Качественные отличия свободной и организованной сюжетно-ролевых игр и их значения для развития дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба

Класс: д/с


Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника имеет одно из самых важных значений. Ребенок малоиграющий, по Выготскому, теряет в своем развитии, т.к. в игре ребенок всегда выше своего уровня, своего среднего возраста, своего повседневного поведения. Игра содержит в себе все тенденции развития ребенка в будущем.[1]

Л.С.Выготскийпишет, что в период дошкольного детства жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром, и ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра - это свобода воли, творчества, она порождает новые потребности. Центральными моментами игры становится то, что отвечает насущным потребностям. Именно из игры рождается потребность в настоящей общественно-значимой, оцениваемой деятельности, что становится важной посылкой к учению. В игре важен не результат, а процесс - процесс переживания, связанного с игровыми действиями.[1]

Леонтьев А.Н.: «Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т.е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».[2]

Эльконин Д.Б. видит в игре ведущий тип деятельности ребенка-дошкольника. Он говорит, что в игре формируются те психические новообразования, которые будут значимы в следующий возрастной период, когда ведущей деятельностью будет уже учёба.[6]

Смирнова Е.О. говорит, что «игра - это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка».[3] Она также утверждает, что игровая деятельность оказывает влияние на формирование произвольности всех психических процессов дошкольника. Также дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, играя, чем когда дает задание взрослый. «Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяются ребенком в игре». Опыт игровой деятельности необходим для развития мышления ребенка. Когда ребенок действует с предметом-заместителем, то он начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. А этот предмет-заместитель становится опорой для мышления. Благодаря игре ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях.[3]

В данной статье я бы хотела акцентировать внимание на различиях в понимании взрослыми самой сущности игры и организации игровой деятельности детей. И тогда можно выделить два подхода в организации игровой деятельности дошкольника: свободная и организованная взрослыми игра.

Свободная игра - это ненаправленная взрослыми игра детей. B.Hughes (2002) дает следующее определение: «свободная игра - это такая деятельность детей, которая содержит следующие характеристики: свободно выбранная, персонально управляемая и внутренне мотивированная, никем ни специально не поощряемая и не предназначенная ни для каких специальных или определенных запланированных целей.[4]

Организованная игра - это целенаправленная организация игры детей взрослыми.

Современные кросскультурные исследования показывают, что например, большинство японских и шведских воспитателей не направляют игру детей, не говорят им, как и во что играть. Американские воспитатели напротив, активно участвуют в организации игры детей в детском саду.[5]

В современных статьях говорится о результатах исследования Singer et all (2009), которое показало удивительно схожие особенности в играх детей из 16 стран.[4] Все родители отмечали, что их дети ощущают огромный недостаток свободной игры в период дошкольного и младшего школьного детства. Это отрицательно сказывается на развитии и последующем обучении детей. Опросы родителей показали, что основной «противник» игры - это экран, или конкретнее, телевизор. Особенно велики показатели детского экранного времени в развивающихся странах. Вторая проблема, снижающая частоту игры детей - это безопасность игрового пространства, отсутствие защищенных игровых пространств на улице и неструктурированное свободное время или отсутствие свободного времени у ребенка. Особое беспокойство проявляют родители в отношении недостатка коммуникативных игр в развитии социальных отношений ребенка. Матери особенно обеспокоены тем, что дети слишком рано погружаются во взрослую жизнь и пропускают уникальную радость детства и те здоровые, естественные для развития возможности, открывающиеся детям в играх. Следует подчеркнуть, что эта проблема существует и обсуждается в нашей стране, хотя подобные исследования пока отсутствуют.[4]

Веракса А.Н. говорит, что японцы относятся к детям с особой любовью. Еще в начале прошлого века российский ученый-японовед Г.Востоков подметил, что японцы воспитывают детей «с такою мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей».[5]

Свободная игра заключается в том, что дети делают то, что хотят - рисуют, строят модели, участвуют в сюжетно-ролевых играх и т.д. Это позволяет установить более тесные контакты со сверстниками, столкнуться с конфликтами и самостоятельно их разрешить. Хочется подчеркнуть, что свободная игра в Японии, а также Швеции, Англии, Германии и многих европейских стран, свободна от вмешательства взрослого.

Японские и европейские педагоги убеждены, что развитие самостоятельности возможно лишь в том случае, если малыш создает собственные ценности, что осуществимо только в свободной среде.

В такой свободе выражается главная, по мнению японских педагогов и родителей, ценность дошкольного образования - сохранение детства в ребенке. Дети принимаются такими, какие они есть - энергичными, любо­знательными, и на основе такого принятия у малышей возникает уверенность и желание принадлежать к группе.[5]

В статьях про игры также говорится, что, например, в США свободного времени у дошкольников в среднем 2 часа в неделю, при этом дети немного гуляют на улице и «просто играют». Свободная игра сократилась на 25 %, а прогулки на 50 %. Вместо этого дети посещают организованные структурированные занятия, считающиеся обучающими. Но ведь игры и занятия - это совершенно разные вещи. В игре ребенок учится контролировать свое свободное время. «Суть игры - в потере чувства времени» - утверждает итальянский исследователь Тонучи, - «в мире таинственном, рискованном и полном приключений». А структурированные занятия снижают этот элемент независимости, ведь контроль над временем и занятием принадлежит взрослому.[5]

Взрослые относятся к игре, как «пустому» времяпровождению, как к чему-то тривиальному и незначительному в жизни детей. У современных родителей выражена значительная тенденция к раннему развитию ребенка. Они считают, что важнее записать ребенка в кружки и секции, научить читать, писать, рисовать, танцевать и говорить на иностранном языке, а лучше нескольких.

На сегодняшний день в детских садах, в основном, используются программы авторов, которые сводят задачи педагога в вопросах, касающихся сюжетной игры, к формированию ее содержания и планомерному обогащению опыта ребенка с последующим переводом его в условный план с помощью специально организованных взрослым игр, разворачивающихся под его руководством. Один из методов даже получил название «метод комплексного руководства игрой». Все это привело к тому, что в детских садах игра детей разделилась на две формы: свободная игра и игра «развивающая», руководимая взрослым.

Необходимо отметить высокую значимость для жизни ребенка свободной сюжетно-ролевой игры, а также значимость особенностей предметно-развивающей среды в свободных играх. Свободная сюжетно-ролевая игра пробуждает аутентичную деятельность и формирует индивидуальность личности. Кажущаяся хаотичность и алогичность детских действий в свободной игре скрывает за собой первые задатки субъектной активности, благодаря которой маленький индивид встречается со своей индивидуальностью и демонстрирует ее социуму. В свободной игре проявляется активная позиция ребенка, формируется его индивидуальность через творчество и воображение. В свободной игре возможность использования игрушки расширяется: ребенок находит применение предметам по их непосредственным физическим свойствам. Открытые игровые материалы, физические свойства которых позволяют ребенку использовать их многофункционально, в ситуации свободной игры побуждают детей проявлять свои творческие способности, свою креативность и инициативность. Также в ситуации свободной игры активно используются предметы-заместители, возникают воображаемые объекты, что также нам говорит о творческой активности ребенка.

При организованной взрослым игре дошкольников, воспитателем вводятся стратегии социально-ролевого взаимодействия (как правила игры), задействуются все дети группы; и в игре выстраиваются пространственные границы и границы межличностного взаимодействия между детьми. Таким образом, через этот тип игры активно идет процесс социализации ребенка, освоения им социально-ролевых стратегий поведения и выстраивания пространственных границ и границ межличностного взаимодействия между детьми.

Таким образом, хотелось бы сказать, что оба типа игр имеют важное значение для развития личности ребёнка. И ни в коем случае, одна игра не может заменить или подменить другую в жизни дошкольника.

Использованная литература

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии // Вопр. психологии. 1966. № 1. С. 62-76.
  2. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры// А.Н.Леонтьев Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т.1.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка: от рождения до семи лет: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. 384 с.
  4. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии // Современная зарубежная психология / Гл. ред. Т.В. Ермолова. № 1. М.: МГППУ, 2012. С. 53-64.
  5. Веракса А.Н. Детский сад по-японски, журнал Современное дошкольное образование, 2007 г, № 1, http://www.sdo-journal.ru/sdo/info/13371.html
  6. Эльконин, Д.Б. Психология игры. / Д.Б.Эльконин. - М.: Педагогика, 2008. 304 с.