Психологическое занятие в сенсорной комнате с использованием кинезиологических упражнений для учащихся с ЗПР младшего школьного возраста «Космическое путешествие» (из опыта работы педагога-психолога)

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: 2

Ключевые слова: кинезиологические упражнения, задержка психического развития, сенсорная комната


От движения к мышлению.
Семенович А.В.

Представлен конспект занятия с учащимися 2-го класса с задержкой психического развития.

Цель: расширение адаптивных возможностей организма.

Задачи:

  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие саморегуляции;
  • развитие пространственной ориентации;
  • снятие эмоционального, физического напряжения;
  • развитие тактильных и цветовых ощущений;
  • формирование позитивной мотивации общения.

Планируемый результат:

  • активизация мозговой деятельности;
  • повышение способности к произвольному контролю;
  • восстановление психоэмоционального равновесия ребенка.

Оборудование сенсорной комнаты: зеркальный шар, труба пузырьковая, жар-птица - цветодинамический прожектор, световой модуль для рисования песком «Радуга», кресло - груша (2 шт.), магнитофон, диск с релаксационной музыкой.

Длительность занятия - 45 минут.

Оптимальное число участников группы - 2-3 человека.

Структура занятия:

    Ритуал приветствия. Разминка. Состоит из упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук. Создает атмосферу доверия в группе, положительный настрой ее участников на работу.
  1. Основная часть направлена на решение задач программы. В нее входят функциональные, когнитивные упражнения и релаксация.
  2. Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия). Ритуал прощания.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас отправиться со мной в Волшебную комнату.

Ритуал приветствия

- Ребята, когда мы приходим к кому-нибудь в гости, что мы делаем в первую очередь? (Здороваемся...)

- Верно! Сначала нам нужно поздороваться друг с другом, а как мы это будем делать, я вам сейчас расскажу…

Когнитивное упражнение «Приветствие». Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

«Правой рукой прикоснулись друг с другом, левой рукой прикоснулись; правым коленом прикоснулись друг с другом, левым коленом; правым носком прикоснулись друг с другом, левым носком…; правой щечкой прикоснулись друг с другом, левой щечкой... »

- А теперь Волшебная комната предлагает нам превратиться в маленьких космонавтов! Вы согласны? (Ответы детей)

- Для этого вам необходимо закрыть глаза и повернуться в левую сторону вокруг своей оси и вернуться в исходное положение, вот так…

Перед тем, как совершить космическое путешествие, надо набрать щифр-ключ, чтобы попасть на космический корабль. Цель: развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия, межполушарного взаимодействия.

Включается световой модуль для рисования песком «Радуга». На песочном столе каждый «космонавт» подходит и рисует шифр:

  • «Двумя руками рисуем круг, треугольник, квадрат»;
  • «От центра провести волнистую линию в левый верхний угол, от центра провести линию в правый нижний угол, от центра провести пунктирную линию в левый нижний угол, и последнее, от центра провести две линии в правый верхний угол».

Молодцы! Справились.

Включается «Жар-птица» - цветодинамический прожектор.

- Солнышко встало, мы проснулись, потянулись, улыбнулись…

Когнитивное упражнение «Умывание». Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

- «Теперь нам нужно обязательно умыться: правой рукой моем левую щечку, левую бровь, левое ухо и наоборот, левой рукой моем правую щечку, правую бровь, правое ухо».

- Наши космонавты хотят сделать зарядку.

Когнитивное упражнение «Колено - локоть». Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Стоя, поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8-10 раз.

Наденем кислородные баллоны. Они нам пригодятся.

Дыхательное упражнение «Дышим носом». Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

  • правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох, пауза…1-2 секунды; 5 раз.
  • как только вдох окончен сделать продолжительный выдох через рот с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх)

Когнитивное упражнение «Заводим космический двигатель». Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Стоя, встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз правой, а затем левой рукой.

Мы завели двигатель, молодцы!!!

Мы летим и видим «Звездное небо».

Включается оборудование «Звездный шар». Цель: развитие зрительного гнозиса.

Когнитивное упражнение «Метеорит». Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

- «Ловим метеорит и держим «над головой, под носом, за правым ухом, перед глазами, под подбородком, за левым ухом». Молодцы!

Когнитивное упражнение «Замок». Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Когнитивное упражнение «Ползание на четвереньках». Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

- Впереди у нас путешествие на планету. Мы высаживаемся на планету.

- Перед нами тропинка, ведущая к вулкану. Нужно по ней пройти. Дети встают на четвереньки и по заданию ползут всей правой боковой стороной (правая рука, правая нога), затем всей левой стороной и т.д., чередуя то правую сторону, то левую сторону.

Итак, перед нами космический вулкан. Включается оборудование «Труба пузырьковая». Цель: развитие зрительного гнозиса.

- Вулкан меняет цвет. Дети перечисляют цвета.

Когнитивное упражнение. Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Задание космонавтам: красный цвет - правой рукой дотронуться до левого колена, зеленый цвет - левой рукой дотронуться до носа.

Целый день мы путешествовали. Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этих космических креслах (оборудование-кресло-груши).

Функциональное упражнение. Цель - формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса.

Упражнение на релаксацию с использование сенсорного оборудования «Зеркальный шар».

Звуковое сопровождение упражнения (магнитофон с релаксирующей музыкой).

- Ложитесь удобно, так, чтобы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Начинается волшебный сон.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают…
Ножки тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена
И расслабленна…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть газа и встать!

- Как вы себя чувствуете? Понравилось ли вам наше космическое путешествие? Что понравилось больше всего? (Ответы детей.)

До новых встреч!

Используемая литература

  1. Сазонов В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс. (Введение в психо-ориентированную кинезиологию). Рязанский государственный университет, 2010.
  2. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л.Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.
  3. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л.Женеврова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой. - СПб.: ХОКА, 2007
  4. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г.Колос. - М.: АРКТИ, 2006
  5. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. - М.: АРКТИ, 2008.
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте - 2007.