Подвиг ленинградцев...

Разделы: Классное руководство, Патриотическое воспитание, Классный час «Поговорим о главном», Конкурс «Они сражались за Родину»

Классы: 3, 4

Ключевые слова: блокада Ленинграда, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать гражданина и патриота своей страны;
  • формировать систему ценностей на примере подвига ленинградцев в период блокады

Развивающие:

  • развивать у детей интерес к истории своей страны;
  • развивать память, внимание;

Образовательные:

  • активизировать знания воспитанников об одном из этапов истории своего города;
  • расширять и закреплять понятия «блокада», «Дорога жизни»;

Предварительная работа:

  • чтение художественных произведений по теме
  • слушание песен и музыки военных лет,
  • слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе,

Материалы: Ноутбук, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Подвиг ленинградцев».

Презентация

Слайд 4

Известие о начале войны было встречено на ИЗ митингами, выражавшими уверенность в неминуемой победе советского народа. Ижорцы выражали готовность ударным трудом помочь Красной Армии. В первые две недели с начала войны заявления с просьбой об отправке на фронт подали 8358 человек. Просьба пяти тысяч была удовлетворена. Ещё 901 человек в ночь на 10 июля отправились в Ленинград и влились в состав дивизии Народного ополчения Всего в добровольческие формирования во время войны влились около 10 тысяч рабочих ИЗ (более половины численности в предвоенный период).

В 3 км от Колпино в 1941−1944 гг. проходил передний край обороны Ленинграда, здесь сражались бойцы легендарного Ижорского батальона. Он был сформирован из рабочих Ижорского завода в конце августа 1941 г., включал в себя пулеметно-артиллерийский батальон (командир − инженер завода Г.В.Водопьянов) и рабочий отряд (командир − председатель горисполкома А.В.Анисимов).

Слайд 5

Организация обороны Колпина в июне-августе 1941 г.

Уже в первые дни войны в Колпино был создан штаб обороны.

Основными его задачами были:

  • сооружение рубежа обороны от Ям-Ижоры до Октябрьской железной дороги и далее к Неве (Слуцко-Колпинского оборонительного рубежа);
  • формирование добровольческих частей и подразделений;
  • организация работы ИЗ на нужды обороны.

С первого дня войны в Колпине был введен строгий светомаскировочный режим, усилено воздушное наблюдение, приведены в боевую готовность средства оповещения и связи. В целях противопожарной защиты сносили дощатые заборы и деревянные постройки, рыли новые водоёмы, заготавливали песок, устанавливали бочки с водой. Домохозяйства обеспечивались ручными насосами, противопожарным инвентарём и оборудованием. Колпинцы овладели навыками тушения зажигательных бомб. Особое внимание уделялось дополнительному сооружению убежищ, защите городских, промышленных и других объектов.

К концу октября почти всё нее население города перебралось жить в бомбоубежища. Было 12 больших и 10 относительно небольших убежищ. Они располагались по всему городу, на густо-населенных улицах.

Слайд 6

Бои за 2-й противотанковый ров

Юго-восточнее Колпина были вырыты два рва глубиной 3 м шириной 8 м. 2-й ров начинался от посёлка Ям-Ижоры, пересекал Октябрьскую железную дорогу и за зданием завода «Лен-спиртстрой» выходил на Неву.

На протяжении 1941-44 года на этом участке наша армия удерживала оборону. Враг так и не прошёл в город Колпино.

За мужество и героизм, проявленные во время войны, колпинцы были награждены орденами и медалями. Нескольким из них было присвоено самое высокое звание - Героя Советского Союза. Это Александр Косарев, Владимир Рогозин, Алексей Тазаев, Леонид Жолудев, Михаил Панов.

Слайд 7

Организация работы завода в условиях блокады

В середине июля персонал завода был переведен на казарменное положение. Инженеры и мастера имели право покинуть завод только в субботу после шести вечера и обязаны были вернуться в воскресенье не позже восьми вечера. «Большинство инженеров жило в Ленинграде, и мы ездили домой поездом, который из-за близости врага формировался в 8 км от Колпино, на станции Славянка. Этот путь мы проходили пешком», - вспоминает начальник трубопрокатного цеха Савелий Шулькин.

С первых дней войны было налажено обучение женщин мужским профессиям: работали курсы станочников, слесарей, крановых машинистов. Весной 1942 г. в цеха пришли подростки. Ослабленные голодной зимой, потерявшие близких, они умоляли взять их на рабочую карточку и прилежно осваивали рабочие специальности. На 1 июня число учеников 12-15 лет на заводе составило 302. Они были закреплены за высококвалифицированными рабочими, ещё до войны ушедшими на пенсию. По состоянию на октябрь 1942 г. на заводе трудилось 1102 человека, из них 663 женщины. Работа кипела днем и ночью.

В основном трудились вернувшиеся на завод пенсионеры, подростки, жены, матери и сестры тех, кто ушел воевать. Они ремонтировали доставленную c передовой технику, бронировали линкоры, строили суда «малого флота» − морские охотники, минные тральщики, изготовляли реактивные снаряды для «катюш». Как-то в 1943 г. бойцы Ижорского батальона взяли «языка» − фашистского офицера. Среди его документов обнаружили неотправленное письмо, а в нем такие строки: «уму непостижимо: перед нами огромный разрушенный завод, и он продолжает работать!»…

В дни войны ижорцы выпускали бронепоезда, ремонтировали минометы, танки, бронемашины, небольшие артиллерийские системы. Использование созданной ижорцами технологии изготовления сверхпрочной брони «ИЗ» позволило сократить сроки разработки легендарного танка Т-34.

За годы блокады на территорию завода упало 127 тысяч мин, снарядов и авиабомб. В январе 1943 г., сразу после прорыва блокады, в Колпино приехали наркомы судостроения

Как-то в 1943 г. бойцы Ижорского батальона взяли «языка» − фашистского офицера. Среди его документов обнаружили неотправленное письмо, а в нем такие строки: «уму непостижимо: перед нами огромный разрушенный завод, и он продолжает работать!»…

Слайд 8

23 января 1944 года. На территории Ижорского завода около заводской трубы разорвался последний 8942 - й по счёту снаряд. Эта труба простояла всю блокаду. В ней был оборудован наблюдательный пункт, который корректировал огонь наших батарей и засекал вражеские. Немцы пристрелялись к трубе (в ней было 23 пробоины).

Слайд 9

До начала войны большинство домов в городе было деревянными, со своими садами и огородами. В начале войны многие жители вырыли во дворах землянки, укрытия от снарядов, потому что вражеские обстрелы с каждым днем становились все более ожесточенными, и находиться в это время в деревянных домах было очень опасно. В Колпино были установлены артиллерийские батареи, чтобы вести ответный огонь по врагу. Часто они стояли в нескольких метрах от жилых домов, иногда прямо в огородах. Фашисты обстреливали Колпино с трех направлений − от Поповки, Пушкина, деревни Федоровское. Город бомбили фашистские самолеты.

Электричества в городе не было, водопровод замерз, за водой местные жители ходили на речку, с ведрами и кастрюлями на санках. Морозы в первую блокадную зиму стояли под 30−40°С, топлива не было, и люди собирали вокруг разрушенных бомбами и снарядами домов щепки, все, чем можно было топить маленькую печку-«буржуйку». Тепло от таких печек очень быстро улетучивалось, и температура в помещении опускалась почти до уличной. С наступлением морозов многие колпинцы снова перебирались из землянок в уцелевшие дома, на обстрелы уже почти не обращая внимания. Люди тысячами умирали от голода

Слайд 10

Но, несмотря на тяжелейшие испытания, город жил.

Все 900 дней блокады в Колпино находился эвакогоспиталь. Восемь раз больница подвергалась сильному разрушению от артобстрела. Число раненых, поступавших в больницу, все увеличивалось. Пришлось операционную и перевязочную палаты оборудовать в подвальном помещении. Медицинские работники действовали самоотверженно. Нередко под обстрелом, рискуя жизнью, разыскивали раненых в землянках, разрушенных зданиях, траншеях, убежищах. Осматривать раненых и больных приходилось в подвалах при свете лучины. Регулярно проводились осмотры всех важных коммунальных объектов, чтобы не допустить случаев распространения эпидемий.

Слайд 11

14 июля 1941 г. издаёт приказ о консервации школ (№№ 398, 399, 400, 403), организации в школах эвакопунктов и работ по эвакуации населения. Школьники 8-10-х классов принимали участие в о6оронных работах. 18 и 20 ноября 1941 г. были организованы занятия с детьми в убежищах города. Занятия вели 32 педагога. Они проходили с детьми учебную программу; в убежищах они сообщали последние военные сводки, раздавали письма и газеты, готовили население к противовоздушной обороне. Несмотря на беспрерывную эвакуацию населения, в Колпине ещё оставалось значительное количество детей школьного возраста. 27 апреля 1942 г. райисполком постановил открыть в районе школу для оставшихся в городе детей.

Занятия начались 3 мая в здании школы № 400 (пр. Ленина, 5). Это здание для школы было выбрано не случайно: в силу своего расположения оно было невидимым для стоявшей на подступах к городу артиллерии врага. За всё время обстрелов в дом попал всего один снаряд, да и тот не разорвался. В первую блокадную зиму в здании размещался медсанбат, под стенами школы укры-вались полевые кухни, орудия, повозки.

Весной 1942 г. все временные жильцы покинули здание. Директором была Александра Андреевна Новосельская. Обучалось 475 детей с 1 по 9 класс. Занятия велись по программе предыдущего года обучения, ребята повторяли пройденное перед войной. Но жизнь внесла коррективы в учебную программу: в старших классах на уроках математики считали на счётах, заполняли ведомости заработной платы, готовили статистические отчёты. На занятиях по русскому языку обучали составлению деловых бумаг, на уроках ботаники подробно изучались дикорастущие растения, употребление их в пищу, посадка, выращивание и консервирование овощей. Эти навыки готовили к взрослой жизни и учили науке выживания.

Помимо уроков занимались заготовкой дров, сбором дикорастущих съедобных трав, работой в подсобном хозяйстве города и на пришкольном огороде. 1 июля 1942 г. приказом РОНО, во исполнение решения Ленсовета, учебные занятия в школе были прекращены.

Ученики 6-9 классов были направлены в подсобное хозяйство Колпинторга, где пололи и ухаживали за овощами, помогали убирать урожай для тружеников города-фронта.

Летом 1942 г. эвакуировалось большинство учеников и учителей. 1 сентября в школе продолжили учёбу 18 ребят, весной следующего года было 43 ученика, вернувшихся из детдомов Ленинграда, а к 1 сентября 1943 г. - 60.

После снятия блокады в школе обучалось 140 детей. В здании школы № 400 начала работать районная библиотека для взрослых и детей, т.к. зимой 1942 г. здание библиотеки на пр. Ленина, 10, было разрушено вражеским снарядом. В минуты затишья библиотекой пользовались и оборонявшие город военные. В библиотеке висела карта, где отмечалось передвижение линии фронта. Библиотека находилась здесь до конца 1944 г.

Учителя организовывали праздники, вовлекали детей в творчество, с самодеятельными концертами ученики выступали перед ранеными. Ребята выпускали стенгазету «Школа на фронте». 3 декабря 1942 г. была открыта вечерняя школа для молодёжи. Так была создана возможность закончить среднюю школу юношам и девушкам, работавшим на предприятиях и в учреждениях города. Директором вечерней школы была Нина Николаевна Морозова, учитель русского языка и литературы школы № 402, боец МПВО. Занятия в блокадной школе продолжались вплоть до снятия блокады в январе 1944 г.

Слайд 12

Последствия войны для города

23 января 1944 г. в Колпине у заводской турбины разорвался последний вражеский снаряд. 27 января вечером колпинцы по радио узнали о полном снятии блокады Ленинграда. Вечером 30 января из Ленинграда пришёл первый пассажирский поезд. Вскоре было восстановлено железно -дорожное сообщение Ленинграда с Москвой.

В книге «Помним» приведены скорбные списки призванных Колпинским райвоенкоматом военнослужащих, не вернувшихся с войны, и мирных жителей Колпина, погибших в период блокады. В списках более восьми с половиной тысяч человек.

В «Сведениях городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников о числе погибшего в Ленинграде населения» от 25 мая 1945 г. указано, что в Колпине убито 714, умерло от голода 1611, ранено 1593 человека. К концу января 1944 г. население Колпина составляло около 2 тысяч.

Город и завод лежали в руинах. За время блокады противник выпустил по Колпину 140 939 снарядов, сбросил 496 авиабомб, из них на территорию ИЗ 8942 снаряда и 67 бомб. Из 2183 жилых домов к январю 1944 г. остались 327, но и те нуждались в ремонте.