Кружок "В мире книг"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Планируемы результаты освоения

В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие:

Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • Формировать потребность в систематическом чтении;
  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.

Основное содержание курса внеурочной деятельности

Содержание учебной программы

2 класс (34 ч)

Книга, здравствуй (3 ч)

  • Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
  • Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
  • Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей - любитель чтения (2 ч)

  • Библиотека. Библиотечный формуляр.
  • Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
  • Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я - библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках (4 ч)

  • Библиотечный урок «Дети - герои детских книг». Выставка книг.
  • Книги-сборники В.Осеевой, Е.Пермяка, В.Драгунского, Н.Носова и других детских писателей.
  • Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В.Железникова «Таня и Юсник» или В.Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
  • Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
  • Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
  • Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

  • Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
  • Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
  • Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
  • Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники (4 ч)

  • Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
  • Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
  • Герои сказок. Викторина.
  • Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях (4 ч)

  • Книги-сборники о детях и для детей (В.Осеева, Н.Носов, С.Михалков и др.). Книги о животных (В.Бианки, Э.Шим, Г.Скребицкий, Н.Сладков и др.).
  • Книги-сборники стихотворений для детей (Я.Аким, С.Маршак, С.Михалков, А.Барто).

Старые добрые сказки (5 ч)

  • Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
  • Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
  • Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.).
  • Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

  • Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
  • Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
  • Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье»,
  • «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

  • Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
  • Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
  • Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
  • Работа с книгой А.Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
  • Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг (2 ч)

  • Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
  • Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
  • Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Основные виды учебной деятельности:

  • знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
  • ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
  • пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
  • заполнять каталожную карточку;
  • систематизировать книги по авторской принадлежности;
  • составлять список прочитанных книг;
  • выделять особенности учебной книги;
  • работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
  • аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
  • классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру

Содержание программы третьего года обучения 3 класс (34 ч)

История книги. Библиотеки (4 ч)

  • Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
  • Библия. Детская библия (разные издания).
  • Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
  • Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
  • Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра
  • «Обслужи одноклассников».
  • Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (4 ч)

  • Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С.Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
  • Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А.Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
  • Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

  • Книги-сборники басен И.Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
  • Русские баснописцы И.Хемницер, А.Измайлов, И.Дмитриев.
  • Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н.Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (3 ч)

  • Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
  • Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
  • Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н.Толстого для детей (3 ч)

  • Книги Л.Н.Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н.Толстого» и сборник «Для детей».
  • Составление таблицы жанров произведений Л.Н.Толстого (работа в группах).
  • Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н.Толстого», «Сказки в обработке Л.Н.Толстого».

Животные - герои детской литературы (4 ч)

  • Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
  • Читальный зал: работа с книгой А.Куприна «Ю-ю» или Дж.Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
  • Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема
  • «Жизнь животных».
  • Художники-оформители книг о животных.
  • Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети - герои книг (3 ч)

  • Книги о детях (Л.Пантелеев, А.Гайдар, В.Драгунский и др.).
  • Книга-произведение А.Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л.Пантелеева «Честное слово».
  • Литературная игра «Кто они, мои сверстники - герои книг?».
  • По страницам книги В.Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
  • Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей (2 ч)

  • Книги зарубежных писателей (Ц.Топелиус, Дж.Лондон, Э.Сетон-Томпсон, Дж.Чиарди).
  • Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
  • Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны (3 ч)

  • Книга Л.Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение,
  • обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
  • Аннотация. Каталожная карточка.
  • Работа в читальном зале. Книга В.Железникова «Девушка в военном».
  • Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей (3 ч)

  • Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
  • История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
  • Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги…» (2 ч)

  • Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей.
  • Сбор информации о Л.Н.Толстом и Х.К.Андерсене. Библиографические справочники.
  • Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Основные виды учебной деятельности:

  • работать с книгой-сборником басен И.Крылова;
  • сравнивать басни по структуре и сюжету;
  • выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
  • собирать информацию для библиографической справки об авторе;
  • составлять таблицу жанров произведений писателя;
  • выполнять поисковую работу по проекту;
  • презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
  • готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
  • находить по каталогу нужную книгу;
  • заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
  • писать отзыв о книге или героях книги;
  • пользоваться библиографическим справочником;
  • рассматривать и читать детские газеты и журналы;
  • находить нужную информацию в газетах и журналах;
  • собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
  • готовить материал для классной и школьной газеты;
  • пользоваться электронными газетами и журналами.

Содержание программы четвёртого года обучения 4 класс (34 часа)

Страницы старины седой (4 ч)

  • Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.
  • Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
  • Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
  • Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
  • Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».
  • Экскурсия в типографию или книжный магазин.

Крупицы народной мудрости (4 ч)

  • Сборники произведений фольклора.
  • Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».
  • Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
  • Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
  • Книга С.Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В.Суворове (справочники, энциклопедии).
  • Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».
  • Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

Мифы народов мира (2 ч)

  • Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т.д. Выставка книг.
  • Работа с системным каталогом.
  • Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Русские писатели-сказочники (4 ч)

  • Библиотека сказок. Книги со сказками А.С.Пушкина, В.Жуковского, М.Лермонтова, П.Ершова, В.Гаршина. Фольклорные корни сказок.
  • Час читателя. Сказка сказок П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».
  • Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
  • Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).

«Книги, книги, книги…» (4 ч)

  • Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
  • Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
  • Книги-сборники «Басни И.Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».
  • Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с
  • «бродячими» сюжетами.

Книги о детях и для детей (3 ч)

  • Дети - герои книг Н.Гарина-Михайловского, К.Станюковича, Х.К.Андерсена, Марка Твена, В.Гюго, А.Гайдара, Е.Ильиной и др. Выставка книг.
  • Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка. Читальный зал. Книги А.Рыбакова, В.Крапивина, К.Булычёва,
  • А.Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
  • Аннотация к книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)

  • «Хранители слов» - словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
  • Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
  • Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

Родные поэты (3 ч)

  • Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.Никитина, С.Есенина, Н.Рубцова, И.Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)

  • Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.
  • Очерки С.Михалкова «Слово о Крылове», К.Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
  • Воспоминания Л.Н.Толстого, А.Куприна «Воспоминания об А.П.Чехове». Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.

Мир книг (3 ч)

  • Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
  • Книги о животных. Э.Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В.Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
  • Час читателя: знакомство с книгой В.Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги».
  • Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.

Основные виды учебной деятельности:

  • составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
  • различать виды и типы книг;
  • писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
  • знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
  • пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
  • писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
  • пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
  • составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
  • задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
  • выполнять роль библиотекаря - выдавать книги и заполнять формуляры;
  • собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т.д.);
  • работать с детскими газетами и журналами.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности