Поведенческие реакции детей дошкольного возраста, как следствие эмоциональной сферы

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Посещая детский сад, он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно.

"Сложные дети", или "проблемные дети"…Эти категории детей в нашем детском саду составляют небольшой процент, однако доставляет большие трудности во взаимодействии в системе "педагог-ребенок".

По отзывам воспитателей выяснилось, что воспитатели не всегда находят оптимальные способы взаимодействия с такими детьми, имеют потребность в повышении психологических знаний по взаимодействию с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми и, именно поэтому, я считаю целесообразным проводить работу по данной теме.

Теоретико-методологическую основа, на которую я опиралась при обобщении опыта моей работы: теория психического развития ребенка (Л.С.Выготский); принцип системного подхода в психологии (В.А.Барабанщиков, Б.Ф.Ломов); теоретические представления о проблеме саморазвития и профессионального роста педагога (А.К.Маркова), теоретические представления отечественных исследователей (Г.Э.Бреслав, Л.М.Семенюк, Р.В.Овчарова). Также при проведении данной психологической работы я использовала труды следующих авторов: Е.А.Алябьевой, Е.К.Лютовой, Г.Б.Мониной, Шевченко Ю.С., Кряжевой Н.Л., К.Фопель.

Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают психические нагрузки. В обычной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и, казалось бы, поводов для беспокойства быть не должно. Но и среди детей, воспитывающихся в полной семье, наблюдается высокий процент неврозов, появление которых обусловлено разными факторами.

Очень многие из них носят социально-психологический, социально-экономический и социально-культурный характер. Основой профилактики эмоционального неблагополучия, охраны психологического здоровья дошкольников является укрепление их нервной системы через создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения в детском саду и дома, удовлетворение их эмоциональных потребностей, осуществление поддержки, выявление с психологом, родителями, педагогами причин психологической дисгармонии каждого ребёнка, а также обучение детей приемам регуляции эмоциональных состояний.

Работая в сфере образования уже длительное время, анализируя психологическую и педагогическую литературу, можно отметить то, что в последнее время возросло количество обращений родителей воспитанников с жалобами на негативные проявления в поведении детей, в первую очередь на частые проявления у воспитанников агрессивности и тревожности.

Родители все чаще обращаются ко мне со следующими вопросами: "Как бороться с проявлением агрессивности, склонности к агрессии?", "Как мы, родители, можем помочь избавить от страхов, тревожности своего малыша?", "Гиперактивный ребёнок… Как с ним справиться?".

Просвещение родителей по интересующим их вопросам, индивидуальное консультирование, анкетирование родителей позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при коррекции нежелательных отклонений в поведении. Для родителей я провожу индивидуальные беседы, тематические консультации в рамках выступлений на родительских собраниях, лекториев, по проблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: "Детские страхи", "Тревожные дети", "Возрастные особенности детей" и др. В группе создана папка "Консультации педагога-психолога для родителей" с тематическими консультациями. Второй год в детском саду я применяю такую форму работы с родителями как "Почта доверия" и считаю её эффективной формой взаимодействия между воспитателем и семьей. Работа педагога-психолога с дошкольниками.

В практике психологической работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми я применяю следующее:

  • проверяю соответствие жалоб родителей истинному положению вещей (т.е. необходимо исключить субъективизм у взрослых в оценке поведения ребенка);
  • анализирую жалобы и претензии к ребенку и взаимоотношения его с тем, кто обращается за консультацией, поскольку не исключено, что негативные проявления носят избирательный характер;
  • изучаю личность ребенка с помощью диагностических методов, беседую с родителями, педагогами воспитанников.

Я уделяю особое внимание ближайшему окружению дошкольников, в первую очередь семьи. Индивидуальную коррекционную работу с агрессивными детьми я провожу по следующим направлениям: обучение дошкольников способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, формирование эмпатии; с гиперактивными дошкольниками - развитие внимания, контроля поведения; отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; работа с гневом, с тревожными детьми - повышение самооценки дошкольников, обучение приемам саморегуляции. Игры, направленные на коррекцию агрессивности, тревожности, гиперактивности представлены в таблице.

Я изучила и проработала методическую литературу. Материал в ней направлен в основном на развитие психических процессов и на снятие психомышечного напряжения (релаксацию).

В то же время, разработанный мной цикл занятий ориентирован на коррекцию детского поведения, так как волшебная среда, в которую попадает ребенок, меняет стиль его поведения, что и подтвердилось при дальнейшем анализе эффективности цикла занятий. Игры были мной модифицированы под целостный сюжет занятий, чтобы дети, попадая в волшебную комнату, целиком погружались в сюжет игры, не переключаясь на что-то другое.

Таким образом, для сохранения психологического здоровья, социального благополучия и коррекции нежелательных личностных проявлений у проблемных дошкольников необходимо выполнение следующих условий:

  • понимание актуальности психологической работы с проблемными детьми, поддержка со стороны администрации ДОУ;
  • включение в профилактическую работу педагогического коллектива МАДОУ;
  • толерантная позиция родителей и активное участие родителей во взаимодействии с педагогами МАДОУ;
  • подбор диагностических методов и развивающих игр и упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Кулакова, В.Д. Охрана психологического здоровья дошкольников [Текст] / В.Д.Кулакова //Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 7. - С. 96-103.
  2. Севастьянова, Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры [Текст] / Т.Севастьянова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 77-80.
  3. Яскова, О. Гиперактивность как психологический диагноз [Текст] /О.Яскова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С. 108-113.