Программа духовно-нравственного воспитания «Мой дом, моя семья, мой край, моя Родина»

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание


Срок реализации: 5 лет.

Возраст детей: 7-15 лет.

Паспорт программы

Исполнители Программы

педагогический коллектив школы

База реализации Программы

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
  • Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы от 22.11.2012 года № 2148-р;
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 г. N 2620-р «План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки";
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Закон Кемеровской области «Об образовании»;
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Итатская коррекционная школа-интернат»

Цель и задачи Программы

Цель программы - формирование духовно-нравственной личности учащегося через привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций большой и малой Родины, становление отношений к миру и к себе в нём.

Задачи:

в области формирования личностной культуры:

  • формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
  • укреплять нравственность, основанную на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности ребёнка поступать согласно своей совести;
  • формировать основы нравственного самосознания личности (совести) - способности ребёнка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формировать нравственный смысл учения;
  • формировать основы морали - осознанную необходимость определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укреплять позитивную нравственную самооценку, самоуважение и жизненный оптимизм;
  • подвести к принятию базовых национальных ценностей и этических духовных традиций;
  • формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
  • формировать способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.

в области формирования социальной культуры:

  • формировать основы российской гражданской идентичности;
  • пробуждать веру в Россию, свой народ, чувство личной ответственности за Отечество;
  • воспитывать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • формировать патриотизм и гражданскую солидарность;
  • развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими в решении общих проблем;
  • укреплять доверие к другим людям;
  • формировать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание других людей и сопереживание им;
  • формировать гуманистические и демократические ценностные ориентаций;
  • формировать осознанное и уважительное отношение к традиционным российским религиям, вере и религиозным убеждениям;
  • формировать толерантность и основы культуры межэтнического общения, уважение к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни народов России.

в области формирования семейной культуры:

  • формировать отношение к семье как основе российского общества;
  • формировать уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
  • формировать представление о семейных ценностях, гендерных и семейных ролях и уважение к ним;
  • знакомить с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Финансовое обеспечение реализации программы

  • Бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджете Тяжинского муниципального округа Кемеровской области на соответствующие цели.
  • Средства, полученные от приносящей доходы деятельности на основе заключенных договоров.
  • Добровольные взносы и пожертвования третьих лиц, а так же средства, полученные от родителей (законных представителей).

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

для педагогов:

  • У учащихся будут сформированы первоначальные навыки самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Они научатся анализировать свою деятельность, принимать решения и нести ответственность за них, передавать свой опыт своим сверстникам.
  • Средствами воспитания станут деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреплённым в уставе центра.
  • Деятельность любого учащегося будет нравственно и экономически значимой и направлена на то, чтобы быть не бесполезной, а приводить его к успеху.
  • Ведущими видами деятельности станут познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая и духовная.
  • Отношения педагога и ученика будут строиться на взаимном уважении, доверии, справедливости и разумной требовательности.

для учащихся:

  • Расширится знание и понимание истоков отечественной культуры, традиций русского и других народов России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
  • Повысится духовно-нравственный потенциал: уровень самосознания, самодисциплины, способности к гуманизму, уважению прав, свобод и достоинства других людей, умения делать правильный нравственный выбор.
  • Будет сформировано первичное понимание того, что

- настоящий гражданин любит свою Родину, гордится её славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества, занимает активную позицию в борьбе за сохранение социального и национального мира в стране;
- духовное и физическое здоровье (здоровый образ жизни, физическое развитие и совершенствование, отсутствие вредных привычек) является важной личной и общественной ценностью.

Учащиеся будут подготовлены к восприятию и принятию следующих норм:

  • быть внимательными друг к другу и к окружающим, открытыми миру и людям;
  • обладать интересами, уметь работать творчески, самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, искать и находить их решение;
  • быть самостоятельными, владеть навыками самоконтроля и самооценки;
  • быть способными к изменению самих себя.

Управление Программой развития

Управление ходом реализации программы осуществляет управляющийи педагогический советы.
Управление реализацией программы должно обеспечивать управленческое сопровождение работы по организации и взаимодействию информационных потоков, ресурсного обеспечения, обучения и инструктирования экспертной деятельности, контролю хода, гласности промежуточных и конечных результатов работы.

Система менеджмента в организации контроля выполнения Программы

Постоянный контроль выполнения программы осуществляет управляющий совет центра и Управление образования администрации Тяжинского муниципального округа Кемеровской области. Родительская общественность знакомится с реализацией программы через районную газету «Призыв», сайт школы, ежегодные отчёты по результатам самообследования деятельности школы, предоставляемые Управлению образования администрации Тяжинского муниципального округа Кемеровской области.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие сведения о программе

Программа духовно-нравственного воспитания «Мой дом», «Моя семья», «Моя Родина» (далее - программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52), Законом об основных гарантиях прав ребёнка 1998 года, Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", уставом муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Итатская коррекционная школа-интернат» (далее - школа).

Программа являетсянормативно-управленческим документом, характеризующим специфику содержания и особенности организации духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе. Она

  • определяет цели, содержание и принципы организации духовно-нравственного образования и воспитания детей с последующей характеристикой шагов, ведущих к достижению поставленной цели;
  • регламентирует организацию духовно-нравственного образования и воспитания детей;
  • обеспечивает единство досуговой, учебной и воспитательной деятельности;
  • соблюдает светский и гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности;
  • обеспечивает:
  • разные формы духовно-нравственного образования и воспитания детей;
  • условия для социального, культурного самоопределения и творческой самореализации личности;
  • целостность процесса психофизического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей, их эмоциональное благополучие и положительную социализацию.
  • направлена на:
  • формирование духовно развитой личности;
  • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка;
  • социализацию некриминальными путями.
  • позволяет обеспечить:
  • личностно-мотивированное участие в интересной и доступной деятельности, свободу выбора личностно-значимого вида и формы деятельности и общения;
  • естественную для соответствующего возраста детскую активность (познание, труд, самодеятельность, общение, игра).
  • является основанием для конструктивного диалога школы и местного сообщества, прежде всего родителей (законных представителей), по вопросам содержания и качества духовно-нравственного образования и воспитания детей.

Обоснование целесообразности реализации программы

Самая большая опасность, подстерегающая современное общество, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, в детско-молодёжной среде идут процессы значительного снижения образовательной и общественно полезной мотивации, роста эмоциональной отстранённости, разрыва межличностных отношений, распространения поведенческих факторов риска для физического, психического и социального здоровья. У детей и подростков значительно искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Многих из них отличает высокий уровень агрессии и жестокости, эмоциональная и волевая незрелость.

Извечная потребность общества в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах, обладающих самобытной индивидуальностью, единством духовно-нравственного и правового долга, требует комплексно-целевого влияния на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и гражданскую позицию, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Поэтому сегодня особую значимость и актуальность приобретает целенаправленное духовно-нравственное образование и воспитание детей, как наиболее восприимчивую к педагогическому воздействию и перспективную категорию населения.

Программа позволит объединить проводимые в школе социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием и создать условия для воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире, формирования мировоззрения, основанного на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Так как духовно-нравственное воспитание личности зависит от эффективности социальных влияний, системное взаимодействие центра с социальными партнёрами по приобщению детей и подростков к традиционным культурно-историческим и духовно-нравственным ценностям народа, позволит более целенаправленно формировать у них нравственные идеалы, критерии оценки нравственного и безнравственного, соответствующие поведенческие модели.

Результативность духовно-нравственного воспитания найдёт отражение в показателях положительной динамики межличностных отношений в группе детей и подростков, эмоционально-психологического климата детско-молодёжного коллектива, психологического комфорта каждого ребёнка, положительных параметрах личностных профилей.

Методологическая основа программы

В основу программы заложены идеи классиков педагогики о приоритете воспитания над образованием (Пирогов Н.И.) и единстве духовно-нравственного воспитания с традиционными православными ценностями (Ушинский К.Д. и Рачинский С.А.), а также философа А.И.Ильина о единстве духовного, нравственного и патриотического воспитания.

Утверждение А.Н.Леонтьева о том, что духовность человека порождается в процессе усвоения им базовых ценностей, явилось основой ценностно-смысловых компонентов духовно-нравственного воспитания.

А выводы Л.С.Выготского о том, что уже в раннем детстве у человека на бессознательном уровне складывается определённая структура ценностей, которые выступают в дальнейшей его жизни в качестве базовых оснований, и, обладая качеством устойчивости, во многом определяют внутреннюю картину мира человека, показали необходимость и возможность формирования духовной культуры ребёнка начиная с раннего возраста.

Таким образом, методологическую основу программы составили общефилософские принципы системности, всесторонности, конкретности, объективности; понимание важности формирования духовно-нравственной культуры детей и подростков; признание важной роли работы по духовно-нравственному воспитанию в развитии системы образования и воспитания учащихся.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является формирование духовно-нравственной личности учащегося через привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций большой и малой Родины, становление отношений к миру и к себе в нём.

Эта цель отражает нравственный портрет идеально воспитанного человека в возрасте 7-15 лет:

  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • соблюдающий нормы и правила общения и умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
  • проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • честный и справедливый;
  • творящий и оберегающий красоту мира;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
  • толерантный (уважающий других, не похожих на него).

Для достижения цели решаются следующие задачи:

в области формирования личностной культуры:

  • формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
  • укреплять нравственность, основанную на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности ребёнка поступать согласно своей совести;
  • формировать основы нравственного самосознания личности (совести) - способности ребёнка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формировать нравственный смысл учения;
  • формировать основы морали - осознанную необходимость определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укреплять позитивную нравственную самооценку, самоуважение и жизненный оптимизм;
  • подвести к принятию базовых национальных ценностей и этических духовных традиций;
  • формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
  • формировать способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.

в области формирования социальной культуры:

  • формировать основы российской гражданской идентичности;
  • пробуждать веру в Россию, свой народ, чувство личной ответственности за Отечество;
  • воспитывать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • формировать патриотизм и гражданскую солидарность;
  • развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими в решении общих проблем;
  • укреплять доверие к другим людям;
  • формировать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание других людей и сопереживание им;
  • формировать гуманистические и демократические ценностные ориентаций;
  • формировать осознанное и уважительное отношение к традиционным российским религиям, вере и религиозным убеждениям;
  • формировать толерантность и основы культуры межэтнического общения, уважение к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни народов России.

в области формирования семейной культуры:

  • формировать отношение к семье как основе российского общества;
  • формировать уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
  • формировать представление о семейных ценностях, гендерных и семейных ролях и уважение к ним;
  • знакомить с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

См. продолжение Программы