Принципы обучения иностранному языку при реализации личностно-ориентированного подхода

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: Личностно-ориентированное обучение


Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения

Каждый ребенок, придя в школу, уже имеет собственный, довольно богатый опыт познания окружающего его мира людей и вещей. Это опыт его жизнедеятельности, накопленный через общение в семье, со сверстниками, через различные источники информации. Личностно-ориентированный подход, являющийся в данное время приоритетным, в связи с предъявляемыми требованиями ФГОС, направлен на необходимость формирования у младших школьников позитивного отношения к процессу обучения и развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Психологической основой единства обучения и воспитания является наличие взаимосвязей учебной с другими видами деятельности, особенно с трудом, что способствует формированию нравственных качеств личности младшего школьника, и игрой, что способствует социализации, воспитанию качеств личности, реализации потребности в общении и отдыхе. Эти компоненты и достигаются в реализации данного подхода. Обучение для ребенка в начальной школе - это в первую очередь процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо развивать у них разные каналы восприятия в целях повышения образовательной эффективности. В данном случае лучше всего зарекомендовал себя мультисенсорный подход. Под мультисенсорным подходом (multisensory approach) предполагается обучение с опорой на каналы восприятия всех органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния, что способствует более легкому восприятию и запоминанию нового языкового материала.дети любого возраста любят играть, и в процессе игры изучаемый материал быстрее и легче усваивается. Игры, в основе которых лежит двигательная активность, позволяют легче усвоить новую информацию. Мультисенсорного обучение стимулирует учащихся к проявлению речевой активности, позволяют каждому ребенку реализовать свои сильные стороны согласно ведущему типу восприятия, а также развить второстепенные сенсорные каналы. Далее я приведу примеры использования мультисенсорных игр и приемов из моей практики работы с учащимися, находящимися на начальном этапе обучения на основе УМК «Spotlight».

  1. Игра «Заколдованная буква». При работе с упражнениями на запоминание английского алфавита детям дается задание выбрать любую букву и изобразить ее в виде рисунка-ассоциации. Такое задание развивает аналитическое и ассоциативное мышление. Дети учатся определять основные элементы букв.
  2. Прием «Шифровка». Учащимся предлагается текст, в котором часть слов заменена на картинки или их русский эквивалент. Задача учащихся - восстановить текст.
  3. Прием «Волшебная ручка». Учащимся предлагается представить, что у них в руках невидимая ручка, которой в воздухе нужно написать слово.
  4. Прием «Сыщик». Учитель или учащийся читает текст. Задача учащихся выделить в тексте определённые слова и, услышав их в тексте, совершить движение: встать или хлопнуть в ладоши. Например, это могут быть глаголы, цифры, имена собственные.
  5. Игра «Горячо-холодно». Учитель или ведущий прячет в классе какой-либо предмет. Задача учащегося найти этот предмет, опираясь на команды «Hot», «Cold».

Ручной труд на уроке английского - это широкое разнообразие видов деятельности, от простых (вырезание, составление коллажей) до более сложных. Применение ручного труда также позволяет персонализировать тот языковой материал, который подлежит усвоению. На основе своих поделок учащиеся могут быть вовлечены в диалог или монолог, но это уже будет связано с их собственной поделкой. Обучающиеся имеют возможность создать реальный предмет, следуя инструкциям учителя или учебника. Затем этот предмет можно использовать в коммуникативных играх. Игры становятся личностно-ориентированными, т.к. этот предмет сделан самим ребенком. В младших классах осуществляется переход от опыта смешанного, фрагментарного восприятия к расчлененному, осмысленному, категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных, временных, причинных связях. Необходимо исходить из принципа: чем больше видов восприятия задействовано в обучении, тем выше его эффективность. В процесс обучения можно включать элементы опыта учащихся по восприятию запаха, температуры, вкуса - это пробуждает фантазию детей и усиливает мотивацию говорения как на родном, так и па иностранном языке. Использование и развитие опыта творческой деятельности обучающихся на поэтических минутках, при создании проектов, написании сценариев сказок повышает мотивацию в обучении, его эффективность. Способность реально оценивать свой уровень и прогресс у обучающихся младших классов существенно разнится. Во многом она определяется индивидуальными чертами характера и особенностями воспитания.

Применение на уроках индивидуальных схем самооценки способствует развитию опыта самоконтроля и самооценки, являющегося важной составляющей формирования автономии, самостоятельности личности. Использование и расширение личностного опыта на уроке английского языка создает условия для развития личности ребенка, успешного овладения учебными навыками и умениями. Несколько слов о таком приеме, как драматизация. Его использование является просто необходимым на уроках иностранного языка как средства обучения, воспитания учащихся, развития их творческих способностей. Кроме того, драма особенно близка детям младшего школьного возраста, так как напоминает им мир игры, в котором они живут.

Многие учителя используют на уроках песни-рифмовки, что хорошо помогает развивать произношение и фонематический слух. С помощью музыкального ритма детям легче усваивать грамматические структуры, частые песенные повторы помогают быстрее выучить слова. Упражнение с использованием разных эмоций. Учащимся дается задание произнести какую-то фразу, но с разными эмоциональными оттенками: представив, что ты счастлив, грустен, зол, уставший, замерзший и так далее.

Важным условием в реализации личностно-деятельностного подхода является принцип персонализации. Персонализация обучения для детей - это когда занятия позволяют учащимся использовать язык для выражения своих собственных идей, чувств, предпочтений и мнений. Персонализация является важной частью коммуникативного подхода. Она предполагает настоящее общение, когда ученики делятся реальной информацией о себе. Покажите детям яблоко, и предложите им его потрогать, понюхать, и т.д. Опишите яблоко, и спросите детей, точно ли вы его описали. Поделите детей на пары и попросите рассказать друг другу о продукте у них в руках, не показывая карточку и не называя его. Они могут отвечать на вопросы, которые вы задали, или дать свой ответ. Партнер должен догадаться, о каком продукте идет речь. Встаньте все вместе в круг по парам. Каждый ученик должен высказать свое предположение, например: "I believe Dima has a tomato, because he eats it in summer and winter and it is red. It can be sweet, and he can eat it in a salad". После этого второй ученик показывает свою карточку с картинкой, чтобы показать верна ли догадка.

Итак, личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку должен заключатся в учете специально отобранных условий организации урока иностранного языка, к которым относятся:

  1. Учет всех уровней структуры личности ученика
  2. Учет актуального уровня развития каждого ученика Учет возрастных особенностей ученика
  3. Учет создания обучающей среды;
  4. Учет соблюдения условий комфортности в обучении;
  5. Учет сформированности у ученика внутренней мотивации к изучению иностранного языка.

Список литературы

  1. Андреева Е.В., Использование технологии мультисенсорного подхода в преподавании английского языка с целью повышения качества обучения // Старт в науке. - 2017. - № 4-1. - С. 136-140. [Электронный ресурс].
  2. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель. М.: Иностранные языки в школе, 2001, № 1.
  3. Аронина Л.И. Современные проблемы преподавания иностранных языков в школе и в вузе. Самара, 1993, № 1.
  4. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. М.: Иностранные языки в школе, 2000, № 1.