Программа внеурочной деятельности "Край родной"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Краеведение

Классы: 1, 2, 3, 4


Возраст обучающихся: 7-11 лет.

Cрок реализации: 4 года.

«Краеведение учит людей любить не только
свои родные места, но и знать о них,
приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать
свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки».
Д.С.Лихачёв

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Край родной» разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, направлена на достижение результатов основной общеобразовательной программы и является неотъемлемым компонентом образовательной деятельности в начальных классах.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».

Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Программа внеурочной деятельности «Родной край» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы - воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
  • научить видеть и понимать красоту живой природы;
  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

  • развивать потребности общения с природой;
  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Классным руководителям начальных классов данная программа предоставляет возможность эффективно и результативно организовать внеурочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и ООП НОО образовательной организации.

Особенностью данной программы является то, что она рассчитана на работу педагога с отдельно взятым классом и позволяет педагогу:

  • оптимизировать нагрузку учащихся во внеурочное время,
  • использовать потенциал школьного пространства для построения воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС,
  • использовать имеющийся в образовательной организации опыт и школьные традиции для вовлечения учащихся в социально-значимые дела.

Основные технологии, используемые при реализации данной программы, ориентированы на индивидуальные возможности ребенка, развитие его личности через включение в различные виды деятельности:

  • технология коллективной творческой и организаторской деятельности;
  • методы проектной деятельности;
  • методики предметных, сюжетных, ролевых, деловых, имитационных игр;
  • информационные и коммуникативные технологии.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:

  • События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
  • Представлять учащимся возможность совершать маленькие "открытия", привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
  • Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
  • Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо- туристические технологии, проектные технологии.

Общая характеристика курса «Край родной»

Программа имеет цикличный характер и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достиже­ния учащимися целей обучения.

Предлагаемые модули учитывают особенности, традиции и опыт воспитательной работы МБОУ «Гимназия №1».

Название модуля

Направления деятельности

Задачи, стоящие перед педагогом

Разделы модуля

История своей семьи

Духовно-
нравственное

Дать возможность проявить личностные способности на уровне класса, гимназии, города.

«Моя семья», «Семейные традиции».

История населенных пунктов, географических объектов

Социальное
Общекультурное

Ценности семьи и общества
Раскрыть происхождение названий населенных пунктов и географических объектов родного края

«История родного края»

Природа родного края

Социальное
Общеинтел-
лектуальное

Раскрыть типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.

«Священный Байкал»,
«Эндемика нашего края»,
«Предметные декады по окружающему миру»

Экология родного края

Социальное
Общеинтел-
лектуальное
Спортивно-оздоровительное

Раскрыть важность охраны при­родной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.

«Природа и мы», «Спаси свою Планету!», «Уроки здоровья».

Промышленность

Социальное
Общекультурное

Познакомить с действующими промышленными предприятиями; предприятиями, производящими сельскохозяйственную продукцию; видами транспорта; трудом людей в городе и селе;

«Чем живет мой край»,
«Предприятия моего города»,
«Дары края»,
«Труд людей в городе и селе»

Народы нашего края

Духовно-нравственное

Познакомить с национальным составом населения; отношением к окружающей природной среде.

«Многона-
циональный родной край»
«Традиции разных народов края»

Культура нашего края

Социальное
Общекультурное
Общеинтеллектуальное
Духовно-нравственное

Познакомить детей с народными промыслами; произведениями профессионального искусства; писателями и художниками; памятниками архитектуры родного края, достопримечательностями.

«Архитектура и достоприме-
чательности родного края»
«Писатели Сибири», «Величайшие люди родного края»

Программа "Край родной" разработана с учётом особенностей обучающихся первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Программа является компонентом внеурочной деятельности, рассчитана в 1классе на 33 часа и 34 часа во 2-4 классах. Срок реализации четыре года.

Особенностью программы внеурочной деятельности «Край родной» является цикличность ее построения. Предложенные темы занятий одинаковы для всех возрастных категорий.

Содержание Программы

Содержание модулей

Тематическое планирование

Материально-техническое обеспечение Программы

Название разделов модуля

Материально-техническое обеспечение

История своей семьи
Экология родного края
Культура нашего края

Классы начальной школы, библиотека школы, городская библиотека «Солнышко»

Народы нашего края
Промышленность

Классы начальной школы, рекреации, спортивный зал, краеведческий музей, Музей природы.

Экология родного края

Классы, рекреации, библиотека, музыкальный класс, компьютерные классы (создание проектов о защите природы)

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:

  • Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, Татарстана, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
  • Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Оценивать правильность выполнения действия;
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • Задавать вопросы;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
  • символику страны, края, города, школы;
  • традиции русского народа и семьи,
  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
  • технологию изготовления поделок из природного материала.
  • правила ТБ в кружке.

Обучающиеся должны уметь:

  • видеть и понимать красоту живой природы;
  • вести простейшие наблюдения в природе;
  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;
  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

  • любовь к людям и природе;
  • ответственное отношение к окружающей среде;
  • доброжелательность к живым существам;
  • стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
  • стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Край родной» для учащихся распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

  • приобретение практических навыков поведения в природе;
  • активная жизненная позиция детей;
  • экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
  • разумное отношение к своему здоровью;
  • сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
  • способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
  • направленность личности в профессиональном выборе;
  • сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
  • выбор личных, жизненных приоритетов.

Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.

Приложение

Использованная литература

  1. Аквилева Г.Н., Смирнова Т.М. - Край Московский. Атлас - М.: Ювента, 2006.
  2. Атлас Московской области. М., 1976, 2002.
  3. География (экономическая и социальная) Московской области. Учебное пособие. М.МОПИ.1990.
  4. Города Подмосковья в 3-х томах. М. Моск. рабочий 1979.
  5. Греханкина Л.Ф. География Московской области (методические рекомендации по изучению курса). М. ИПК и ПРНО МО 1993.
  6. Греханкина Л.Ф. География Московской области. Ж-л «География в школе»
  7. Греханкина Л.Ф. Единство и многообразие изучения Подмосковья как регионального компонента содержания образования. Сб. «История и культура Подмосковья». Коломна, 2003.
  8. Греханкина Л.Ф. От регионального компонента содержания - к регионализации образования, ж-л «Мир образования, образование в мире», М., 2001., №3.
  9. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент содержания образования, ж-л «Педагогика», М., 1999, №8.
  10. Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье 8-9 класс. Методическое пособие для учителя. М. МГОУ, 2003.
  11. Греханкина Л.Ф. «Народные промыслы Подмосковья», ж-л «География в школе», М.,1997, № 5.
  12. Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье 8-9 класс. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений Московской области. М. МГОУ, 2003.
  13. Заветное преданье поколений (Москва в русской поэзии), составитель В.Б.Муравьев. М. 1997.
  14. Задачи олимпиад-95. (под редакцией А.С.Наумова), М. МИРОС 1996, (вопросы Московских областных олимпиад стр. 9-66).
  15. Клепинина З.А., Клепинина Е.В. - Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению. - М.: Ювента, 2007.
  16. Край наш Московский. Учебное пособие. М., Экопрос, 1997.
  17. Материалы по географии и экологии Московского региона. Пособие и рабочая тетрадь для учащихся. М. Экопрос. 1995, 1996 гг.
  18. Москвоведение (география Москвы и Московской области) .Пособие для учащихся 8-9 классов. /под. Редакцией Алексеева А.И. М.: Экопрос. 1994.
  19. Очерки экологии Подмосковья. (под ред. В.И.Зубова). М.1997.
  20. По Москве под редакцией Н.А.Гейнеке). М. 1991.
  21. Природные памятники Москвы и окрестностей. Карта. М., МГУ, 1997.
  22. Рогачев А.В. Окраины старой Москвы. М. МИРОС. 1993.
  23. Рогачев С.В. Центральный (Московский) район. Ж-л «География в школе»., 1994г., №1.
  24. Русские столицы Москва и Петербург. (составители: А.Н.Замятин, Д.Н.Замятин) М. МИРОс., 1993.
  25. Созвездие Московского меридиана. Подмосковье - Москва. 850.М.1997.
  26. Учебные материалы и рабочая тетрадь по географии и экологии Москвы и Московской области. (8-9 класс) Учебное пособие. М. Спортакадемпресс, 1999, 2000, 2001.
  27. Учебные материалы и рабочая тетрадь по географии Москвы и Московской области (8-9 класс). Учебное пособие. М. МГУ. 2002, 2003, 2004, 2010.
  28. Экологическая книга для чтения. - М.: Современные тетради, 2008.
  29. Экология Подмосковья. Энциклопедическое пособие. - М.: Современные тетради, 2003.
  30. Юдина И.Г. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 классы, издательство Учитель - АСТ, Волгоград, 2002.