Урок "Деловая игра. Прием на работу"

Разделы: Биология, Школьная психологическая служба


Класс: 8.

Место урока в курсе «Биология. 8 класс». Тема: «Высшая нервная деятельность».

Единица содержания: создание и представление резюме.

Цель: знание своих индивидуальных особенностей (личных черт, темперамента) и применение их к практической жизненной ситуации (прохождение собеседования).

Обучающий аспект:

  • Знать тип своего темперамента, особенности ВНД;
  • Уметь выделять свои личностные качества для составления резюме;
  • Уметь работать с шаблонами.

Развивающий аспект:

  • Развивать умения осуществлять планирование, контроль, рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников;
  • Развивать свои коммуникативные навыки, проходя собеседование, представляя резюме;
  • Развивать умение анализировать представленную информацию и делать выводы.

Воспитывающий аспект:

  • Задуматься о своей будущей профессиональной направленности, обдумать свои личностные качества.

Тип урока: урок игра (комплексного применения знаний).

Этапы урока:

  • Подготовка к активной познавательной деятельности.
  • Деловая игра.
  • Итог на рефлексивной основе.

Оборудование для урока:

  • Презентация к уроку (приложение 1).
  • Карточки по профориентации с перечнем необходимых профессиональных характеристик для конкретных профессий по 5 направлениям: человек-человек; человек-знаковая система; человек-техника; человек-природа; человек-художественный образ (ссылка на описания профессий, если нет карточек https://azps.ru/porientation/indexpg.html)
  • Бланки для резюме (приложение 2).
  • Бланки Критериев оценивания (приложение 3).

Ход урока

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (3 мин)

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
Метод: /продуктивный/.
Форма работы: /индивидуальная, фронтальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

При подготовке к уроку учащиеся проходят тест на тип темперамента и приносят результаты.

Приветствие класса. Представление ведущих урок.

Учитель предлагает выбрать наиболее понравившуюся фразу. Объяснить причину выбора. Подводит учащихся к определению тему урока и его цели.

Фразы:

  • «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». - Конфуций
  • «Если увлеченно заниматься любимым делам, можно пропустить даже апокалипсис». Макс Фрай
  • «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабли». А. де Сент-Экзюпери
  • «Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для взаимоотношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный способ быть полностью довольным - делать то, что, по-вашему, является великим делом. И единственный способ делать великие дела - любить то, что вы делаете». Стив Джобс
  • «Лучший путь к успеху - это влюбиться в то, что ты делаешь». - Джеки Чан

Тема «Деловая игра. Прием на работу»

Учитель сообщает о том, что сегодня урок особенный - это деловая игра.

Цель игры: Осознание своих индивидуальных особенностей и применение их в практической жизненной ситуации - создание резюме при поступлении на работу.

Учащиеся знакомятся с изречениями, предполагают тему урока, формулируют цель

Применение знаний и способов действий (32 мин)

Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Метод: /продуктивный/.
Форма работы: /индивидуальная, фронтальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Психолог предлагает определить, кто подбирает соискателей и помогает им устроиться на работу. (Предполагаемый ответ - кадровое агентство). Объявляет, что он с учителем его представляют в игре.
На слайдах презентации - правила игры и ее этапы. Психолог озвучивает их и выявляет вопросы в связи с ними у учащихся. Отвечает на вопросы при необходимости.

Правила игры:

  1. Активность.
  2. Запрет на оценочные суждения.
  3. Честное заполнение резюме.
  4. Внимательность.
  5. Контроль времени!

Этапы игры:

  1. Подготовка соискателей.
  2. Ознакомление с правилами составления резюме.
  3. Написание резюме.
  4. Собеседование соискателей. Экспертная оценка.
  5. Обсуждение результатов.
  6. Подведение итогов игры.

Затем объявляются критерии оценивания участия в игре - создание и представление резюме (оценка производится и учителем и психологом во время «приема на работу» и учащимися):

Критерии оценивания соискателей на должность:
1 балл - совпадение содержимого резюме с требованиями вакансии
1 балл - совпадение результатов учебы (других достижений) с выбранной профессией
Максимальное количество баллов - 2

Знакомятся с правилами игры, принимают их.
Узнают этапы игры.

Знакомятся с критериями оценивания соискателей на должность, получают бланки для заполнения

1 этап игры. Учитель напоминает, что на предыдущем уроке были изучены понятие темперамент, его типы и характеристики. Предлагает их повторение для дальнейшей работы по написанию резюме.

Повторение понятия темперамент, типы темперамента, основные характеристики.

2 этап. Психолог представляет схему составления резюме с опорой на слайды презентации. Дает краткие комментарии.

Этапы создания резюме:
1. Название резюме.
2. Цель.
3. Соискатель и его данные.
4. Образование (Уточнение для учащихся: оценки по базовым для профессии предметам. Примеры на отдельном слайде).
5. Опыт работы (Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, научных секциях, выставках и т.п., подходящее к выбранной профессии).
6. Достижения (Победы в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, дебатах. Награды, дипломы, медали).
7. Личные качества.

Знакомятся с правилами составления резюме.

Получают шаблон резюме для составления.

3 этап. Психолог представляет профессиональные направления через демонстрацию схемы: человек-человек; человек-знаковая система; человек-техника; человек-природа; человек-художественный образ.

Учитель представляет четыре организаций: «Центр международных отношений», «Министерство культуры», «Исследовательский и медицинский центр», «Сколково - центр технологий» для поступления на работу.

Учащиеся выбирают одну из организаций. На отдельных столах выбирают профессиональные направления и одну-две профессии. Знакомятся с информацией о профессии, требованиями и видам деятельности на карточке.

В соответствии с полученной информацией и опираясь на знание своих сильных и слабых сторон, достижения в учебе, спорте, творчестве, начинают составлять свое резюме.
Время работы 9-10 минут.

Индивидуальная работа 9-10 минут, написание резюме.
Опираются на информацию в презентации и карточках.
Задают уточняющие вопросы психологу или учителю.

4 этап «Собеседование соискателей. Экспертная оценка».

Учащийся с заполненным резюме с опорой на свои текущие оценки по предметам, которые связаны с выбранной профессией (например, Министерство культуры, профессия журналиста, текущие отметки по русскому языку литературе и истории) проходит собеседование с учителем и психологом, отвечая на вопросы по существу резюме.
Учащиеся класса заполняют свои бланки и выставляют 0-1-2 балла, по критериям оценивания соискателей на должность в своих бланках.
(На усмотрение ведущих игру, первая пара соискателей, прошедших собеседование и принятых на работу, может составить свое агентство и принимать следующих соискателей.)

Собеседование с учителем и психологом. Класс слушает собеседующихся, заполняет критерии оценивания соискателей на должность.

Итог на рефлексивной основе (10 мин)

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.
Метод: /продуктивный/.
Форма работы: /индивидуальная, фронтальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общее обсуждение выставленных баллов по критериям оценивания соискателей на должность (соответствие резюме выбранной профессии).
(Обязательно поддерживается положительная психологическая атмосфера в процессе обсуждения!
Выставление отметки за урок на усмотрение учителя. Баллы для этого складываются из 1 этапа повторение; 3-4 этапов - баллов за резюме)

Сравнивают выставленные баллы. Комментируют свой выбор при необходимости.

Обсуждение результатов игры по вопросам:

  1. Кому удалось устроиться на работу?
  2. Каковы ваши впечатления от игры?
  3. Кто не смог сделать правильный выбор? Что помешало?
  4. Какую помощь или поддержку ты хотел бы получить от психологической службы школы?

Учащиеся отвечают на вопросы, резюмируют опыт прохождения «собеседования».
Рассказывают о своих впечатлениях от игры.

Завершение урока. Благодарности. Пожелания.