Урок по математике "Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Класс: 4 класс.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Основные цели:

  • образовательная: узнать письменный приёмом деления на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, отрабатывать умение решать задачи изученного вида;
  • развивающая: развивать внимание, память, мышление, умение сравнивать;
  • воспитывающая: воспитывать самостоятельность, ответственность, самоконтроль, чувство долга перед товарищами.

УУД

  • Личностные:
    • формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.
  • Регулятивные:
    • принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности; высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
  • Познавательные:
      использовать рисуночные и символические варианты математической записи; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
  • Коммуникативные
      контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.

Планируемый результат: уметь делить многозначное число на двузначное и выполнять его по изученному алгоритму.

Дидактические материалы: презентация к уроку, этапы алгоритма для открытия нового знания, маршрутный лист.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Этапы урока

1. Организационно-мотивационный момент

Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.

2. Активизация познавательной деятельности фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта, зафиксировать затруднение.

3. Выявление причины затруднения

Цель: выявить причину из затруднения.

4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения

Цель: определение темы и цели, составление плана.

5. Реализация построенного проекта

Цель: организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.

Физкультминутка

6. Первичное закрепление

Цель: организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.

7. Самостоятельная работа

Цель: организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия (по результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия).

8. Включение в систему знаний

Цель: организовать оценивание учащимися необходимости знания нового действия .

9. Рефлексия

Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный момент

(Демонстрация слайдовой презентации)

- Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и считать!
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.

- «Без математики не сдвинется с места любая работа». Так ли это? (высказывания детей)

- Хотите ли вы узнать новое знание на уроке?

- Мы вместе сможем это сделать и преодолеем все трудности.

2. Активизация познавательной деятельности и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

1. Повторение зтапов и шагов урока открытия нового знания.

- Отмечаем пройденные этапы в маршрутном листе.

2. Устный счёт.

- С помощью устного счета мы узнаем с вами новую тему.

- Расшифруем слово. После решения задания под числом появляется буква.

- Во сколько раз 700 дней больше, чем неделя? (700:7=100)

- Сколько часов в 1/8 суток? (24:8=3)

- Сколько см в 1/5 дм? (10:5=2)

- Прошла 1/5 часть века. Сколько это лет? (100:5=20)

- Найдите 1/4 от числа 6400. (6400:4=1600)

3

100

2

100

1 600

20

100

Д

Е

Л

Е

Н

И

Е

- Мы продолжаем тему….

- Деление.

3. Пробное действие.

- Итак, мы сегодня будем решать примеры на деление.

  • 3217:6
  • 3217:60
  • 6510:30
  • 34500:300
  • 492:82

Какие примеры на деление мы уже умеем решать?

- Решение какого примера вызвало у вас затруднение? (492:82)

- Можете ли мы его решить? (Не можем) (Проблема!)

3. Выявление причины затруднения

- Так в чём затруднение?

- Почему вы не можете решить пример 492:82? (Мы не знаем алгоритм деления многозначного числа на двузначное, мы этого ещё не изучали)

- Значит, что вы не знаете? (Мы не знаем алгоритм деления многозначного числа на двузначное.)

4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения

- Итак, как вы думаете, какая у нас тема урока? (Письменное деления многозначного числа на двузначное.) Правильно!

- А теперь сформулируем цель нашего сегодняшнего урока. (Узнать алгоритм деления многозначного числа на двузначное.)

- Предлагаю вам план открытия нового знания.

План выхода из затруднения.

  1. Вспомнить алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.
  2. Соотнести алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное с шагами алгоритма деления на двузначное число.
  3. Составить алгоритм деления многозначного числа на двузначное.

5. Реализация построенного проекта

- Вспомните алгоритм деления многозначного числа на однозначное?

- С помощью алгоритма деления многозначного числа на однозначное попробуем решить пример, который вызвал у вас затруднение.492:82

- Используем свои знания. Чтобы легче было найти частное, округлим делимое и делитель получим пример: 490:80.

- Сделаем прикидку

- Что получаем в частном? (получаем 6)

- Это пробная цифра, её нельзя сразу записать в частном.

- Что нужно сделать? (Нужно проверить - 82х6, получаем 492. Значит, цифра подходит).

- Записываем её в частном.

- А теперь используя свои знания и пример, который мы решили вместе, составьте алгоритм из предложенных вам шагов.

- Соотнесите алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное с шагами алгоритма деления на двузначное число и определите порядок шагов. (обсуждение в группах)

- Составьте алгоритм деления многозначных чисел на двузначное число. (Ученики составляют алгоритм деления многозначного числа на двузначное из отдельных шагов(шаги разрезаны) в группах).

(Открытие!)

- Вернёмся уже к поставленной проблеме. Можете ли вы теперь произвести деление многозначного числа на двузначное? (Можем.)

Самый главный наш помощник - это учебник.

- Откройте учебники. Прочитайте правило. Работа по учебнику с.57 - новый материал, № 205.

- Кто понял, как выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное?

Алгоритм:

  1. определить количество цифр в частном
  2. сделать прикидку для нахождения первой цифры в частном
  3. проверить правильность подбора первой цифры в частном
  4. найти цифры в каждом разряде частного
  5. найти остаток, если есть

Физкультминутка

6. Первичное закрепление

- А сейчас, опираясь на новые знания, найдем значения выражений письменным способом.

Решение примеров, используя письменный приём многозначных чисел на двузначное (в паре).

С. 57 №206

- Первый столбик решаем с комментированием в паре.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

С. 57 №206

- Второй столбик решаем самостоятельно.

- Поставьте себе плюс, если вы справились без ошибок, вопрос, если были ошибки.

- Ребята, вы хорошо справились с заданием.

8. Включение в систему знаний

- С каким новым знанием вы сегодня познакомились?

- Какие шаги алгоритма деления многозначного числа на двузначное вы узнали?

- Зачем нам нужно знать алгоритм деления многозначного числа на двузначное? (Для быстрых и удобных вычислений)

- Сейчас мы решим задачу с использование новых знаний.

Решение задач.

С.57 №207

В ходе обсуждения задачи на доске появляется таблица:

Норма за 1 день

Кол-во дней Общее число

?

21 дн

2940 машин

?, на 12 машин больше

36 дн ?

Решают в группе:

1) 2940:21=140(м) изготавливал завод за 1 день

2) 140+12=152(м) будет изготавливать завод за 1 день

3) 152х36=5472(м)

Ответ: 5472 машины завод будет выпускать.

У доски отвечает группа, которая первой решит задачу.

9. Рефлексия

  • Какое новое знание вы узнали? Какое задание вам показалось особенно интересным?
  • Довольны ли вы своей работой на уроке?
  • Легко ли вам работалось в паре, группе?
  • Помогали ли тебе или ты помогал другим?

Лесенка успеха.

  • Поставьте себя на 1-ю ступеньку, если вы запомнили только тему.
  • Поставьте себя на 2-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, алгоритм письменного деления многозначных чисел на двузначное число, были ошибки в с.р.
  • Поставьте себя на 3-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, алгоритм письменного письменного деления многозначных чисел на двузначное число, не было ошибок в с.р.
  • Поставьте себя на 4-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили алгоритм письменного деления многозначных чисел на двузначное число, не было ошибок в с.р. и вы можете объяснить другим алгоритм письменного деления многозначных чисел на двузначное число.