Использование ЭОР на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


Введение

Мы живём в компьютерную эру, и это требует от людей разных профессий, включая учителей, компьютерной грамотности и технологической образованности.

В настоящее время идет активный процесс информатизации в области образования, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий, использование всех средств коммуникаций, которые могут быть полезны в формировании интеллектуально развитой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве. Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала учащегося, развития его способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями для человека.

Соответственно и система образования должна быть нацелена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Это иная система образования по сравнению с той, которая была востребована обществом ранее. Применение новейших средств информационной технологии в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании, приобретает все большую актуальность. В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает, на мой взгляд, не только познавательный интерес к предмету и уровень мотивации учащихся, но и авторитет учителя в школьном коллективе, т.к. преподавание ведётся на современном уровне.

Презентация

Основная часть

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий на уроках иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Современный учитель должен уметь создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной «неуспешности» школьника. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке. Поэтому можно сделать один вывод - необходимо проводить уроки с применением новых информационных технологий. Однако хочется сказать, что внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а гармонично сочетаться.

В связи с этим появилась необходимость - использовать при подготовке к уроку компьютерные технологии, а непосредственно на уроках включать учащихся в активную познавательную деятельность с применением мультимедийных средств. Использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) обусловлено также и следующими противоречиями:

  • непрерывный рост объёма знаний и трудность его усвоения в сжатые сроки обучения;
  • падение интереса к иностранному языку как предмету и повышение интереса к изучению иностранного языка на фоне компьютеризации обучения;
  • единые программные требования к изучению иностранного языка и разный уровень учебных возможностей школьников.

Цель проектной работы: повышение мотивации и качественной успеваемости у учащихся при изучении английского языка с помощью использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи проектной работы:

  • внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения английского языка;
  • улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации;
  • повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации;
  • разработка перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее образование;
  • достижение необходимого уровня в овладении английским языком;
  • интеграция различных видов деятельности (учебной, учебно - исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий;
  • подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества;
  • развитие социокультурной компетенции учащихся. Повышение мотивации в изучении английского языка.

В наше время только учебниками учителя для формирования интеллектуально развитой и хорошо ориентирующейся в информационном пространстве личности стало недостаточным. Поэтому учителя используют различные электронно-образовательные ресурсы в обучении иностранному языку. На своих уроках я стараюсь использовать различные виды работ с ИКТ, так как считаю это неотъемлемой частью успешного процесса обучения английскому языку.

В первую очередь я пользуюсь мультимедиа приложениями к учебнику «Enjoy English» М.З.Биболетовой для 2-6 классов, применение которых позволяет значительно повысить познавательную активность и мотивацию учащихся к предмету. Программы "Изучай алфавит с удовольствием" / "Enjoy the ABC" и "Слушай и играй с удовольствием" / "Enjoy Listening and Playing" рассчитаны на коллективную и индивидуальную работу учителя в классе с применением мультимедиа проектора или интерактивной доски и персонального компьютера. Это первые в России мультимедиа приложения к учебникам английского языка из Федерального перечня, созданные по заказу издательства "Титул", поэтому языковое наполнение программ совпадает с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта. Уникальностью данных программ является их полное соответствие авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, главными действующими лицами являются те же персонажи, что и в книге, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием в УМК "Enjoy English" (2-6 классов). Благодаря этому максимально облегчена задача учителя встроить мультимедиа компонент в процесс каждого урока, не нарушая хода, описанного в книге для учителя. Программы основываются на принципе погружения учащихся в языковую среду и помогают обучению произносительной стороне речи. Выгодным отличием от многих уже существующих на рынке программных продуктов российских разработчиков является то, что каждое упражнение этих программ содержит аудио фрагмент, озвученный профессиональными английскими актерами.

Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, английскому языку в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов. Поэтому я также хотела бы отметить роль мультимедийных презентаций в обучении английскому языку. Использование презентаций на уроке, повышает интерес учащихся к предмету, приводит к усилению мотивации учения. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. При наличии соответствующего оборудования эти программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.

Это особенно важно:

  • при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;
  • при изучении грамматического и страноведческого материала, когда увиденные на экране красочные картинки, схемы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

Для создания ММП я использую следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматировать нужный текст), Microsoft PowerPoint (делает доступными действия с анимационными картинками, видео файлами) Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с ресурсами Internet).

Создавая презентации, следует помнить, что они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к любой наглядности:

  • простота (управления);
  • умеренное эстетическое оформление слайда;
  • соответствующий стиль подачи материала;
  • отсутствие сложных грамматических структур или сплошного текста в младших классах.

Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляется индивидуальность учителя, его видение материала. Каждый учитель создаёт презентации по-своему. Я создаю презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, обученность, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.

Широкое применение ММП на уроках породило стремление самих учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения. Уже в начальных классах дети пытаются делать свои работы. В прежние времена я время от времени давала домашнее задание в виде рефератов или сообщений по теме, которой нет в учебнике. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии.

Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдавали учащиеся, как правило, не звучали на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации. Важно, чтобы работы учащихся имели «выход». Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является, по своей сути, творческой и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию.

Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, компьютерная презентация и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Использование средств ИКТ при обучении английскому языку на разных этапах обучения способствует:

  • повышению качества обучения по английскому языку;
  • развитию творческих возможностей и способностей учащихся;
  • созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний на иностранном языке;
  • повышению уровня использования наглядности на уроке;
  • повышению производительности урока;
  • установлению межпредметных связей;
  • обогащению знаний учащихся об истории и культуре изучаемых стран;
  • развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, роль учителя важна. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

Заключение

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что ИКТ на уроках английского языка (и во внеурочной деятельности при подготовке к урокам и самообразовании) - отличный помощник учителя, который нельзя недооценивать.

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом информационного общества.

Широкое использование информационных технологий в современной жизни обуславливает их активное внедрение в образование. Применение коммуникативного подхода в обучении английскому языку позволяет использовать разнообразные формы и методы работы, которые отвечают интересам и запросам учеников.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.

Используемая литература

  1. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка// ИЯШ, 1999, 4.
  2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/Иностранные языки в школе - 2, 3 2000г.
  3. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. - С.П.: Союз, 2001.
  4. Зубов А.В. Информационные технологии в лингвистике. - М., 2004.
  5. Белкова М.М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№,.с.73-75.
  6. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.2008, №4, с.36-40.
  7. Муковникова Е.В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом "Первое сентября". 2008, №4, с.4-7.
  8. Сысоев П.В., Евстигнеева М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. 2008, №6, с.2-9.
  9. Репина Е.В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом "Первое сентября". 2009, №6, с.5-8.
  10. Носенко О.В., Белоус Е.П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе. 2009, №1, с.68-73.
  11. Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере России и США) // Иностранные языки в школе № 4, 2007.