Значимость развития инициативности ребёнка, как личностного качества

Разделы: Школьная психологическая служба


Инициативность, как категория активности личности, относится к базовым психологическим категориям, которые образуют, согласно М.Г.Ярошевскому, «сетку» психологического знания. Вопрос активности личности, а также ее появления до сих пор не получил однозначного решения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, А.Маслоу, К.Роджерс и др.). Активность личности, в общепсихологическом смысле, это деятельное отношение человека к миру, способность производить преобразования материальной и духовной среды, основываясь на освоенном общественно-исторического опыте. Эта активность личности может проявляться в различных сферах жизнедеятельности: от поисковой активности до сверхнормативной, надситуативной неадаптивной активности (В.А.Петровский), которая выражает социальную природу личности. [Бичерова Е.Н. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности. Дис. канд. психол. наук. Брянск, 2009. 242с]

Социальная ситуация развития личности и деятельности, в которую включена личность, требует превращения проявлений активности личности в устойчивое личностное качество - инициативность. Содержание понятия инициативности личности раскрывается в классических работах отечественных философов и психологов (Р.Г.Апресян, С.Л.Рубинштейн и др.). Инициативность рассматривается с позиций разных психологических подходов. Б.М.Теплов, А.Г.Ковалев и другие ученые рассматривают инициативность в русле проблемы индивидуально-психологических свойств личности. Инициативность в русле многомерно-функционального подхода к анализу базовых свойств личности и индивидуальности рассматривают такие ученые как А.И.Крупнов, С.М.Зиньковская, А.Э.Пятинин, Р.Б.Сафина и другие. Н.Д.Левитов, В.И.Селиванов, П.А.Рудик и другие ученые рассматривают инициативность, как волевое свойство личности. Э. Эриксон говорит, что инициативность - это универсальное свойство личности. Г.А.Цукерман рассматривает инициативность, как поведенческий критерий субъектного действия. Изучение инициативности привело к выделению ее специфических проявлений: социальной инициативности, которую изучает С.Г.Лесникова, исследовательской инициативности, которую изучает А.Н.Поддьяков. В нашей работе вслед за Д.Б.Богоявленской, Я.А.Пономаревым, Ю.Н.Кулюткиным и другими учеными мы рассматриваем инициативность, как свойство личности, связанное с интеллектуальной сферой и проявлениями креативности, как творческой направленности.[1]

Мы видим, что инициативность определяется с помощью многообразных характеристик, которые относятся к различным психологическим сферам: когнитивной сфере, мотивационной сфере, эмоционально-волевой сфере. Необходимо учитывать то положение, что психические процессы и психические свойства личности фактически неотрывны друг от друга, а также принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).[2]

Рассмотрим содержание понятия инициативности в трудах различных ученых.

Инициативность - это комплексное образование, которое включает в себя:

а) активное творческое отношение личности к миру, которое основано на внутреннем, добровольном побуждении к изобретению новых способов действий и видов деятельности;

б) способность к этим самостоятельным начинаниям и творческому мышлению (Апресян, 1993; Корабельников, 1993; Попов, 1983).

Формой проявления инициативности субъекта являются конкретные инициативы в разных сферах деятельности и ситуациях.

К.А.Абульханова определяет инициативу как "свободную, отвечающую потребностям субъекта форму самовыражения, побудительный аспект деятельности, общения, познания". А также она рассматривает инициативу, как опережение личностью внешних требований и проявление творчества, как взаимодополнение свободы и необходимости.[2]

Такие ученые, как С.М.Зиньковская (1999); А.И.Крупнов (1993, 1996); С.И.Кудинов (1998, 1999), А.Э.Пятинин (1996), Н.В.Тучак (1993) исследуют инициативность в русле многомерно-функционального подхода, анализируя базовые свойства личности и индивидуальности с позиций целостного единства динамического, мотивационного, регуляторного, эмоционального и продуктивного их компонентов.[2]

А.Н.Подъяков изучает особый вид инициативности - исследовательскую инициативность.[3] В то же время в отечественной психологии часто используется термин "ориентировочная (ориентировочно-исследовательская) деятельность" (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец (1976); Н.Ф.Талызина (1984, 1998) и др.). М.И.Лисина использует понятие "познавательная активность" и указывает, что в ряде отношений оно близко к терминам "любознательность" и "исследовательское поведение" (или просто "исследование"), которые используются в западной психологии (Т.Д.Сарториус (1981).[2]

Применительно к дошкольникам, младшим школьникам вышеперечисленные понятия имеют больше сходного между собой, чем принципиально различного. Исследование, исследовательское поведение - это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья (Ротенберг, Бондаренко, 1989). В основе мотивации исследовательской инициативности лежит так называемая любознательность. В серии экспериментальных исследований Поддьяков А.Н. (1989) показал, что одной из самой важной характеристикой детского экспериментирования с новыми объектами является очень мощная творческая направленность на разнообразие компонентов познавательной деятельности (дивергентность).[3]

Инициативное действие берет свое начало из спонтанного условия внешней среды. Эти факторы влияют на личность как сознательно, так и подсознательно, определяя его потребности и интересы. Так рождается идея, которая побуждает человека что-то сделать, что-то изменить, чего-то достичь. Когда обозначился интерес и родилась идея, тогда инициативное поведение можно охарактеризовать с одной стороны как произвольное поведение, которое направлено на овладение собой, своими внутренними действиями и организацией своего поведения, а с другой - включает действия, направленные вовне, на предмет внешнего мира, на его достижение или преобразование.

Те условия, в которых живет и развивается личность, влияет на его ценностную структуру, мотивационную сферу, которые, в свою очередь, придают смысл и побуждают к действиям, определяют и направляют его социальную активность. Другими словами, создавая и поддерживая определенные условия, среду, где начинает формироваться личность ребёнка, мы помогаем ребёнку вырасти в полноценную активную и инициативную личность.

Использованная литература

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1993. 173с.
  2. Бичерова Е.Н. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности. Дис. канд. психол. наук. Брянск, 2009. 242с.
  3. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис. д-ра псих. наук. М., 2001. 350с.