Формирование финансовой грамотности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Экономика

Класс: д/с

Ключевые слова: финансовая грамотность


Финансовая грамотность - сравнительно новое направление в дошкольном образовании. В современных реалиях важно разбираться в финансовых вопросах, чтобы в будущем обеспечить своё благополучие и не быть обманутым мошенниками. Возникает необходимость прививать базовые экономические понятия в дошкольном возрасте, когда формируется личность ребёнка. Кроме того, важно развивать у детей умение размышлять, делать выводы, быть порядочными, честными, бережливыми, что будет являться базой для дальнейшего школьного и профессионального образования.

Таким образом, нами было разработано интегрированное занятие, знакомящее воспитанников старшей группы с экономикой в форме квеста, где большую роль играют уголки образовательной среды. За основу была взята история всеми известного предприимчивого кота Матроскина из произведений Э.Н.Успенского.

Цель: экономическое просвещение дошкольников.

Задачи:

  • знакомство с новыми понятиями: деньги, монеты, купюры, пластиковая карта, экономика, труд, товар, бюджет, доход, расход, экономия;
  • привитие уважения к труду взрослых;
  • совершенствование социально-коммуникативных качеств посредством сюжетно-ролевых игр, формирование умения работать в команде;
  • развитие эстетического вкуса при разукрашивании упаковок молока;
  • развитие правильных экономических привычек, разумного и бережливого отношения к семейному бюджету и желания экономить.

Ход занятия

(В группу заходит кот Матроскин)

Матроскин: Здравствуйте, ребята! Это я, кот Матроскин!

Дети: Здравствуй, Матроскин!

Матроскин: Хотите я вам покажу свою ферму и расскажу про неё?

Дети: Да, хотим!

(Все подходят к уголку образовательной среды "ферма").

Матроскин: Я каждый день захожу на свою ферму. Я кормлю своих коровок свежей скошенной травой, купаю теплой водой и отпускаю на луг, пощипать душистую травку. (Показывает игрушечных коров). Я очень люблю чистоту. Вместе с дядей Фёдором и Шариком протираем пыль, моем окна, подметаем пол. Коровкам здесь нравится, они дают вкусное молоко, а я продаю молоко и получаю деньги. А вы знаете, что такое деньги?

Дети: Да, это монетки!

Матроскин: Деньги - это не только монеты, но и купюры, и пластиковые карты. Я вам их покажу.

(Матроскин показывает металлические монеты, звенит ими. Затем показывает бумажные купюры (банкноты), шуршит ими и показывает пластиковую карту). С помощью денег можно оплатить много всего. Например, продукты в магазине, проезд в транспорте, лекарства в аптеке. Сберечь деньги помогает экономика.

Дети: Что такое экономика?

Матроскин: Экономика, ребята, это целая наука, о том, как правильно вести хозяйство. У меня большая ферма, большое хозяйство. Я здесь работаю, продаю молоко и получаю деньги. Хотите стать фермерами?

Дети: Да!

Матроскин: Я вас приглашаю за стол, чтобы потрудиться и сделать готовый товар для продажи. Покрасьте и соберите упаковки для молока.

Выполнение творческого задания

(Дети изображают синие полоски (фирменный логотип товаров "Простоквашино") на подготовленных заранее элементах картона. Далее склеивают и собирают их в макеты упаковок молока).

Матроскин: Вижу, вы хорошо потрудились! Красивый товар сделали! Вот, по работе и награда. (Достаёт большой кошелёк).

Матроскин: Ребята, бережно относитесь к деньгам. Их нелегко заработать. Вы наверное устали? Давайте отдохнём.

Физминутка «Будем денежки считать» [1].

Один, два, три, четыре, пять (шагают на месте)
Будем денежки считать (сжимают и разжимают пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибают мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибают средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибают указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелят большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (прячут большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

Матроскин: Скажите мне, пожалуйста, что это? (Матроскин показывает большой кошелёк).

Дети: Это кошелёк!

Матроскин: Правильно, такой кошелёк есть в каждом доме, в каждой семье. Назовём его семейный бюджет. А внутри хранятся деньги. (Матроскин достает из кошелька монеты и купюры).

Матроскин: Ребята, бюджет состоит из доходов и расходов. Доход - это когда деньги получают. Например, ваши родители получают зарплату на работе, бабушки и дедушки получают пенсию.

Или, к примеру, я и мои друзья выкопали клад. (Матроскин складывает монеты на столе уголка образовательной среды «город»). Все это доход.

Расход - это когда деньги тратят. Например, на оплату электричества, воды, интернета, на покупку одежды, продуктов питания. (Матроскин передвигает монеты к макетам зданий города). Это расходы.

Матроскин: Давайте, ребята, мы с вами поиграем. Я буду называть событие и, если это доход, то вы похлопайте в ладоши, если это расход, то потопайте ногами.

Игра

Купили дедушке лекарства (топают)
Выиграли в лотерею (хлопают)
Сходили в кинотеатр (топают)
Порвались брюки (топают)
Выдали зарплату маме (хлопают)
Сломалась машина (топают)
Пришла пенсия бабушке (хлопают)
Продали свою выпечку (хлопают)

Матроскин: Молодцы, ребята. Чтобы сберечь семейный бюджет, я уменьшал расходы. Когда почтальон Печкин предложил выписывать журналы, я отказался и сказал, что буду экономить. А вы умеете экономить?

Дети: Да!

Матроскин: Давайте мы с вами пойдём в магазин. (Все подходят к уголку образовательной среды "магазин").

Матроскин: Ребята, соберите пожалуйста в корзину только те товары, в которых у нас есть потребность, без которых нам никак не обойтись.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

(Дети рассуждают и с подсказками воспитателя кладут правильные атрибуты образовательной среды в корзину).

Матроскин: Хлеб, молоко, овощи, мыло - они каждый день нужны нам! Их надо купить. А вот мороженое, пирожные, конфеты, бусы - без них можно обойтись, их можно не покупать каждый день. А теперь давайте оплатим выбранные товары. (Ребёнок-кассир "пробивает" товары и говорит сумму. Дети расплачиваются из большого кошелька).

Матроскин: Мы с вами хорошо сэкономили. У нас даже остались деньги. Молодцы!

Матроскин: Ребята, важно следить за тем, чтобы кошелёк не оставался пустым. Если будете экономить, он всегда будет полным. А на чём ещё можно экономить?

Дети: Выключать свет, когда выходишь из комнаты.

Матроскин: Правильно. А также вы можете предложить родителям заменить лампочки на энергосберегающие лампы, покупать зимнюю одежду летом, чтобы сэкономить деньги в семейном бюджете.

Дети: Хорошо.

Матроскин: Ребята, мне пора возвращаться на ферму. Очень рад был с вами встретиться. Вы сегодня хорошо потрудились, спасибо! И вообще, совместный труд для моей пользы объединяет. Вы хорошая команда, а вот и награда. (Раздаёт шоколадные монетки и прощается).

Список литературы

  1. Электронный ресурс: Физминутка «Будем денежки считать» (дата обращения 16.01.2024) https://cyberpedia.su/25x8574.html