Становление системы патриотического воспитания по формированию личного достоинства будущего защитника Родины на примере Кызылского президентского кадетского училища

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание


Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанного чувства патриотизма - он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями.

Патриотизм - это любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими силами служить его интересам. (Большая советская энциклопедия // http://bse.sci-lib.com/article087435.html.)

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе становления достойной личности человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

В свете событий, происходящих в мире, всё острее и глобальнее, на уровне государственной образовательной политики, встаёт вопрос о повышении значимости патриотического воспитания и опору на Педагогику достоинства как приоритетные направления воспитательной работы образовательных учреждений.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений воспитательной работы Кызылского президентского кадетского училища является гражданское и патриотическое воспитание, которое включает в себя следующие составляющие:

  • воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
  • усвоение ценности и содержания таких понятий, как "служение Отечеству", "правовая система и правовое государство", "гражданское общество", об этических категориях "свобода и ответственность", о мировоззренческих понятиях "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.;
  • развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
  • развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.

Для формирования личного достоинства кадет, формирования модели гражданина-патриота, защитника Родины нами поставлены следующие цели:

    формировать и развивать гражданско-патриотическое сознание и активную нравственную позицию учащихся;
  • развивать познавательные интересы, потребности в познании культурно - исторических ценностей страны, региона, города, широко используя традиции как русского, так и тувинского народа;
  • формировать общечеловеческие ценности, качества интеллигентности, профессионализма.

Для реализации данных целей ставим перед собой следующие задачи:

  • отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств достойной личности;
  • организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;
  • обеспечить возможности для самореализации, социализации подростков;
  • демонстрировать подросткам значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
  • использовать современные технологии обучения и воспитания;

Реализация данного направления воспитательной работы Училища обеспечивает потребность личности кадета, общества и государства в подготовке всесторонне развитого гражданина, ориентированного на государственную и военную службу и формирование гражданского сознания кадет. Это и позволяет нам работать в режиме «Педагогики достоинства», соблюдая при этом основы педагогики сотрудничества и культурно-деятельностную идеологию развития, о которых говорит А.Асмолов, как о составляющих данной инновации в воспитании кадет в системе довузовского военного образования.

У подавляющего большинства подростков, поступающих в училище, идеал патриотической личности сформирован недостаточно. В обществе существует разная система «эталонов» патриотического поведения, что иногда приводит к двойственному отношению у подростков к вопросам патриотизма и достоинства личности. Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин отмечал, что даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Президент выразил уверенность, что все-таки для большинства россиян оно все же сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. «Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и чувство собственного достоинства, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». (Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. - 1999. - 12 декабря.)

После проведения ряда мероприятий как во время урочной, так и внеурочной деятельности у кадет появляются свои кумиры.

По мнению кадет, в качестве идеала достойной патриотической личности для них могли бы выступать, прежде всего, «исторические личности и герои современности, внесшие вклад в развитие страны» (60%), «герои военных действий» (23%), «близкие люди или родственники» (17%). В качестве идеала кадеты чаще всего называют С.К.Шойгу, Г.К.Жукова, А.В.Суворова. Из этого можно сделать вывод, что в настоящий момент кадеты воспринимают патриота как человека, с чувством собственного достоинства, приносящего пользу своей стране или готового ее защищать.

В процессе становления какого-либо качества (достоинства в том числе) личность кадета проходит через ряд этапов, в которых формируются:

  • представления о данном качестве как о социальном явлении;
  • собственные убеждения по поводу этого качества;
  • навыки поведения в рамках данного качества;
  • привычка поступать согласно принятым в обществе нормам и правилам.

Соответственно, патриотизм как качественное образование достойной личности будущего защитника Родины должен пройти через воспитание убеждений, утвердившись в сознании кадет и реализоваться в деятельности.

Исходя из этого складывается структура патриотического воспитания в КПКУ.

Структура патриотического воспитания в воспитательной системе КПКУ

Патриотическое убеждение (знание)

Патриотическое сознание (отношение)

Патриотическая деятельность (готовность поступать)

Основные формы организации урочной и внеурочной деятельности в данном направлении перечислены в приложении. (Приложение 1) Вкратце остановимся лишь на некоторых.

Важное направление военно-патриотической работы - несение Почетного караула у знамени Училища. Назначение в Почетный караул воспринимается кадетами как великая честь и большое доверие. Они очень гордятся этим, что поднимает у них чувство собственного достоинства.

Одной из приоритетных форм работы по патриотическому воспитанию являются благотворительные акции:

  • «Подарок ветерану» (поздравление с праздниками ВОВ),
  • «Цветы на граните» (возложение цветов и гирлянд в праздничные дни и дни воинской славы к городским памятникам).

Выступление ветеранов Великой Отечественной войны и других воин на уроках Мужества, классных часах, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат кадетам толчком для воспитания в себе таких качеств личности, которые могли бы помочь понять подростку, что он стал достойным продолжением того поколения, которое подарило им мирное небо над головой.

На современном этапе актуальными стали акции «Блиндажная свеча», «Письмо солдату», «Поделись теплом», «Открытка воину» и др. направленные на помощь солдатам, находящимся на СВО в Украине. Силами кадет проводятся концерты, в поддержку нашей армии с приглашением жен и других родственников погибших и раненых солдат.

Одной из форм диагностики уровня сформированности гражданско-патриотического самосознания кадет является тестирование воспитанников, в котором используются авторские анкеты и выводы как взрослых, так и самих кадет по данному вопросу.

Для достижения максимальных результатов при воспитании достойного защитника Родины, проводя упомянутые в статье формы и методы работы, исходя из требований ФГОС ООО третьего поколения, используем инновационные педагогические технологии: предметно-деятельностного, личностно-ориентирован-ного подхода в воспитании и образовании кадет, технологию проектирования и др., что позволяет каждому кадету найти свою нишу в системе воспитательной работы училища и почувствовать себя индивидуальностью.

Все, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты.

Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, достойных граждан великой страны, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога к делу воспитания кадет в системе довузовского военного образования.

Приложение 2