Подготовка к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по английскому языку. Устная часть

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: английский язык, Подготовка к ЕГЭ по английскому языку


Введение

Ежегодно тысячи выпускников сдают один из важнейших экзаменов в своей жизни - единый государственный экзамен (ЕГЭ). От его результатов зависит очень многое в плане их дальнейшей учебы и работы. Английский язык являлся одним из популярных предметов для сдачи ЕГЭ, однако в основном дне основного периода ЕГЭ 2023 г. по английскому языку приняло участие 85 796 человек. Общее число участников снизилось по сравнению с аналогичным показателем прошлых лет (в 2022 г. - 92 804; в 2021 г. - 89 770). Возможно это снижение объясняется изменениями, внесенными в ЕГЭ начиная с 2022 года. Данные изменения были направлены на повышение дифференцирующей силы экзамена и выявление наиболее подготовленных и мотивированных выпускников, готовых к продолжению образования по гуманитарным, в первую очередь языковым, специальностям. Возрос удельный вес баллов, полученных за выполнение заданий высокого уровня сложности, на чем давно настаивала часть профессионального сообщества, считавшая некорректным оценивать 1 баллом правильное выполнение любого задания с кратким ответом независимо от его уровня сложности.

Устная часть

Для успешного выполнения устной части экзамена необходимо ознакомится с кодификатором проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена.

Детализированное тематическое содержание речи

А. Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные ситуации, их предупреждение и разрешение

Б. Внешность и характеристика человека, литературного персонажа

В. Здоровый образ жизни и забота о здоровье: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, посещение врача. Отказ от вредных привычек

Г. Школьное образование, школьная жизнь, школьные праздники. Школьные социальные сети. Переписка с зарубежными сверстниками. Взаимоотношения в школе. Проблемы и решения. Подготовка к выпускным экзаменам

Д. Современный мир профессий. Проблема выбора профессии. Альтернативы в продолжении образования

Е. Место иностранного языка в повседневной жизни и профессиональной деятельности в современном мире. Роль иностранного языка в планах на будущее

Ж. Молодёжь в современном обществе. Ценностные ориентиры. Участие молодёжи в жизни общества. Досуг молодёжи: увлечения и интересы. Любовь и дружба

З. Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Карманные деньги. Молодёжная мода

И. Роль спорта в современной жизни: виды спорта, экстремальный спорт, спортивные соревнования, Олимпийские игры

К. Деловое общение: особенности делового общения, деловая этика, деловая переписка, публичное выступление

Л. Туризм. Виды отдыха. Экотуризм. Путешествия по России и зарубежным странам. Виртуальные путешествия

М. Вселенная и человек. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Стихийные бедствия. Проживание в городской/сельской местности

Н. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет, социальные сети

О. Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства коммуникации (пресса, телевидение, Интернет, социальные сети и другие). интернет-безопасность

П. Проблемы современной цивилизации

Р. Родная страна и страна/страны изучаемого языка:

  • географическое положение, столица, крупные города, регионы;
  • система образования;
  • достопримечательности, культурные особенности (национальные и популярные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи);
  • страницы истории.

Россия и мир: вклад России в мировую культуру, науку, технику

С. Выдающиеся люди родной страны и страны/ стран изучаемого языка: государственные деятели, учёные, писатели, поэты, художники, композиторы, путешественники, спортсмены, актёры и т.д.

А теперь разберем каждое задание отдельно.

Задание 1. Чтение

По данным ФИПИ 2023 г. наиболее проблемными остаются задания устной части, и к ним присоединились задания по чтению. Чтение довольно долго оставалось наиболее освоенным видом речевой деятельности, однако последние годы оно теряло свои позиции, и сейчас средний балл выполнения этих заданий практически сравнялся со средним баллом выполнения заданий по говорению.

Средний % выполнения заданий раздела:

  • Аудирование 10,29% (из макс. 14)
  • Чтение 9,50% (из макс. 14)
  • Грамматика и лексика 12,71% (из макс. 18)
  • Письменная речь 14,07% (из макс. 20)
  • Устная часть 13,55 %(из макс. 20)

Как мы видим средний процент выполнения задания чтения наименьший. Это возможно объяснить тем, что за задание чтение возможно получить только 1 балл. ФИПИ объясняет это тем, что сказывается общая тенденция потери интереса к чтению у современных детей и подростков, и у общества в целом. Свидетельством тому служит широкое распространение аудиокниг, заменяющих традиционные бумажные и даже электронные книги, и замена чтения текста на его восприятие на слух.

Для успешного выполнения задания чтение необходима регулярное его выполнение, обращая предельное внимание на произношение, например:

1. Числительные порядковые и количественные, особенно в датах и войнах (The seventeenth of May, World War One etc.)

2. Названий рек, морей, стран, национальностей

3. Сокращения и аббревиатуры (аббревиатуры читаются по буквам, как в алфавите)

4. Слова, где ударение меняет часть слова

  • AD-dress - адрес
  • to ad-DRESS - адресовать, обращаться
  • ADD-ict - помешанный на чем-либо
  • to add-ICT - увлекаться, предаваться, (в страдательном залоге) иметь зависимость
  • CON-flict - вражда, разногласия, конфликт
  • to con-FLICT - противоречить; сражаться
  • CON-test - соревнование, конкурс
  • to con-TEST - состязаться; оспаривать
  • CON-trast - контраст, разница
  • to con-TRAST - сопоставлять, противопоставлять; отличаться
  • CON-vert - обращенный в другую веру, изменивший свои взгляды
  • to con-VERT - превращать, обращать
  • DE-crease - снижение, спад
  • to de-CREASE - уменьшать, уменьшаться
  • EX-port - экспорт, товары на экспорт
  • to ex-PORT - экспортировать, экспортироваться
  • IM-port - импорт, ввозимые товары
  • to im-PORT - импортировать
  • IN-crease - увеличение, повышение
  • to in-CREASE - увеличивать, увеличиваться
  • IN-sult - оскорбление, обида
  • to in-SULT - оскорблять
  • PER-mit - разрешение, разрешающий документ
  • to per-MIT - разрешать
  • PRES-ent - подарок
  • to pre-SENT - дарить
  • PRO-duce - сельскохозяйственная продукция
  • to pro-DUCE - производить, изготавливать
  • PRO-test - протест, возражение
  • to pro-TEST - протестовать, возражать
  • RE-call - память, воспоминание
  • to re-CALL - вспоминать, помнить

4. Неправильные глаголы

5. Сложные слова

Taught, thought, through, tough, Celsius, Fahrenheit, mile, acre, percent, century society, scientists, economy, anxiety, clothes, voyages, vary-varies, gadgets. etc.

Следить за смысловыми паузами, интонацией и ритмом английского языка. Не пропускать слова и строчки.

Правильное выполнение задания оценивается в 1 балл.

Задание 2. Условный - диалог расспрос

Для успешного выполнения этого задания необходимо знать строгий порядок слов вопросительного предложения, знать требуемый вспомогательный глагол и типы вопросительных предложений.

Общий вопрос

  • Do/does/is/can… + subject + V…?

Специальный вопрос

  • What/when/where… + is/do/did/will… + subject + V…?

Косвенные вопрос

С косвенными вопросами надо быть предельно внимательными, они принимаются экспертами, только если за ним следует полный вопрос с соответствующим порядком слов.

  • Could you tell me where your shop is situated?

Я бы крайне не рекомендовала использовать косвенные вопросы.

Так же, в этом задании экзаменуемые не всегда уделяют достаточное внимание визуальному ряду - фотографии в рекламном объявлении.

Использование того или иного артикля меняет смысла высказывания и является коммуникативной ошибкой. В рекламном слогане с названием магазина/организации часто используется прилагательное new, и согласно правилам английского языка необходим неопределенный артикль, например: A new library in your district! Но в вопросе нужен уже определенный артикль, потому речь идет не о какой-то неопределенной новой библиотеке, не о любой новой библиотеке, а именно о той, которая рекламировалась.

Другая меняющая смысл высказывания ошибка - это опущение определенного артикля в «бытовых» вопросах типа: What's the time? В английском языке возможны оба вопроса: What's the time? и What's time? Разница в их смысле: первый - рутинный вопрос «Cколько сейчас времени?»; второй - философский вопрос «Что есть время?».

Еще одной довольно частотной ошибкой в задании 2 является использование местоимения it в первом вопросе вместо названия предмета/ объекта и т.д., что делает вопрос непонятным. В первом вопросе надо использовать your или the.

Каждый правильно заданный вопрос оценивается в 1 балл.

Задание 3. Диалог - расспрос с обменом оценочной информацией

Для успешного выполнения этого задания необходимо дать полный, точный, развернутый ответ на заданный вопрос. На каждый ответ дается 40 секунд. Ответ должен быть продуктивным, т.е. нельзя повторять вопрос. Ответ должен состоять из 2-3 предложений (грамматических основ) правильно употребляя грамматические формы и конструкции, которые входят в требования к уровню А1- А2, - это те языковые единицы и конструкции, которыми ученики должны овладеть к окончанию 9 класса.

В 2023 году был уточнен список элементов содержания, обязательных к освоению на уровнях А1-А2

  • Adjectives: comparative and superlative degrees
  • Articles (when they change the meaning of the sentence)
  • Countable and uncountable nouns with much/many (How much / how many)
  • Countable nouns: the plural
  • Future actions (will, going to, Present Сontinuous)
  • Imperatives Modals - can/could
  • Modals - have to
  • Modals - should
  • Passive voice (Present and Past Simple)
  • Present and Past Continuous Present and Past Simple
  • Possessive case of nouns
  • Prepositions of time: on/in/at
  • Present Perfect Pronouns
  • There + to be
  • Verb + ing: like / hate / love doing
  • Word order in statements and questions

Лексико-грамматические и фонетические ошибки элементарного уровня, дублирование ответов, фактические ошибки, использование в ответе другой временной формы глагола, не соответствующей вопросу, если дается одна фраза вместо двух - ведут к 0 баллов за ответ.

Каждый из данных экзаменуемым ответов оценивается в 0-1 баллов.

4 задание. Связное монологическое высказывание

Для успешного выполнения этого задания надо дать описание фото, объяснить выбор фотографий-иллюстраций, представить свои рассуждения о «плюсах» и «минусах» сравниваемых объектов/ситуаций/действий, выразить свое мнение по указанному в задании аспекту проектной работы и обосновать его.

Так как мы звоним другу, то логично, что должны быть вступительные и завершающие фразы в виде приветствия и прощания с другом.

Монолог обязательно должен быть связан с темой проекта, логичен. Нельзя использовать фразы такие как: We/ you can see, on the left/ right photo, т.к. подразумевается, что друг не может видеть эти фотографии. вместо них логичнее говорить there is/are. Описание схожести и различия должны быть связаны с темой проекта.