Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Разделы: Школьная психологическая служба


У мамы к вечеру голова идет кругом: в доме все вверх дном, ее шестилетний сын всё время бегает, непрерывно меняет свои занятия, только с третьего раза слышит просьбы и совсем игнорирует замечания. В детском саду воспитатели часто жалуются на то, что мальчик кого-то обидел, ударил или спокойно не сидит на занятиях.

Часто родители обращаются с такими проблемами, что самостоятельно справиться с ребенком они не могут. Чем вызвано подобное поведение и как можно помочь малышу? В медицине и психологии таких детей называют гиперактивными. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно сконцентрироваться на выполнении каких-либо задач, поэтому родители и педагоги испытывают трудности в общении с ними.

Гиперактивность начинает проявляться уже с дошкольного возраста. Однако все ее отрицательные стороны наиболее ярко проявляются в начальной школе. Такие дети быстро отвлекаются, импульсивны, их одинаково легко и обрадовать и расстроить. Часто для них характерно агрессивное поведение и негативизм. Невнимательность, непоседливость, агрессивность и непризнание каких-либо ограничений - вот неполный список бед школьного периода. Но гиперактивность имеет и позитивные стороны: ребенок в интеллектуальном развитии часто опережает сверстников, он любознателен, много знает и умеет. Гиперактивность в настоящее время встречается достаточно часто, особенно среди мальчиков. Безусловно, гиперактивному ребенку нужна своевременная и квалифицированная помощь.

Гиперактивность поддается коррекции и лечению, и многие ее проявления можно сгладить. Для начала хотелось бы выделить общеизвестные признаки.

Ребенок гиперактивен, если:

  • он находится в постоянном движении и не в состоянии себя контролировать (даже если устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил, будет закатывать истерики и плакать);
  • быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает, задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них;
  • его невозможно уложить спать, а если спит, то беспокойно;
  • малыш неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и ограничения, в любых условиях (дом, магазин, детский сад, детская площадка) ведет себя одинаково активно;
  • часто провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию (дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни);
  • не способен надолго сосредоточиться даже на интересном для него занятии;
  • избегает «скучных» заданий, а также тех, для решения которых необходимы умственные и волевые усилия;
  • подвержен частым и резким сменам настроения;
  • стремится сразу (здесь и сейчас) получить поощрение за какой-либо хороший поступок или успешно выполненное задание.

Если вы обнаружили у своего малыша хотя бы 6 из перечисленных выше признаков, то можно говорить о наличии у него гиперактивности.

Как помочь гиперактивному ребенку

  • Прежде всего, необходимо создать дома спокойную психологическую обстановку. Не должно быть спешки, не надо кричать, нервничать и резко менять планы. Чем вы будете более организованы сами, тем легче будет ребенку.
  • Общаясь с ребенком, следует избегать приказных интонаций.
  • Надо стараться придерживаться четкого режима дня. Если ребенок маленький (до 6 лет), ему необходим дневной сон. Обязательны прогулки на свежем воздухе с хорошей физической нагрузкой (бег, велосипед, ролики и прочее).
  • Гиперактивного ребенка бесполезно ругать и наказывать - его поведение от этого только ухудшается. Необходимо спокойно объяснять ему, что можно делать, а что нельзя.
  • Учите ребенка управлять своим настроением. Негативные эмоции могут появиться у каждого, поэтому надо предложить ему занятия, где есть возможность выплеснуть агрессивную энергию. Лучшим вариантом будет спортивная секция, выбранная в соответствии с интересами и способностями ребенка.
  • Прививайте любовь к чтению, рисованию, лепке. Давайте небольшие задания, постарайтесь заинтересовать его и добивайтесь завершения работы.
  • Самое главное - чаще хвалите ребенка за любые, даже маленькие, достижения. Высокая самооценка поможет ему стать успешным.
  • Оберегайте малыша от переутомления. Не стоит устраивать вечерние кинопросмотры или походы в гости. Избегайте большого скопления народа и игр с другими гиперактивными детьми. Компьютерные игры лучше перенести на первую половину дня.
  • Очень эффективны при гиперактивности игры и упражнения на релаксацию. Лучшим психотерапевтическим эффектом обладает вода. Постелите на полу (столе) клеенку, поставьте емкость с водой, выберите вместе игрушки, пригодные для игр с водой. Подключите фантазию, это поможет вашему ребенку снять высокую возбудимость и раздражительность.
  • Предлагать несколько игр для снятия напряжения гиперактивных детей.

И в заключение отметим, что очень важно помнить следующее, что гиперактивность еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ею управлять. И задача родителей - научить ребенка контролировать свое поведение и использовать ее для добрых целей.