Мастер-класс «Кот на окне» по курсу внеурочной деятельности «Песочные чудеса»

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО, Конкурс «Учим детей рисовать»

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: рисование песком


Цель мастер-класса:

  • Образовательная: создание условий для овладения обучающимися практическими навыками рисования песком; стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности.
  • Воспитательная: формирование личностных универсальных учебных действий через содержание учебного материала.
  • Развивающая: развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.

Задачи творческой работы:

  • воспитание у обучающихся эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
  • ознакомление практическими приёмами изображения предметов с помощью художественного материала песок;
  • закрепление приёмы изображения силуэта животного (кота);
  • создать картину «Кот на окне» в технике рисования песком;
  • развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых качеств личности обучающихся;
  • развитие рефлексивной культуры, чувства самоконтроля.

Целевая аудитория.

  • Возраст: 8-10 лет.
  • Класс: 2-4 класс.

Описание планируемых результатов

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства композиции;
  • начальные сведения о размерах предметов (ближе - больше, дальше - меньше);
  • особенности работы материалом песок.

Обучающиеся должны уметь:

  • стремиться правильно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение предметов;
  • использовать формат светового стола (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
  • передавать пространственные отношения;
  • применять приёмы рисования руками на песке, использовать выразительные возможности данного художественного материала песок.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • умение строить сообщения в устной форме;
  • умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи; умение обобщать, делать выводы.

Регулятивные:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение вносить коррективы в планировании и контроле способа решения;
  • умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Коммуникативные:

  • умение вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • умение задавать вопросы;
  • умение слушать и понимать высказывания собеседников.

Личностные результаты:

  • понимание роли культуры и искусства в жизни общества и человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, фантазии, наблюдательности;
  • развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование

Материалы

Инструменты

Планшет световой для рисования песком

Песок

Руки

Компьютер

Кисточки тонкие

SMART-доска

Антистатик для обработки стекла

Кисточки толстые

Проектор

Визитные карточки

Доска ученическая магнитная (зеленого цвета)

Зубочистки
Бамбуковые палочки

Подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой занятия)

Широкая кисть - для чистки светового стола и сбора песка.

Салфетка тканевая для протирания светового планшета.

Салфетки бумажные для вытирания рук.

Сценарий (описание хода мастер-класса)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Вводная часть.
Организационный этап

Приветствие. Проверка готовности к работе. Объявление темы мастер-класса, цели, задач. Вступительное слово. Начало мастер-класса.

Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к практической работе. Слушают учителя. Проявляют активную позицию и интерес.

Вступление

Прихода зимы мы всегда ждём с радостью и волнением. Зима - это игры на свежем воздухе, катание на коньках, лыжах и санках. Все люди с удовольствием лепят снеговика.
Когда на улице становится морозно, мы сядем у окна, будем наблюдать, что происходит на улице, за окном, займёмся своими любимыми делами.
Рядом с нами обязательно займут своё тёплое местечко наши домашние питомцы, например, котики. Они тоже любят смотреть в окно.

Дети делятся эмоциями от прихода зимы, рассказывают о своём хобби.
Чтение наизусть стихотворений о зиме.

Объявление темы мастер-класса, цели, задач.

На мастер-классе мы создадим картину в технике рисования песком «Кот на окне». Ваши жизненные наблюдения за повадками животных помогут реалистично изобразить кота, который сидит на подоконнике и наблюдает за тем, что происходит за окном.

Дети рассказывают о своих домашних питомцах, их повадках, поведении в зимнее время года.

Проверка готовности
к занятию

Материалы и инструменты для учителя:
▪ Световой стол для рисования, песок.
▪ Кисть для рисования или бамбуковая палочка.
▪ Карточка (визитная).
▪ Салфетки бумажные для вытирания рук.
▪ Широкая кисть для чистки светового стола.

Материалы и инструменты для участника мастер-класса:
▪ Световой стол для рисования, песок.
▪ Кисть для рисования или бамбуковая палочка.
▪ Карточка (визитная).
▪ Салфетки бумажные для вытирания рук.
▪ Широкая кисть для чистки светового стола.

2

Демонстрационная часть: передача новых знаний
(в соответствии с темой занятия).

Реализация содержания мастер-класса в соответствии с темой: учитель демонстрирует приёмы работы, сопровождая их комментариями.

Обучающиеся воспринимают наглядный материал, анализируют приёмы исполнения.

Технические приёмы рисования песком:
насыпание фона;
рисование кончиком пальца.

Равномерно насыпаем песок. Фон должен быть ровным и аккуратным. Проводим линию горизонта (это линия подоконника).

Технические приёмы рисования песком:
рисование предметом -
визитной карточкой; рисование подушечкой большого пальца.

Рассмотрим составные части окна: стеклопакет, рама, подоконник, карниз. С помощью большой стороны визитной карточки проводим линию подоконника.
С помощью маленькой стороны визитной карточки или с помощью подушечки большого пальца проводим линию карниза.

Технические приёмы рисования песком: рисование кончиком пальца.

Проводим вертикальную линию середины окна (окно состоит из двух створок).
Предполагаем расстановку объектов: где будет находиться кот и т.д.

Технические приёмы рисования песком: выполнение круговых движений по поверхности песка.

Фантазируем на тему, что может увидеть кот, который смотрит в окно: кончиками пальцев рисуем сугробы, круговыми движениями показываем фактуру снега.
Кончиками пальцев рисуем ель.
Применяем правило рисования о размерах предметов (ближе - больше, дальше - меньше).

Технические приёмы рисования песком: выбеливание объекта на поверхности песка;
рисование ногтями или предметом - тонкими палочками; насыпание щепоткой.

Снеговика рисуем от большего кома к меньшему, чтобы показать наложение верхнего кома на нижний. Ногтями рисуем ноги и комочки-руки снеговика. Обязательно рисуем глаза - угольки, нос - морковку, на голове - ведро или шляпку, в руках-комочках - метлу или лопату. Кончиками пальцев или ногтями рисуем месяц и звёзды на небе.

Технические приёмы рисования песком: выбеливание объекта на поверхности песка;
рисование подушечками пальцев.

В другой створке окна рисуем кота, который находится на подоконнике. Для этого подушечками пальцев рисуем форму кота.
Важно: выбеливаем форму и весь песок уводим вниз рисунка, чтобы из получившегося большого количества материала нарисовать хвост.

Технические приёмы рисования песком:
рисование подушечками пальцев.

Под подоконником находится батарея. Подушечками пальцев рисуем на небольшом расстоянии друг от друга две горизонтальные линии - кронштейны. Поверх них проводим подушечкой большого пальца 5-7 вертикальных линий, это радиаторы. Линии можно сделать более ровными с помощью карточки.

Технические приёмы рисования песком:
насыпание точкой; выполнение круговых движений.

На элементах радиатора насыпаем точки и делаем круговые движения.
Рисунок становится более живым и реалистичным, более детальным и интересным.

Технические приёмы рисования песком:
рисование несколькими пальцами одновременно;
выбеливание объекта; рисование кончиками пальцев.

Вспоминаем, как могут выглядеть шторы, способы крепления карниза к стене или потолку.
Кончиками всех пальцев одновременно рисуем шторы по обе стороны окна. Они могут висеть прямо, могут быть закреплены фурнитурой.

Технические приёмы рисования песком: выполнение круговых движений по поверхности песка.

Внимание! Ошибка!
На правой створке стеклопакета нет рисунка: смотрим, что можно добавить, какие приёмы использовать, чтобы не испортить картину (кот и шторы уже изображены).
Добавляем сугробы и т.д.

Технические приёмы рисования песком:
рисование предметами: кистями, визитной карточкой, палочками; насыпание светотени щепоткой.

Проверка выполнения рисунка. Визитной карточкой выравниваем линии карниза, рамы, радиатора, подоконника.
Палочкой прорабатываем тонкие линии (ель, снеговик, месяц, звёзды). Щепоткой добавляем песок - показываем свет/тень на шторах по линиям складок, в изображении шерсти кота и т.д.

Технические приёмы рисования песком:
рисование предметами: кистями, визитной карточкой, палочками.

Палочками проводим линии вдоль подоконника, стеклопакетов, рамы, карниза.
Добавляем при необходимости детали/подробности.

3

Практическая часть: практическая работа по усвоению новых знаний.

Учитель даёт методические рекомендации при самостоятельном выполнении обучающимися практической работы, оказывает индивидуальную помощь.

Обучающиеся последовательно выполняют задания, следуя методическим рекомендациям.
Самостоятельно работают над созданием рисунка, задают вопросы.
Предоставляют для обсуждения выполненные творческие работы.

4

Заключение, рефлексия деятельности.

Учитель создаёт условия для самонаблюдения, самоанализа, оценки собственной деятельности обучающихся. Организует обмен мнениями учащихся в оценке конечного результата, обмен впечатлениями.
Подводит итоги мастер-класса.

Обучающиеся участвуют в процессе самонаблюдения, самоанализа; оценивают результат собственной деятельности. Обсуждают творческие работы. Обмениваются мнениями в оценке конечного результата.

Творческие работы обучающихся по теме «Кот на окне», выполненные в технике рисования песком