Взаимодействие с родителями, имеющими детей с особенностями в развитии (из опыта работы)

Разделы: Инклюзивное образование


Семья - маленький мир, и в этом мире формируются нравственные качества ребёнка, его отношение к людям, представления ценностей человека. Дети в семье подражают своим близким, ориентируются на их нравственные установки.

В современном мире современные родители очень грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой бессистемно.

Иногда воспитывают детей интуитивно «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям в поведении ребёнка.

В настоящее время всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые, нередко наблюдаются: агрессивность, расторможенность, избыточная эмоциональная чувствительность, тревожность, что в свою очередь способствует трудностям в усвоении знаний, в развитии познавательной активности и речи, т.е. отставанию от сверстников и от своего календарного возраста.

Поэтому включение родителей в педагогический процесс является важным условием для проведения коррекционной работы, способствующим проявлению активного взаимодействия со своим ребёнком дома.

Эффективная работа с семьёй помогает облегчить адаптацию младшего школьника к учебному процессу и к социуму. Родители должны понимать, что невозможно дать готовые рецепты воспитания на все случаи жизни.

Есть общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

В работе я всегда ориентируюсь на развитие детей, что может ребёнок в этом возрасте.

Рекомендую родителям вместе с ребёнком делать открытия, выводы, решать вместе проблемные ситуации, обсуждать прочитанное, вместе делать поделки из различных материалов, отвечать на детские вопросы и относиться к ним серьёзно, не отмахиваться.

Выстраивая свою работу с родителями, изучаю каков стиль воспитания в данной семье, какой уровень требований и ожиданий у родителей, в то же время необходимо учитывать уровень возможностей, которыми располагает ребёнок.

Чтобы понять, каким видят своего ребёнка родители, я провожу анкетирование: «Анкета моего ребёнка».

Анализ анкет показал, что не все родители адекватно оценивают своего ребёнка, что приводит к негативным последствиям в воспитании. Выделю наиболее характерные стили неправильного воспитания.

1. ЭМОЦИОНAЛЬНОЕ НЕПРИЯТИЕ РЕБЁНКA

При неприятии всё в ребенке вызывает у родителей досаду: и ест не так, и плачет слишком громко и много и т.д.

Неприятие всегда приводит к формированию у ребёнка неуверенности в себе; если ребёнка не любят собственные родители, у него не может быть уверенности в собственных силах. В конце концов у ребёнка возникает ответное неприятие родителей, которое может быть перенесено и на других людей..

2. ГИПЕРСОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

При этом стиле осознанного неприятия нет, но и учета особенностей ребёнка тоже нет. Он должен следовать в своем развитии жесткой родительской программе в соответствии с «идеальными» предписаниями. В результате у ребёнка может сформироваться комплекс неполноценности, несоответствия родительским ожиданиям, что приводит к формированию тревожного характера.

3. ТРЕВОЖНО-МНИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Ребёнка фанатично любят, и такая любовь превращается в страх потерять его. Часто данный тип воспитания наблюдается в семьях с единственным ребёнком. Ребёнка чрезмерно опекают; не отпускают гулять, общаться со сверстниками, в итоге, социализация ребёнка проходит со значительным отставанием, и ребёнок испытывает трудности при адаптации в новых условиях, при поступлении в школу.

4. ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

При данном типе воспитания ребёнок растёт при полном отсутствии дисциплины. Все его желания удовлетворяются немедленно. Он кумир всей семьи, и ему всё можно. В результате ребёнок не приучен принимать и понимать интересы других людей, с трудом уживается в коллективе, возникает демонстративное поведение.

Семьи, воспитывающие ребёнка с нарушениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Не каждый родитель способен объективно взглянуть на себя со стороны и согласиться с имеющимися сложностями.

Моя задача - подсказать родителям, найти возможный выход из ситуации, выбрать тактику «шаг за шагом» - постепенность изменения взгляда родителей на постановку проблемы. Конечно переубедить родителей не всегда удаётся. Важно убедить родителей, что существующие проблемы могут быть сняты или сглажены, если следовать по предложенному пути..

Важно убедить родителей в том, что их понимают и пытаются им помочь.

В своей работе с семьей опираюсь на следующие принципы взаимодействия:

  • Учет психологических особенностей родителей, т.е. формирование адекватной реакции на проблему своего ребёнка.
  • Учёт конфиденциальности и этики, т.е. информация личного характера не может быть разглашена.
  • Выявление причины нарушения предполагает возможность её полного исправления.

Следующие необходимые действия считаю очень важными и эффективными способом выражения своей любви к ребёнку.

1. КОНТАКТ ГЛАЗ: это прямой взгляд в глаза другому человеку. Ребёнок использует контакт глаз с родителями для эмоциональной подпитки. Ласковый взгляд взрослого снижает уровень тревожности, уменьшает страхи у ребёнка, укрепляет в нём чувство безопасности и уверенности в себе. Часто бывает, что родители используют контакт глаз, только когда упрекают ребёнка, ругают, настаивают на своём. В результате на фоне внешней покорности и послушания у ребёнка может развиваться невроз. Родители должны знать о действенности этого контакта, как созидательно, так и разрушительного.

2. ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ: должен быть естественный, не быть демонстративный. Тогда ребёнок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка.

3. ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ: ребёнок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботу, готовность прийти на помощь в нужный момент. Не получая достаточно пристального внимания, ребёнок испытывает беспокойство: он мало что значит, всё на свете важнее его. В результате ребёнок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребёнок обычно более замкнут, чем остальные дети, ему труднее общаться со сверстниками, он хуже справляется с любой конфликтной ситуацией.

4. ДИСЦИПЛИНА: предполагается, что уверенный в любви и поддержке со стороны взрослых, ребёнок должен уметь подчиняться определённому алгоритму деятельности, соблюдая принятые на себя обязательства.

Важно, чтобы родители понимали, что «наказание» и «дисциплина» суть одно и то же. Наказание предполагает, что в системе отношений со взрослыми у ребёнка не был выбран чёткий алгоритм взаимной ответственности.

Работа с родителями в нашей школе направлена на преодоление ими искаженного стиля воспитания ребёнка.

Я стараюсь активизировать родителей, выбирая различные формы работы с ними, как традиционные, так и нетрадиционные.

Традиционные подразделяем на:

  • коллективные (общее родительское собрание, «круглый стол», дискуссии по проблеме, совместная деятельность с детьми);
  • индивидуальные (консультирование методическое, т.е. всё, что связано с индивидуальным образовательным маршрутом, консультирование психологическое - всё, что касается социализации ребёнка и проявления его индивидуальных особенностей);
  • наглядно-информационные (стенды, фотовыставка, памятки).

Нетрадиционные подразделяются:

  • информационно-аналитические (просмотр видеороликов с записью занятий или режимных моментов, помогающих родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, обсуждение различных точек зрения, анализ педагогических ситуаций из жизни детей);
  • досуговые или игровые (участие родителей в школьных мероприятиях и развлечениях, конкурсы, викторины, педагогические игры, тренинги);
  • познавательные (возникновение вопросов для обсуждения по инициативе самих родителей, положительный опыт семейного воспитания - выступление родителей).

Проводя анализ своей деятельности, я считаю, что к показателям эффективности проводимой работы с родителями можно отнести:

  • появление интереса родителей к совместной деятельности со своим ребёнком,
  • большую открытость в общении,
  • потребность в получении педагогических знаний,
  • посещение мероприятий в школе.

Повышение активности родителей проявляется в вопросах к педагогам, в потребности консультаций специалистов. У родителей начинает формироваться стремление понять ребёнка, посмотреть на ситуацию его глазами, а педагогические знания способствуют эмоционально положительному взаимопониманию между родителями и ребёнком, помогают ребёнку осознанно, нравственно, мотивированно войти в окружающий социум и благополучно взаимодействовать с ним.

Литература

  1. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - С. 319.
  2. Учурова С.А. Развитие социальной компетентности в образовательном процессе. - Челябинск: УрФУ, 2011. - С.196.