Организация оказания услуг ранней помощи семьям детей с ОВЗ в сфере здравоохранения

Разделы: Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ, абилитация детей с инвалидностью


ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы» - уже по своему замыслу, является центром комплексного сопровождения индивидуального развития детей. Здесь специалисты разного профиля - медики, психологи, педагоги, объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания.

Опыт оказания ранней помощи детям с ОВЗ на базе дома ребенка можно считать уникальным, так как применяется после многолетней апробации в педагогической практике с воспитанниками дома ребенка. Уже за 100-летнюю историю Сыктывкарского специализированного дома ребенка было на практическом опыте доказано, что раннее выявление нарушений в развитии детей и своевременно оказанная адекватная помощь могут изменить судьбу ребенка даже при серьезных врожденных нарушениях психофизического развития. Поэтому естественно, что когда в Росси стали появляться службы ранней помощи, одна из первых в Республике Коми была открыта именно в Дом ребенка

Развивая это достаточно новое направление, специалисты дома ребенка (педиатры, неврологи, врачи ЛФК, массажисты, логопеды, воспитатели) имели возможность опереться на собственный опыт, а также ценный опыт диагностической и коррекционной работы с детьми раннего возраста, накопленный в разных сферах практической работы, и прежде всего в дефектологии.

Сегодня в России существуют различные формы (или «модели») оказания услуг ранней помощи семье воспитывающих особых детей. Сыктывкарским специализированным домом ребенка была выбрана группа дневного пребывания.

В период становления и развития ранней помощи в Доме ребёнка перед нами не раз возникал вопрос насколько верно оказывать эту услугу в формате группы дневного пребывания.

Однако по мере накопления опыта работы с семьями мы все больше убеждаемся, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее дружеское окружение ребенка.

Поэтому оказание услуг ранней помощи строится на базовых принципах теории сопровождения (рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения; мультидисциплинарностъ сопровождения), а также принципы близкой к ней по идеологии теории педагогической поддержки (согласие на помощь; опора на наличные силы и потенциальные возможности; вера в эти возможности; ориентация на способность самостоятельно преодолевать трудности; совместность, сотрудничество, содействие; конфиденциальность (анонимность); доброжелательность и безоценочность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «Не навреди»; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

В Сыктывкарском специализированном доме ребенка услуги ранней помощи оказываются в четыре этапа: диагностический, поисковый, деятельностный и рефлексивный.

Рассмотрим далее каждый из них более подробно.

Диагностический этап

На базе учреждения работает локальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПк)в составе заместителя главного врача, врача-педиатра, клинического психолога, логопеда, врача ЛФК, специалиста по социальной работе. Для определения нуждаемости семьи в услугах ранней помощи комиссия приглашает семью на первичную диагностику. В качестве вспомогательного метода используется Компьютерная методика «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет 6 месяцев». На этом этапе очень важно установить доверительный контакт со всеми участниками процесса диагностики, помочь взрослым участникам сформулировать проблему, совместно оценить возможности ее решения. В это же время происходит традиционное изучение и ребенка, и анализ социальной ситуации его развития. Так же специалисты уделяют внимание оценки состояния семьи, выявление её особенностей, которые это могут затруднить оказание услуг ранней помощи, оценить адекватность и потенциал саморазвития и т.п.

Поисковый этап

Согласно основным изложенным рекомендациям по предоставлению услуг ранней помощи, всем детям при поступлении в группу кратковременного пребывания, составляется индивидуальная программа ранней помощи (ИПРП).

В период адаптации ребенка в группе с ним уже начинают проводить индивидуальные коррекционные занятия, проверяющие гипотезы о зоне ближайшего развития ребенка, возникшие на диагностическом этапе. На этом этапе также уже могут проводиться первые встречи со взрослыми членами семьи. Вся полученная информация рассматривается и анализируется при этом в аспекте возможностей и перспектив развития их общности. Далее следует составление ИПРП и ознакомление с ней всех взрослых участников проблемной ситуации.

В соответствии с ИПРП строится дальнейшая работа специалистов с ребенком и его семьей.

Деятельностный этап

Деятельностный этап - самый трудный и ответственный этап сопровождения. Он должен обеспечить достижение желаемого результата. Специалисты по сопровождению координируют работу всех участников, оказывают помощь по реализации наиболее сложных пунктов плана, постепенно передавая свой опыт и свои функции родным и близким ребенка. Работа строится по принципу совместно-разделенной деятельности. Исключается авторитарность в отношениях с семьей, которые демонстрируют пассивность зависимость от специалистов.

Педагогами учреждения разработаны и применяются на практике адаптированные программы развития детей раннего возраста по всем областям воспитания согласно требованиям ФГОС ДО. Так, помимо регулярных занятий с логопедом-дефектологом и психологом, дети получают комплекс индивидуальных занятий по направлениям: развитие мелкой моторики рук, изо-терапия, занятия в темной и светлой сенсорной комнате, специальные физкультурные занятия, музыкальные занятия, сказкотерапия, занятия по системе Монтессори, комплексные занятия по развитию психических функций с применением «песочной терапии». Применение комплексного подхода создаёт условия для более эффективного развития детей с ОВЗ на раннем этапе онтогенеза. Комплексный подход позволяет ребенку более качественно подготовиться к переходу на следующую ступень дошкольного образования - поступлению в ДОУ. Все применяемые программы разработаны с учётом нозологии детей и применяются в практике дома ребенка более пяти лет.

Коррекционно-логопедическая работа в отделении ранней помощи в доме ребенка строится на основе методических указаний по обучению детей младенческого и раннего возраста в зависимости от структуры ведущего нарушения и медицинского диагноза, речевой патологии и индивидуальных особенностей каждого ребенка, включенного в занятия.

Помимо занятий с детьми, активно осуществляется психологическая поддержка родителей. Главной задачей в работе с родителями ставится содействие эффективности взаимодействия близкого окружения с ребенком-инвалидом или ребенком, имеющим серьезные нарушения развития. Программа такого взаимодействия разработана командой специалистов (психологом, логопедом, педагогами коррекционного направления). Работа с родителями ведется в формах тренинговых собраний; индивидуальных консультирований семей логопедом, психологом, специалистом ЛФК, неврологом; обучающих занятий с родителями и детьми. Подробные рекомендации для родителей были изложены в специальной брошюре, предназначенной для родителей. Просветительская работа ведется и по вопросам по вопросам дальнейшего образовательного маршрута ребенка (как в республике, так и в центральных регионах страны).

При этом не может быть отдельной работы с ребенком, как и не может быть отдельной работы с семьей. Главное - это развитие и обогащение семейной ситуации, расширения потенциала развития каждого его участника.

Рефлексивный этап

Рефлексивный этап - период осмысления результатов деятельности службы по решению той или иной проблемы. Динамика развития детей оценивается врачами, логопедом, психологом и воспитателями трижды: в начале, в середине и в конце курса абелитами. В качестве общей диагностики развития детей используется «Диагностика нервно-психического развития» Г.В.Пантюхиной, К.Л.Печоры, Э.Л.Фрухт.

Оценка качества оказания услуг ранней помощи на базе учреждения проводится регулярно на основе анкетного опроса. К примеру, данные одного из таких опросов (от апреля 2021 года) позволили сделать определенные выводы.

В опросе приняли участие родители 11 семей, прошедшие курс ранней помощи на базе Сыктывкарского дома ребенка.

Балл по шкале удовлетворенности качеством услуг ранней помощи - 4,9 (из 5 максимальных баллов), что свидетельствует о высоком качестве организации и предоставления услуг ранней помощи в данном учреждении.

Особенно полезными для детей с ОВЗ и их семей были названы следующие услуги:

  • занятия с логопедом - 8 человек (73 %)
  • индивидуальные консультации и занятия с педагогом-психологом - 9 человек (82%)
  • занятия по специальным педагогическим технологиям (сенсорная комната, кабинет Монтессори, иппотерапия, ЛФК, музыкальные занятия) - 5 человек (45 %)
  • услуги массажа и оздоровительные процедуры - 6 человек (55%)
  • комплексность абилитационных услуг в одном учреждении - 7 человек (63%)
  • возможность социализации детей в группе - 6 человек (55%).

Среди пожеланий для организации процесса абилитации в будущем, родители назвали: «открытие новых групп ранней помощи» и «увеличение сроков абилитации для закрепления полученных навыков».

На вопрос «Порекомендовали ли бы Вы наш курс абилитации другим семьям с детьми с ОВЗ»? - все 11 участников (100%) ответили утвердительно.

На адрес дома ребенка не раз поступали благодарственные письма от родителей воспитанников группы кратковременного пребывания с оказанием услуг ранней помощи, в которых они указывают на наличие положительной динамики в развитии детей, а также подчеркивают важность и необходимость такой помощи. Это особенно ценно т.к. опыт тесной работы с родителями стал новым направлением для нашего учреждения.

В заключение отметим, что практика сопровождения семей - нуждается в разработке целого ряда теоретических и методических вопросов, касающихся изучения ребенка с отклонениями в развитии и его родных, и близких как коллективного субъекта саморазвития. Необходимо иметь модели развития такого субъекта, знать типологию вариантов, иметь удобный диагностический инструментарий для диагностики, технологии для организации продуктивной работы и др. Мы надеемся, что творческое взаимодействие теории и практики, позволит найти ответы на эти вопросы уже в ближайшем будущем.

Список литературы

  1. Александрова Н.А., Баенская Е.Р., Басилова Т.А., Бернадская М.Э. и др. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. - М.: Школьная Пресса, 2010.
  2. Ахметзянова, А.И. Становление и развитие ранней помощи детям с нарушениями в развитии в России и за рубежом // Неврологический вестник - 2015 - Т. XLVII, вып. 1.- С.73-79.
  3. Ахметзянова, А.И. Формирование жизненной компетенции у детей с сочетанными нарушениями в условиях Лекотеки // Теория и практика общественного развития Научный журнал ISSN 1815-4964 (print) ISSN 2072- 7623 (online). - ООО «Издательский дом «Хорс». - 2013. - № 4.
  4. Закрепина, А. В. Организация индивидуальной педагогической работы с родителями в условиях групп кратковременного пребывания [Текст]: // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 1.­ С. 21-28.
  5. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р. URL: http:// government.ru/media/files/ (дата обращения: 14.05.2017).
  6. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. Метод. пособие / Под ред. Е.А.Стребелевой. - М., 2003.
  7. Маллер, А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида (некоторые вопросы педагогической этики) / А.Р.Маллер. - Санкт-Петербург // Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие: хрестоматия / Сост. И.В.Добряков, О.В.Защиринская. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - С. 87-92.
  8. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни: Учебное пособие / Под ред. Проф. В.А.Доскина. М. 1983.
  9. План мероприятий по развитию ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации на 2021-2023 гг. Утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голиковой.
  10. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики // Дефектология.- 2002.- №3.