходили мимо.

- А насколько наблюдательны и внимательны вы? Давайте проверим.

На ваших столах есть задание №1 с описанием, из которого вы должны определить, о какой силе идёт речь. После обсуждения представитель от каждой группы должен пояснить ваш выбор.

Содержание задания №1.

Прочитайте текст. О какой силе в нем идет речь? Поясните свой выбор.

  1. Французский физик Гильом писал: «Всем нам приходилось выходить в гололедицу: сколько усилий требовалось, чтобы удерживаться от падения, сколько смешных движений нам приходилось проделывать, чтобы устоять… Во всех прочих случаях мы должны быть ей благодарны: её присутствие дает нам возможность ходить, сидеть и работать без опасения, что книги и чернильницы упадут на пол… Если эту силу устранить, тогда никакие тела, будь они величиной с каменную глыбу или малы, как песчинки, никогда не удержаться один на другом…»
  2. Все тела притягиваются к Земле, если находятся вблизи неё. Для нас с вами, как для жителей Земли, это играет огромную роль. Именно благодаря этому притяжению мы не улетаем в открытый космос, как и все предметы вокруг нас и даже воздух, которым мы дышим. Именно поэтому мы должны предпринимать определенные усилия, чтобы поднять и сдвинуть с места тяжелые предметы. И чем эти предметы тяжелее, тем большее усилие нам требуется.
  3. В земных условиях все покоящиеся тела немного деформированы по сравнению со свободным состоянием потому, что каждая частица любого тела испытывает действие силы тяжести. Конечно, у большинства тел результат внешнего воздействия наблюдать непросто, но знать их величину очень важно, особенно, например, в строительстве. Если бы не существовало возможностей у тел восстанавливать свои размеры и форму, весь наш мир был бы деформирован и перекошен. Ни одного ровного фундамента здания, ни одного горизонтального потолка, ни одного ровного стола, который бы прогнулся и не восстановился даже от действия тонкой тетради или книги.

2-й этап урока

Предыдущее задание сориентировало вас. По силам ли вам будут другие вопросы?

В задании №2 вам предлагается текст, в который надо вставить пропущенные слова и дописать предложения, используя данные подсказки. (приложение 2) Группа, которая будет готова, выбирает двух человек, которые представят результат работы на доске.

На доске с помощью магнитов крепятся опорные слова таблицы (приложение 3):

Сила тяжести

Сила упругости

Сила трения

Причина возникновения силы

Определение силы

Сила приложена

Сила направлена

Расчетная формула

Группы выбирают нужные фразы из тех, которые указаны в карточках и заполняют таблицу.

3-й этап урока

То, что у нас получилось, является теоретической основой наших знаний. Но достаточно ли знать только теорию? Давайте расширим диапазон исследований. Среди заданий, находящихся у вас, есть экспериментальное. Выберите двух человек в ваших группах, которые будут выполнять это задание.

Готовы?

Вы должны провести эксперименты и коротко представить результат своей работы. Необходимое оборудование имеется на соседних столах.

Пока работают опытные группы, остальным предлагаю выступить в роли практиков. На доске будут появляться решения задач, в которых допущены ошибки и вам нужно их исправить прямо там. Работа с интерактивной доской.

А теперь давайте обратимся к опытным группам. Группы слушают сообщения и задают вопросы. Оценивается оригинальность и точность заданных вопросов.

Итоги урока

Мы достаточно много вспомнили сегодня о силах тяжести, упругости и трения. Для этого нам потребовалось и знание теории, и умение её применять. Но можем ли мы сказать, что это всё, что известно о них? Конечно же нет. Мир вокруг нас слишком велик и разнообразен, и есть ещё очень много других вопросов, ответы на которые вам ещё предстоит найти. И я вам желаю удачи на этом пути.

Рефлексия

А теперь я предлагаю вам оценить себя, свой вклад в работу группы. Для этого у вас есть специальный листок. Отметьте на нём, насколько вы активно участвовали в уроке, насколько вам было понятно и интересно, много ли нового для себя вы узнали на уроке.

Минимальная оценка - 2, максимальная - 5.

Всего доброго вам, спасибо за урок! Молодцы!