Урок-исследование «Как открыло свои тайны Средневековье?» для 8–9-х классов

Разделы: История и обществознание, Краеведение

Классы: 8, 9

Ключевые слова: г. Уссурийск, раскопки


«Каждый учёный, каждый исследователь, маленький Колумб.
Он влюблён в свой край, и это помогает ему понять многое,
что недоступно пониманию равнодушных»

В.Бианки

Цели урока:

  • продолжить формирование осмысленного отношение к истории малой Родины;
  • познакомить с новыми научными данными о каменных изваяниях черепах.
  • продолжить формирование навыков групповой работы.

Задачи:

  • обучающие: научить учащихся определять происхождение и историю обретения этих памятников русскими людьми создания памятника черепахи, её особенности,
  • развивающие: совершенствование метапредметных умений, умение анализировать различные виды источников, обобщать, делать выводы,
  • воспитывающие: формировать уважительное отношение к истории своей страны, осознание важности гражданской позиции каждого члена общества на определённом историческом этапе.
  • педагогические: представленный урок разработан с элементами лабораторной работы. Данная технология используется в ходе работы с документами. Это позволяет научить различать в исторической информации факты и явления, осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника.

Планируемые результаты:

  • личностные УУД: умение проявлять познавательный интерес к изучаемой теме; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; развитие умения аргументировать и отстаивать своё мнение; осознавать успешность своей деятельности; самокоррекция.
  • познавательные УУД: умение извлекать необходимую информацию из разных источников (историческим документом, научным и научно-популярным текстом). Сопоставлять, анализировать и делать выводы.
  • регулятивные УУД: принимать и сохранять учебное действие; определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
  • коммуникативные УУД: умение работать в группе (работа в малой группе, фронтальная работа), проявлять готовность к учебному сотрудничеству.

Основные понятия: саркофаг, чжурчжени.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Технология: проблемное обучение, с элементами лабораторной работы.

Оборудование урока:

  • Учебное пособие: Мой Приморский край: Страницы истории: основное общее образование: учебное пособие: т.1/ Н.А.Беляева, Ф.П.Ботнарь, О.Ю.Ботнарь и др. - М.: Просвещение, 2021 г.;
  • тетради, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Содержание учебной деятельности

Мотивационно- целевой этап. 3 мин.

Создаёт проблемную ситуацию: согласны ли вы,что в Уссурийске есть уникальный памятник, который является визитной карточкой города, она есть на многих открытках, это неофициальный символ нашего города. О каком памятнике идёт речь?
Подводит к цели урока.

Ученики высказывают мнения что каменная черепаха, это символ Уссурийска, его гордость.
Ученики ставят цель урока.

Этап актуализации знаний. 2 мин.

Задаёт наводящие вопросы: «Почему о культуре древних народов Приморья заговорили во второй половине XIX веке», «Как открыло свои тайны Средневековье?»

Ученики выдвигают версии.

Этап изучения нового знания. 15 мин.

Учитель ставит задачу: изучить тексты и найти ответы на вопросы. Инструктаж о последовательности работы.Раздача дидактического материала по группам.

Ученики знакомятся с текстом, ищут ответы на вопросы.
Работа в парах.

Этап применения новых знаний. 15 мин.

Педагог начинает эвристическую беседу, мотивируя учащихся находить решение, приходить к выводам

Ученики выдвигают версии, ищут правильные ответы.

Этап рефлексии учебной деятельности.
3 мин.

Учитель задаёт вопросы:
«С какими новыми научными данными познакомились, и считаете нужным поделиться с родителями, друзьями»

Ученики делают выводы, соотносят полученные результаты с поставленной целью, проводят самооценку своей работы на уроке.

Домашнее задание и самоподготовка. 2 мин.

Учитель дает домашнее задание: «Что необходимо сделать, чтобы черепаха привлекала туристов в г. Уссурийск», представить групповой проект

Ученики записывают домашнее задание.

Раздаточный материал

Задание для 1-й группы

Общие вопросы:

  1. Где и когда нашли уссурийскую черепаху?
  2. При каких обстоятельствах нашли черепаху?
  3. Уссурийская и Хабаровская черепаха из одного могильника?
  4. Чем являлась черепаха как символ? Что она означает?
  5. Для кого создали черепаху?
  6. Известно, что в Приморье нет гранитных месторождений. Откуда мог появиться розовый гранит для черепахи?
  7. Как переселенцы относились к историческому памятнику черепахи?

Заведующая сектором средневековой археологии ФГБУН Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Надежда Артемьева вопросу изучения каменных черепах и вообще - уссурийских древностей посвятила десятки лет. Кандидат исторических наук практически на сто процентов уверена, в честь кого воздвигались родовые погребальные комплексы с черепахами. Об этом говорят и результаты археологических исследований, и другие свидетельства. Единственное, в исторических источниках пока не нашлось документальных подтверждений, для кого именно была изготовлена уссурийская черепаха.
Надежда Артемьева

- Первые раскопки уссурийской черепахи были произведены под этим памятником в 1885 году. Тогда она находилась, где сейчас расположен штаб 5-й армии. Село Никольское (нынешний Уссурийск. - Прим. авт.) росло, крестьяне стали селиться в этом месте, поэтому, прежде чем поселенцы могли занять эти земли, необходимо было произвести исследовательские работы. Раскопки были начаты в октябре 1885 года. Федор Федорович Буссе сделал большую траншею. И черепаху при помощи 14 пар волов и большого количества крестьян перевезли на санях в общественный сад - в районе все того же штаба 5-й армии на пересечении улиц Ленина и Тимирязева. Там она стояла очень долго.

Ф. Ф. Буссе вернулся к раскопкам в 1889 году. В чем была загадка? Все считали, что черепахи стоят на курганах, в которых находятся склепы-захоронения. Что это могильный камень, установленный на холм умершего человека высокого ранга. Оказалось совсем по-другому. Что черепахи по традиции ставятся не на курган с захоронением, а рядом - на соседний холм. Между этими курганами проходила аллея, по обеим сторонам которой попарно ставились скульптуры людей и животных. Дух умершего должен был пройти по аллее и уйти к черепахе.

Во время раскопок собрали большое количество черепицы. А когда вышли на уровень материка - ярко-желтой, жирной глины - это уровень материковой глины 13-го века, то ямы под черепахой найдено не было.

Вокруг черепахи обнаружили четыре каменные базы, основание от колонн, поддерживающих черепичную крышу. То есть черепаха стояла на платформе, а сверху над ней возвышался навес в виде пагоды. Пространство вокруг нее было вымощено серым кирпичом.

Рядом с этой уссурийской черепахой находилось еще шесть курганов. Военный В. Ульяницкий договорился с Ф.Ф.Буссе, что произведет раскопки под остальными холмами. Он и провел их, но дневник, к сожалению, так и не сдал в Географическое общество. И эти данные были утеряны. Но один из курганов - северный - копал сам Ф.Ф.Буссе. Внутри была обнаружена деревянная урна с прахом и два сосуда с таким же содержанием. Человека сожгли, собрали его прах, заложили в сосуд и погребли под курганом. Но в записях ни у Ф.Ф.Буссе, ни у И.А.Лопатина, который первым эту реликвию и обнаружил в 1864 году, нет упоминания, что там стояли скульптуры чиновников. [см. Приложение №1, Приложение №2]

Мое мнение - уссурийскую черепаху подготовили для будущего захоронения, но человека рядом с ней не похоронили. Иначе нашли бы еще один саркофаг, склеп и все прочие атрибуты погребения. Но когда раскапывали этот комплекс, большого ритуального захоронения не обнаружили. И вокруг нее, подчеркиваю, не было пантеона животных и воинов.

В 1893 году Ф.Ф.Буссе и В.П.Маргаритов приступают к раскопкам на мельнице Линдгольма, что в районе Солдатского озера. Там тоже было несколько курганов с черепахой. Раскопки кургана под черепахой показали, что над ней, скорее всего, стояла беседка, но она уже базировалась не на каменном фундаменте, а на деревянных столбах, поддерживающих крышу. В соседнем кургане обнаружили захоронение, которое, по исследованиям В. Е. Ларичева, является могилой Дигуная (Эсыкуя). В склепе тоже не оказалось костяка, но сверху нашли часть скелета коня и собаки, а также выяснили, что крышка гроба была расколота. Вследствие чего сделали предположение, что курган, скорее всего, разграбленный.

Я соглашусь с В.Е.Ларичевым и другими исследователями, что хабаровская черепаха относится к началу двенадцатого века - ко времени захоронения Эсыкуя в 1148 году. Потому что по стилю исполнения, размерам хабаровская черепаха хорошо вписывается в стилистику изготовления таких памятников той эпохи. [см. Приложение №3]

Уссурийская черепаха сильно отличается и размерами, и формами, и «прорисовкой» шестигранников на ее спине. Стиль изготовления меняется. Она была сделана уже в 13-м веке. В этом нет сомнений, потому что аналогичные захоронения существуют на территории Маньчжурии - возле Ачэна.

Естественно, был поднят вопрос - для кого на этой территории в 13-м веке готовили уссурийскую черепаху? В соответствии с официальной историей, образованное в начале 13-го века государство Восточное Ся исчезло уже спустя 19 лет после своего создания. Но фактически оно существовало до начала образования Юаньской империи в 1278 году. И до тех пор, пока монголы не объявили династию, чжурчжэни находились на этой территории в вассальном положении. И городище, которое сейчас известно как Краснояровское, еще существовало.

Вторым историческим лицом после Дигуная на территории Приморья был Пусянь Ваньну. Ключевая историческая фигура, основатель государства Восточное Ся. Только ему мог готовиться родовой мавзолей с комплексом изваяний, таких как черепаха. С этим мнением был согласен и В.Е.Ларичев, когда я высказала ему свое предположение. В 1233 году Пусянь Ваньну поехал из своей Верхней столицы в Южную столицу (городище расположено на территории Китая), и там его пленили монголы. Как дальше заканчивается жизнь этого человека, никто не знает. Но мы можем предположить, что возле своей главной столицы - г. Кайюаня (Краснояровское городище) Пусянь Ваньну должен был определить родовое кладбище. И если бы он умер на своей земле, то на стеле, которая устанавливалась на черепаху, был бы нанесен текст с его подвигами, а рядом находилось бы захоронение в каменном склепе.

Благодаря археологическим находкам мы доказали, что на территории Краснояровского городища находилась главная - Верхняя столица государства. Император Пусянь Ваньну правил здесь. Естественно, родовое кладбище должно было находиться рядом.

Другого исторического лица такого ранга на территории Приморья тогда не было. Если бы мы нашли письменные источники, в которых было бы сказано, что Пусянь Ваньну при жизни готовил себе захоронение, мы бы знали об этом точно. Но такие источники не обнаружены. Пока же утверждение, что родовые погребальные комплексы с черепахами предназначались двум историческим лицам, которые правили на территории Приморья - Дигунаю (Эсыкую) и Пусяню Ваньну, являются самой правдоподобной версией. Вообще это традиция Танского Китая - начиная с 6-7-го века устанавливать изваяния с пантеоном сопутствующих животных, чиновников и воинов, которые сопровождают умершего в мир иной. Их ставили рядом с могилами только очень заслуженных людей, принадлежащих императорскому роду. Самая поздняя черепаха на территории Китая, которую я видела, датирована 17-м веком.

Все эти черепахи интересны тем, что в каждый исторический период их изображали в разном стиле. Таким образом, очень хорошо можно проследить, к какому времени они относятся.

Где сделаны найденные в Уссурийске черепахи, привозной ли это камень и откуда, я сказать не могу, не занималась этим вопросом. Надо, чтобы структуру камня посмотрели геологи и определили, есть ли у нас в Приморье такие граниты. Один из вариантов - их могли привезти из каких-то каменоломен. Но никто пока не проводил такие исследования. Могу сказать лишь, что хабаровская черепаха сделана из серого гранита, уссурийская - из розового. Просто со временем он затерся.

  1. Но более показателен интерес жителей к древностям. Их собирали в одно место - гарнизонный сад. Там стояли черепаха, столб, каменные базы. Все это бережно хранилось, к этому было приковано всеобщее внимание. Хотя попадались всякие люди. В один прекрасный момент обезглавленные чиновники из сада пропали. Общественность подняла шум, и когда стали искать, оказалось, что кто-то строил дом и хотел поставить их себе, как кариатид в виде упора для балкона. Конечно, всех чиновников у него забрали. Винокуров Р.С. Каменная жемчужина Приморья: [о каменной черепахе г. Уссурийска]/ Р.С.Винокуров. - Уссурийск: [б. и.]// ООО АЛЬФА ПРИНТ, 2021., с.4-11

Задание для 2-й группы

Общие вопросы:

  1. Где и когда нашли уссурийскую черепаху?
  2. При каких обстоятельствах нашли черепаху?
  3. Уссурийская и Хабаровская черепаха из одного могильника?
  4. Чем являлась черепаха как символ? Что она означает?
  5. Для кого создали черепаху?
  6. Известно, что в Приморье нет гранитных месторождений. Откуда мог появиться розовый гранит для черепахи?
  7. Как переселенцы относились к историческому памятнику черепахи?

Научный сотрудник музея истории Дальнего Востока имени В.К.Арсеньева Максим Якупов считает, что точку в изучении происхождения каменных черепах ставить рано. Существует еще масса вопросов, на которые пока нет четких ответов, а раз так, значит, исследования должны быть продолжены. Именно этим он и занимается на протяжении продолжительного времени.

- В средние века на территории современного Уссурийска были сооружены несколько погребальных комплексов. Два из их были с изваяниями в виде каменных черепах. Комплекс с черепахой, которая ныне находится в Уссурийске, располагался недалеко от того места, где она стоит и сейчас. По словам Ф.Ф.Буссе, в 1885 г. было решено перенести ее из распланированных кварталов с. Никольского в общественный сад села.

Черепаха, что находится в Хабаровске, изначально стояла в районе мелькомбината. Мы даже установили ее место расположения - в юго-западном углу мелькомбината, как раз, где сейчас проходит забор.

Комплекс с уссурийской черепахой состоял из большого кургана с черепахой, установленной на его вершине, шести небольших курганов и поминального храма, или кумирни.

Вероятно, там располагался и поминальный храм. В 1885 и 1889 гг. Ф.Ф.Буссе во время раскопок кургана обнаружил черепицы, щитки, барельефы, фрагменты украшения крыши и фундаменты колонн.

Сейчас предметы выставлены в витринах музея имени В.К.Арсеньева. [см. Приложение №4] Думаю, что они были частью поминального храма или навеса, который стоял над черепахой. На территории Китая сохранились несколько аналогичных памятников чжурчжэньского времени. Например, черепаха с надписью «Памятник, прославляющий победу Цзинь над Ляо», судя по дошедшим до нас фотографиям конца 19в., была защищена кирпичными стенами и черепичной крышей. Во время раскопок 1885 г. в Уссурийске также были найдены остатки кирпичных стен.

Точно сказать, как выглядел уссурийский комплекс, мы не можем, поскольку на момент его обнаружения и первоначальной фиксации в 1864 г. он уже был разрушен и частично растащен. В своих дневниках Ф.Ф.Буссе обращает внимание на то, что местные крестьяне и военнослужащие гарнизона используют древние изваяния для своих хозяйственных нужд. В фондах музея имени В.К.Арсеньева хранится записка, написанная Ф.Ф.Буссе со слов начальника Никольск- Уссурийского гарнизона, который утверждал, что купил фигуры (предположительно, воинов. - Прим. авт.) у китайцев, пытавшихся вывезти их себе на родину. И когда солдаты стали их выгружать из телег, те упали и раскололись. И уже после этого они были использованы в хозяйственных нуждах (как подпорки балкона и крыльца), потому что, по мнению офицеров, они теряли свой красивый облик. Головы якобы на них были, но во время падения они искрошились. Здесь, скорее всего, имеются в виду другие изваяния, так как, судя по рисункам и описаниям, сделанным геологом Лопатиным, помимо статуй чиновников были еще две фигуры воинов. [см. Приложение №5]

Интересная версия по поводу принадлежности древних скульптур Уссурийска рассматривается В.Е.Ларичевым. В книге «Тайна каменной черепахи» автор пытался соотнести изваяния и черепаху, которая находится в Хабаровске, с конкретным историческим лицом. По его мнению, черепаху и изваяния изготовили в честь одного из основателей империи Цзинь - князя Эсыкуя. Это интересная версия, но и она может быть подвергнута критике.

Сегодня можно только предполагать, как все это выглядело в древности и кому было посвящено. Если обратиться к аналогичным памятникам, сохранившимся на территории Китая, то стоит рассмотреть семейное кладбище чжурчжэньского министра, изобретателя письменности чжурчжэней Ваньянь Сииня, казненного по ложному обвинению. Комплекс представлял собой захоронение в земле. Сверху был насыпан небольшой курган. Спиной к кургану, на расстоянии от него стояли изваяния животных и людей, выстроенные по сторонам ведущей к погребению аллеи. У Ваньянь Сииня есть еще баран, обезьяна, точно такой же, как у нас, лев. Перед ними стоял небольшой храм и черепаха со стелой. Удивительно, но все фигуры идентичны тем, что хранятся в музее имени В.К.Арсеньева. И черепаха, установленная в погребальном комплексе Ваньянь Сииня, один в один похожа на черепаху, что стоит в городском парке Уссурийска. Кстати, на могиле Ваньянь Сииня у некоторых фигур головы отбиты.

Сохранилась одна голова у воина и одна - у фигуры чиновника. Как раз у тех фигур, которые упали. А у тех, что располагались стоя, головы были отбиты. Возможно, их отбили еще в древности. [см. Приложение №6]

Если посмотреть на обе черепахи, хабаровская сделана менее качественно, в более грубой, архаичной технике, которая соответствует, наверное, технике начала второго тысячелетия - периоду после гибели Бохайского и до создания Чжурчжэньского государства. Похожая черепаха сохранилась в Монголии. Она относится к началу киданьской империи Ляо. Это, как минимум, за 100-150 лет до создания черепахи, что стоит в Уссурийске. А уссурийская черепаха как раз относится к империи Цзинь.

Есть еще одно подтверждение этой гипотезы: в Китае сохранилась стела, установленная на спине черепахи в честь победы чжурчжэней над киданями - опять же черепаха, сделанная в той же самой технике. Внешне она абсолютно идентична черепахе Ваньянь Сииня и черепахе, которая стоит в Уссурийске.

Из «Цзинь Ши» - истории Цзинь - известно, что император Ши-Цзун проводил политику по возвеличиванию исторического прошлого чжурчжэней. По его приказу был составлен текст в память Ваньянь Сииня и в 185 г. установлена черепаха со стелой. Тогда же в местечке Фуюй, на реке Лалинь (провинция Цзилинь) была установлена стела в честь военной победы основателя цзиньской династии Агуды над киданьским государством Ляо.

Таким образом, до нас дошли три похожих черепахи, хотя из летописей известны десятки изваяний, изготовленных в честь великих предков по приказу чжурчжэньского императора. Такое ощущение, что они принадлежат мастерам одной ремесленной школы и были изготовлены и установлены за короткий промежуток времени, в течение десяти лет в 80-х гг. 12-го века и расставлены по территории империи. По всей видимости, в эти же годы была сделана черепаха и сооружен погребальный комплекс, посвященный князю Эсыкую.

  1. Ряд ученых считают, что уссурийская черепаха принадлежит Пусянь Ваньну - основателю государства Восточное Ся. Когда ее нашли, на стеле якобы не было никаких надписей. Поэтому решили, что ее поставили в его честь, но написать на ней ничего не успели. Но опять же это спорно. Потому как до нынешнего времени стела не дошла, она была утеряна. А были там надписи или нет, сказать сложно. Винокуров Р.С. Каменная жемчужина Приморья: [о каменной черепахе г. Уссурийска]/ Р.С.Винокуров. - Уссурийск: [б. и.]// ООО АЛЬФА ПРИНТ, 2021. с.12-17

Задание для 3-й группы

Общие вопросы:

  1. Где и когда нашли уссурийскую черепаху?
  2. При каких обстоятельствах нашли черепаху?
  3. Уссурийская и Хабаровская черепаха из одного могильника?
  4. Чем являлась черепаха как символ? Что она означает?
  5. Для кого создали черепаху?
  6. Известно, что в Приморье нет гранитных месторождений. Откуда мог появиться розовый гранит для черепахи?
  7. Как переселенцы относились к историческому памятнику черепахи?

Мнение председателя Уссурийского отделения Русского географического общества Александра Мезенцева по вопросу происхождения черепах, их первоначального месторасположения и т.д. в целом сходно с версиями других исследователей. Но есть и определенные тонкости.

Если черепах «посадить» на современные карты одна из них, та, что вывезена в Хабаровск, изначально находилась в районе мелькомбината. А место расположения уссурийской варьируется от городского парка до примерно центральной площади. То есть сейчас она стоит годах практически на своем родном месте.

В 1960-х годах хабаровской черепахе большое внимание уделил В.Е.Ларичев в своей книге «Тайны каменной черепахи». Благодаря надписям, сохранившимся на стеле хабаровской черепахи, Ларичеву удалось идентифицировать, что захоронение принадлежало Эсыкую. Среди историков есть определенные споры, кто такой Эсыкуй. Мы знаем, что другой вариант написания его имени - Ваньянь Чжун. Часть специалистов считает, что правильно его имя пишется Асыкуй.

Эсыкуй один из сподвижников создателя чжурчжэньской империи Агуды. Он помог ликвидировать сепаратистские бохайские течения, когда в ходе начавшейся войны чжурчжэней с киданями бохайцы подняли восстание, вышли из подчинения киданям и провозгласили свою независимость. В итоге, чтобы не снимать силы с фронта на подавление восстания бохайцев, Агуда создает отдельный корпус во главе с Эсыкуем, который занялся решением вопросов с сепаратистами. Возрожденное Великое государство Бохай, просуществовав всего лишь несколько месяцев, было ликвидировано. Сам Эсыкуй был родом из Елани - юго-восточного Приморья, хотя некоторые считают, что он родился в центральном Приморье. В 1124 году с разрешения императора он переселяется на более плодородные земли в Суйпинь (Уссурийск, сейчас - Южно-Уссурийское городище), а в 1147 году умирает. Здесь его и хоронят. Правда, мавзолейный комплекс, воздвигнутый для него как члена царского рода Ваньянь, создается только в 1193 году, спустя много лет после его смерти.

Владимир Арсеньев, ссылаясь на одного крестьянина и даже указав его фамилию, говорит, что могилу Эсыкуя в 1872 году раскопали китайцы. Но вряд ли этими людьми могли быть китайцы. Скорее всего, это были маньчжуры. Интересно, куда они его перезахоронили? И второй вопрос. Когда в 1893 году эти же курганы раскапывал Буссе, он нашел одну фалангу пальца. Любопытно, где она сейчас хранится. И существует ли она вообще в настоящее время?

О том, что один из комплексов принадлежал Эсыкую, мы знаем и стелы на хабаровской черепахе. Тогда как уссурийская черепаха оказалась без плиты, соответственно, нам неизвестно, кому предназначалось захоронение.

В 1960-1970-х годах существовала версия о плененных китайских императорах, которых в начале 12-го века чжурчжэни вывезли в Угочэн. И якобы Угочэном мог быть Уссурийск. Но затем от этой версии отказались. Не в ее пользу говорит и тот факт, что, по данным Буссе, курганы стояли в ряд. Между тем, китайские погребения строились по несколько другому принципу - погребальный комплекс примыкал к квадратному валу, из центра вела дорожка. В конце дорожки располагались два кургана, под одним был саркофаг, второй украшала черепаха. Сбоку отходила еще дорожка, там стояла беседка, где проводились тризны. И вдоль дорожки возвышались статуи воинов, чиновников и животных.

В 1970-х годах советские исследователи выдвигали версию, что черепаха имеет юаньский облик, а это уже 13-й век.

Современные исследователи пришли к мысли, что, скорее всего, черепаху создавали для Пусяня Ваньну - создателя Восточного Ся. Потому что человека, по масштабам равного ему, тогда здесь больше не было. В 1214 году император подписал унизительный мир с монголами. Договор был крайне непопулярен в среде высшего офицерства и чиновничества. В результате наместник восточных провинций Пусянь Ваньну отсоединился от империи и провозгласил свое государство - Восточное Ся. Одни считают, что он своим сепаратизмом ослабил империю. Другие, наоборот, утверждают, что, сумев отойти на восток, он сохранил чжурчжэньскую культуру и чжурчжэньский народ, который возродился уже в 17-м веке. Потому что именно на землях Восточного Ся возникло государство Поздняя Цзинь.

Это наиболее правдоподобная, но все-таки - версия. Самих документов, касающихся смерти, места погребения и того факта, что захоронение в Уссурийске действительно готовилось для Пусяня Ваньну, я нигде не встречал. Но если рассуждать логически, захоронение могло предназначаться только для этого правителя.

Отдельный вопрос касается обнаруженных также статуй чиновников, животных. Они должны были располагаться на местах захоронений. Но если сравнить современную карту и карты того времени, получится, что статуи, когда их нашли, находились в районе современной второй поликлиники, далеко от черепах. Либо их растащили в какое-то время, а, может, наоборот, не донесли до комплектов во время строительства. Почему они находились в разных местах, я не знаю.

Впоследствии все городские скульптуры были перенесены в сад в районе нынешнего сквера перед штабом 5-й армии. А потом были растащены. Часть скульптур перевезли во Владивосток, одну черепаху - меньшего размера - Гродеков распорядился забрать из Никольского в музей, созданный в Хабаровске. Видимо, человек, через год, ставший губернатором, считал, что какой-то деревне не подобает иметь целые две такие интересные древние скульптуры. Это случилось в 1894 году. А вторая черепаха осталась у нас.

Глыбу для нашей черепахи, думаю, скорее всего, откуда-то привезли и уже здесь над ней работали мастера. Либо ее сделали в другом месте и доставили сюда в готовом виде. В пользу этих версий говорит то обстоятельство, что такого гранита, из которого она сделана, у нас нет.

  1. Винокуров Р.С. Каменная жемчужина Приморья: [о каменной черепахе г. Уссурийска]/ Р.С.Винокуров. - Уссурийск: [б. и.]//ООО АЛЬФА ПРИНТ, 2021. с.18-22

Задание для 4-й группы

Общие вопросы:

  1. Где и когда нашли уссурийскую черепаху?
  2. При каких обстоятельствах нашли черепаху?
  3. Уссурийская и Хабаровская черепаха из одного могильника?
  4. Чем являлась черепаха как символ? Что она означает?
  5. Для кого создали черепаху?
  6. Известно, что в Приморье нет гранитных месторождений. Откуда мог появиться розовый гранит для черепахи?
  7. Как переселенцы относились к историческому памятнику черепахи?

Уссурийский археолог и краевед Андрей Бурдонов единственный из всех исследователей говорит сразу о двух Эсыкуях - отце и сыне. И считает, что русские переселенцы варварски относились к обнаруженному здесь наследию прошлых времен.

- Черепаха - символ императорской власти, поэтому такие черепахи могли ставиться только на курганах представителей царского рода. В нашем случае - рода Ваньянь.

Но правильно называть черепаху - черепаха-биси, т.е. черепаха-дракон. Потому что дракон - это тоже символ императорской власти.

Первыми о черепахах сообщили русские переселенцы. Когда начались исследования Приморского края военными, они сразу увидели существовавшие здесь некогда города. В силу отсутствия растительности не увидеть их было невозможно. По крайней мере, об этом можно судить по фотографиям начала 20-го века, которые у нас имеются. Лес на них выведен полностью.

Русскими было обнаружено два курганных комплекса с черепахами: один, возможно, около мелькомбината, второй был где-то рядом с театром Комиссаржевской.

К хабаровской черепахе шла галерея - мощеная площадка. По обеим сторонам ее стояли скульптуры чиновников, животных. Часть из них украли, в том числе обезьянку.

На фотографиях, сделанных в конце 19-го века, уссурийская черепаха стоит уже не на кургане, а рядом. Есть фотография с мельницы Линдгольма, на которой можно увидеть целую кучу каменных блоков. Возможно, это как раз один из разобранных курганов. Потому что тот курган, который раскопали, был пустой. Кроме средневековой чжуржэньской керамики там больше ничего не было.

Какова судьба голов, отбитых с фигур чиновников, тоже неизвестно. По этому вопросу есть две версии. По одной из них, их отбили еще в средневековье по приказу китайских императоров. По второй - это сделали русские переселенцы. Неясно, почему стелы стояли рядом с черепахами, а не были водружены на них. Возможно, их сбросили еще в эпоху средневековья опять же по приказу монгольских императоров. По второй версии - это также дело рук наших крестьян.

Русские на этих землях вели себя очень плохо. Они громили и не ценили то, что здесь было. Это было не их культурное наследие. Военные разграбили все каменные сооружения, стоявшие на Краснояровском и Южно-Уссурийском городищах. Забирали камни на постройку плацев и зданий. Средневековый камень при строительстве фундаментов многих зданий использовался и гражданским населением. Поэтому маньчжуры, являвшиеся потомками чжурчжэней, видимо, и приняли решение перезахоронить Эсыкуя. Пришли, выкопали и ушли. Хотя границу охраняли казаки, но перейти её можно было спокойно. Правда, где маньчжуры перезахоронили Эсыкуя, неизвестно до сих пор. Возможно, где-нибудь в Ачэне недалеко от Харбина. Там находятся родовые усыпальницы - курганные комплексы Циньских императоров.

По захоронению Эсыкуя понятно, что он был здесь правителем. А кому установили уссурийскую черепаху, вообще ничего не ясно. Здесь можно только предполагать. Единственное, это точно был представитель царского рода.

Опять же из Танских хроник мы знаем, что после того, как на юге Китая было разбито государство Южная Сун, в плен к чжурчжэням попал последний император Сун вместе со своим сыном. Они признал главенство чжурчжэньского императора, и их отправили в почетную ссылку на восток. Возможно, на территорию нынешнего Приморья.

Чжурчжэньский император не стал их казнить, дабы указать преемственность власти: что он не убил императора и не захватил власть насильно, а что тот сам передал бразды правления новому государю. После пленения бывший император Южной Сун занимал государственные должности. Скорее всего, был чиновником очень высокого ранга, возможно, правителем области. Мог проживать на Южно-Уссурийском городище. И есть версия, что под уссурийской черепахой был захоронен отец или сын императора империи Сун. Я так понимаю, что маньчжуры вскрыли и это захоронение и вывезли в Китай останки и этого правителя.

Эсыкуй умер в 1130-х годах. А вторая - уссурийская черепаха была создана не раньше, чем в середине 13-го века. Впрочем, есть версия, что ее сделали гораздо позже - в 14-15-х веках.

  1. Винокуров Р.С. Каменная жемчужина Приморья: [о каменной черепахе г. Уссурийска]/ Р.С.Винокуров. - Уссурийск: [б. и.]//ООО АЛЬФА ПРИНТ, 2021. с.23-27.

Задание для 5-й группы

Общие вопросы:

  1. Где и когда нашли уссурийскую черепаху?
  2. При каких обстоятельствах нашли черепаху?
  3. Уссурийская и Хабаровская черепаха из одного могильника?
  4. Чем являлась черепаха как символ? Что она означает?
  5. Для кого создали черепаху?
  6. Известно, что в Приморье нет гранитных месторождений. Откуда мог появиться розовый гранит для черепахи?
  7. Как переселенцы относились к историческому памятнику черепахи?

Известный уссурийский краевед Николай Паничкин придерживается иного мнения относительно изначального места расположения одной из черепах, а также того обстоятельства, кому они были посвящены в далеком Средневековье. Опять же, он считает, что в Данном вопросе следует оперировать предположениями. Потому что, даже несмотря на вроде бы имеющиеся Документальные свидетельства, в них слишком много неувязок и противоречий. А еще больше противоречий возникло как раз после выхода книги В.Е.Ларичева «Тайна каменной черепахи». «Если внимательно прочитать это произведение, - считает Николай Паничкин, станет ясным, что после проведенных Ларичевым исследований путаница только усилилась».

По словам краеведа, он видел старинную фотографию, из надписи на которой явствует, что уссурийская черепаха стоит возле мельницы Линдгольма. В то же время на плане Лопатина в районе мельницы Линдгольма указана хабаровская черепаха, уссурийская находится на месте современной улицы Фрунзе на промежутке между улицами Горького и Советской.

- В.Е.Ларичев считает, что хабаровская черепаха была посвящена Эсыкую. Я думаю, что это не так, но в честь кого она была воздвигнута, сказать затрудняюсь. Тот факт, что на хабаровской черепахе стоит стела с иероглифами, из которой якобы явствует, что именно тот памятник находился в комплексе данного правителя, ни о чем не говорит. То, что возвышается на черепахе, - это просто камень, который водрузили на черепаху. В то же время на стеле, стоявшей на уссурийской черепахе, действительно имелись надписи, о чем говорится в документах, а также на вершине в виде дракона - его можно видеть в музее имени В.К.Арсеньева. Но эту стелу куда-то использовали.

Не совсем верится, что стелу с чужеродными надписями могли бы итожить в паперть церкви, являющейся объектом христианского культа.

Исследователи перетащили уссурийскую черепаху в общественный сад на место нынешнего сквера около штаба 5-й армии. И туда же перенесли все артефакты, которые удалось сохранить после прихода русских в эти места. Дело в том, что судьбой древностей озаботились только люди, имеющие образование - военнослужащие, чиновники, интеллигенция. Крестьяне рассматривали изваяния, кирпичи исключительно с утилитарной точки зрения - их можно было использовать по хозяйству. Никакой культурной и исторической ценности эти вещи чужой культуры для таких переселенцев не представляли.

В письме военному губернатору Приморской области генерал-губернатор Восточной Сибири М.С.Корсаков высказал свою обеспокоенность варварством переселенцев: «…находки, могущие послужить к разъяснению истории Маньчжурии, в настоящее время гибнут по невежеству жителей, Л.Лопатин рассказывал, что он видел, как камни с изваяниями уже употребляются на жернова». Через несколько лет путешественник И.С.Поляков застал бывшие крепости и могилы совсем разоренными: «Я совершил поездку вверх по Суйфуну до селения Никольского, расположенного около старинных укреплений, состоявших из высоких земляных валов… К сожалению, оставшиеся памятники в виде человеческих статуй разного рода орнаментов, каменных глыб с надписями теперь недоступны для наблюдателя.

Большая часть из них ушла на фундаменты воздвигнутого здесь ныне русского поселения, это казармы для стоящих здесь батальонов... Я видел только двух, сделанных из камня черепах огромного размера. Они остались только потому, что их невозможно было стащить с места». Свою лепту в разрушение археологических памятников внесли обосновавшиеся в селе военные: «на западе от Никольской, почти соприкасаясь, находится Чжурчжитский стан, обнесенный валом в 2 сажени высотой и рвом. Против его юго-западного угла на расстоянии от него около 100 саженей у реки Крестьянки лежит небольшой редут... Научный интерес к обоим сооружениям утерян из-за того, что в 1889 г. здесь произведены учебные саперные занятия войск и все укрепление перерыто и изломано». Показательна история со стелой многострадальной чжурчжэньской черепахи. Не успели ценители старины насладиться обретением перевода, сделанного в 1885 году г-ном В.Михайловским: «Великого Гиньского Царства Главноначальствующего Светлейшего Цзинь юаньцзюйского князя Вань-яньского Гуна славных заслуг памятник», - как стела исчезла. По рассказам крестьян-старожилов, долгое время пролежав рядом с черепахой в общественном саду на Хабаровской, она исчезла «под фундаментом колокольни деревянной церкви». По одной из «народных» версий, ее «пожертвовал для церкви» один из Никольских купцов. Странно, но после разборки деревянной церкви никто ничего не нашел. Вся эта темная история так вдохновила ученого В.Е.Ларичева, что он, недолго думая, приписал надпись с утерянной стелы второму изваянию черепахи, увезенному в Хабаровск. Хотя, как известно, на «родной» стеле «хабаровской» черепахи изначально было всего два иероглифа. В 1895 году ее перевезли на станцию никольскую, потом по железной дороге доставили до реки Иман, оттуда на пароходе по Уссури - в конце августа 1896 года черепаха прибыла в Хабаровск. Очевидно, что версия Ларичева о том, что Михайловский прочитал надпись на стеле «хабаровской» черепахи, не более чем ловкая манипуляция. В изданной 15-тысячным тиражом книжке «Тайна каменной черепахи» подобных казусов достаточно для того, чтобы понять, что автор «бестселлера» никаких тайн черепахи не открыл, а просто запутал своих читателей. Отзываясь о творчестве Ларичева, известный советский и российский учёный, археолог, искусствовед и историограф, один из крупнейших специалистов по археологии каменного и бронзового веков А.А.Формозов охарактеризовал его научно-популярные работы так: «Продукция Ларичева, как правило, не выше третьего сорта. Любой его опус восходит к двум-трем английским бестселлерам». В целом же о его творчестве Формозов высказался жёстче: «О вреде, принесённом его публикациями, не думают».

  1. Винокуров Р.С. Каменная жемчужина Приморья: [о каменной черепахе г. Уссурийска]/ Р.С.Винокуров. - Уссурийск: [б. и.]// ООО АЛЬФА ПРИНТ, 2021. с.28-30