Психокоррекционное занятие направленное на развитие наглядно-образного мышления. Тема занятия: «В поисках сокровищ»

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба

Класс: 1


Форма занятия: групповое.

Возрастная группа: 1 класс.

Продолжительность занятия: 30-35 мин.

Место и роль занятия в изучаемой теме: Наглядно-образное - практический вид мышления, его также относят к группе допонятийного мышления. Это связано с тем, что в его основе лежит конкретное, непосредственное отражение действительности, а использование понятий носит пока ещё неосознанный, случайный характер.

Благодаря наглядно-образному мышлению ребёнок усваивает знания и получает представление о происходящем. Развитие наглядного мышления у детей станет впоследствии фундаментом для формирования словесно-логического (понятийного) мышления, играющего ведущую роль в жизни человека.

Тип занятия: коррекционно-развивающее.

Цель: Развитие наглядно-образного мышления.

Задачи занятия:

развивающие:

  • развивать наглядно-образное мышление.
  • развивать целенаправленное запоминание.
  • развивать произвольное внимание.
  • развивать навыки пространственной ориентации

коррекционные:

  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
  • отработка аспектов логического мышления
  • отработка навыков классификации.

воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к сверстникам.
  • формировать умение работать в группе
  • прививать навыки культуры общения на занятии.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

  • умение слушать собеседника;
  • умение решать спорные вопросы;
  • умение договариваться;
  • использование в процессе общения различных коммуникативных средств - речевых, мимических, образно-жестовых.

Планируемые результаты: Положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося; повышение уровня эффективного социального взаимодействие.

Оборудование:

  • стулья по количеству участников;
  • игрушки - вещи для похода;
  • ткань для формирования «ориентиров»;
  • экран;
  • проектор;
  • коробка с «сокровищами»;
  • бланки для выполнения заданий 4-5.

Ход занятия

1. Вводный этап (организационный, сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка цели занятия). 3 мин.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши очаровательные улыбки! Но я вижу у кого-то потерялась улыбка, что же делать? Давайте это исправим!

Приветствие «Поделись улыбкой»

Цель: обучать элементам мимики, выразительных движений; способствовать объединению детей в группе.

Ход приветствия

Педагог: Предлагаю частичку своей улыбки положить в ладошки и поделиться с ней с соседом.

Дети сидят на стульях по кругу, по очереди соединяют свои ладошки с ладошками соседа и «делятся» улыбками друг с другом.

2. Основной этап (последовательное решение всех поставленных задач)

- А теперь, ребята, давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы юные путешественники. На вас надета не школьная форма, а походная одежда, вы сидите у костра в лесу и слушаете рассказы бывалых путешественников и мечтаете сами отправиться в далекие страны. И вот к вам подходит главный путешественник и говорит:

- Я собираю команду, чтобы отправиться в путешествие. Но мы не поедем в известные страны, не будем купаться в океане и загорать на солнышке. Мы отправимся на поиски сокровищ, и когда найдем их, то разделим поровну, по-братски. Я случайно подслушал рассказ старого разбойника. Он говорил, что сокровища закопаны в дремучем лесу и найти их нетрудно, если знать приметы: от двуглавой горы дойти до высокой сосны, свернуть к большому камню, и недалеко от него под огромной елкой закопаны сокровища.

Кто хочет отправиться со мной в это опасное, но очень увлекательное путешествие? Мне нужны не только отважные, но и сообразительные путешественники. Я вам сейчас дам задачу. Если вы ее решите, то пойдем за сокровищами вместе, а если нет, то придется мне искать себе других спутников.

1. Упражнение «Что дальше?»

Цель: Формирование аспектов логического мышления.

Педагог: Ребята, перед вами на экране картинка. Вы уже заметили, что каждый ряд особенный, и не заполнен до конца. Подумайте, посовещайтесь и решите, чем мы должны заполнить пустые места.

Педагог: Молодцы! Как быстро справились.

Ответы, объяснения детей, по какому принципу заполнили пустые места.

Но теперь нам нужно решить - что же мы возьмем с собой в наше путешествие? Посмотрите на экран, посовещайтесь.

Дети называют предметы для похода.

Педагог: Молодцы, выбрали все, что может нам понадобиться, а теперь необходимо все это быстро собрать. Помогут вам в этом подсказки, если это бинокль, то возле какой буквы надо искать? (в игровой комнате заранее развесить начальные буквы названий вещей)

Дети собирают игрушечные вещи для похода.

Педагог: Мы почти готовы! А на чем можно добраться до дремучего леса? (Машина, мотоцикл, велосипед, автобус, поезд)

Как это все вместе можно назвать? (Наземный транспорт)

И на чем же мы поедем? Железной дороги там нет, поэтому поезд нам не подходит. А вы как думаете?

Рассуждения детей.

Правильно, лучше всего конечно поехать на автобусе, ведь нас много (или точное количество детей) и машина или мотоцикл нам не подходит, а на велосипедах, как вы сказали, ехать очень долго.

2. Упражнение «Солнышко и тучка»

Цель: снятия психического и мышечного напряжения.

Все уселись в автобус (закрыли глазки). Необходимо отдохнуть перед поисками. Автобус едет очень плавно, за окном голубое небо... Солнечные лучи ласкают наше лицо... но вдруг солнышко зашло за тучку, стало свежо (дети должны сжаться в комок, чтобы согреется). По команде «Солнце вышло из-за тучки, стало жарко» - расслабиться. Повторить 2-3 раза. (открыли глазки)

Педагог: Конечная остановка, но до дремучего леса мы ещё не добрались. Куда же нам направиться? Посмотрите сколько дорог впереди! (на экране картинка с дорогами)

На экране появляются картинки «Сорока», «Ласточка», «Муха», «Страус».

Педагог: Ребята, что это? Наверное, это подсказка! Давайте её разгадаем!

3. Что здесь лишнее?

Цель: развитие процессов образно-логического мышления, умственных операции анализа.

Дети обсуждают варианты ответов: муха или страус? Оказывается, существуют задачи, которые могут иметь несколько правильных ответов.

- Мне кажется, что муха, которую некоторые из вас посчитали лишней, живет в том самом лесу, куда мы направляемся. Видимо, нам нужно следовать за ней.

4. Игра «Муха»

Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве, развитие внимания.

Педагог: вот мы и добрались! Но как же нам искать сокровища? Необходимо достать план местности.

Местный житель согласен дать план местности, но только в том случае, если будет названо загаданное им слово.

5. Игра «Угадай слово»

Посмотрите внимательно на экран, если вы пойдете по стрелочкам, и каждую букву впишете в клеточку, то сможете быстро угадать слово.

Педагог: ну вот мы и финишной черты! Необходимо срочно вспомнить все ориентиры, про которые я говорила в самом начале (дети должны вспомнить ключевые слова-приметы, данные в начале урока). Если не получается, рассматриваем подробно план, рассуждаем.

Осматриваем комнату, ищем, что может быть похоже на двуглавую гору, высокую сосну, огромный камень. (ориентиры лучше всего сформировать из ткани и заранее прикрепить на стенах по направлению к экрану, камень ближе всех). Когда найдены все три ориентира, на кране появляется картинка последнего.

Педагог: Ребята, а вот и огромная ель! А где же наши сокровища? (заранее под экраном ставим коробку с сокровищами (это могут быть конфеты, мелкая канцелярия и т.п.), накрываем её зеленой тканью)

Дети находят коробку, под руководством педагога делят «сокровища».

3. Заключительный этап

Подведение итогов занятия (обобщение), оценка деятельности детей, создание благоприятного эмоционального фона, выход в другой вид деятельности).

Рефлексия.

Педагог: Вот и закончилось наше путешествие. Я очень рада, что именно вы были моими помощниками и мы так хорошо справились со всеми заданиями!

А вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей.

  • Что было самое трудное?
  • А что легче всего?
  • А что нового вы сегодня узнали? (Искать по ориентирам, что нужно брать в поход, отгадывать слова и т.п.).
  • А как вы думаете, сегодняшнее путешествие сделало нас дружнее?

Ответы детей.

Педагог: Ребята, мы с вами сделали сегодня очень много интересных дел, но пришла пора прощаться. Давайте сделаем это так, чтобы каждый почувствовал себя частью нашей дружной команды:

Игра-прощание «Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Леше, от Леши к Саше и т.д. и наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет, берегите её».

До свидания, дорогие мои, удачи и успехов вам!