Сценарий литературно-музыкальной композиции "Мы помним город осажденный!" в формате игры

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство

Ключевые слова: литературно-музыкальная композиция, блокада Ленинграда, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., оборона Ленинграда


Введение

Известно, что нет в нашей великой и могущественной стране семьи, в которой не было бы жертв самой страшной из войн и где не чтили бы память героев Великой Отечественной войны. Из поколения в поколение передаются воспоминания участников войны, а фронтовые письма и боевые награды хранятся в семьях как самые дорогие реликвии.

В настоящее время тема нравственного и духовного подвига русского народа во время Великой Отечественной войны очень актуальна, так как является той духовной основой, на которой необходимо формировать нравственный облик молодого поколения, в частности учащихся 4-10-х классов. К сожалению, учащиеся с трудом осознают величие человеческого подвига конкретного русского человека во время суровых испытаний. Поэтому нашей задачей являлось не только показать на конкретных примерах героизм русского человека, но и помочь осмыслить силу человеческого духа, способность к подвигу защитников и жителей блокадного Ленинграда.

Тема Великой Отечественной войны никогда не потеряет своей значимости. А героическая оборона Ленинграда составляет одну из самых славных и ярких страниц в истории нашей Родины. Почти 900 дней защиты осажденного Ленинграда навсегда останется в памяти нашего народа как пример мужества его жителей. За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почетное звание «Город-герой» и вручена медаль «Золотая Звезда». События того времени уже стали историей.

Особенно актуальна тема героической обороны Ленинграда в наши дни. Стремительный XXI век диктует свои законы, и люди порой забывают о тех нравственных ценностях, которые на протяжении истории России помогали нашему народу в трудные времена выстоять и победить. Нельзя не признать и тот факт, что патриотизм как таковой угасает с каждым новым поколением. А ведь он так необходим возрождающейся России.

Цель мероприятия: Узнать новые факты из истории блокады Ленинграда, переработать полученный материал в творческие задания.

Задачи

  • Углубление знаний школьников о Блокаде Ленинграда;
  • Воспитание интереса к героическим страницам нашей истории.

Ведущий 1: Всем, знающим прошлое, неравнодушным к настоящему и думающем о будущем России посвящается.

Ведущий 2: Петербург - один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией. Но у этого города есть и другое имя - Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости.

1941 год. 22 июня Мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам.

Задание 1

1 вопрос: Какая из предложенных песен была гимном борьбы с врагом?

  1. Песня Александрова «Вставай, страна огромная!».
  2. Песня Вьется в тесной печурке огонь
  3. Песня «Катюша»

И уже 8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. И только 27 января 1944 года блокада была снята.

Ученик 1

Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.

Ученик 2

Но даже если это правда,
Такая правда - не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война
Ведь эта память- наша совесть,
Она как сила нам нужна!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!

Ведущий 1. Начав войну в июне, немецкие войска намеревались уже к осени 1941 года выйти к побережью Каспийского моря. На осуществление плана «Барбаросса», по замыслу Гитлера, отводилось всего полтора-два месяца. Но на пути фашистов встал Ленинград.

Задание 2 «Шифровка»

Вы попадаете в ряды РККА в начале осени 1941 года, в районе Новгорода. Вы случайным образом перехватываете секретную шифровку с указанием населенного пункта, в котором немецкое командование планирует разместить артиллерийские батареи. Ваша задача как можно быстрее расшифровать этот населенный пункт.

Ваша задача как можно быстрее расшифровать этот населенный пункт.

Расшифруйте сообщение:

Ответ: Дубровка +1 балл если будет дан ответ какое название среди солдат получило это место.

Ведущий 2: На защиту родного Ленинграда встал весь город. Но силы были неравные. В течение нескольких лет Ленинград находился в кольце блокады фашистских захватчиков.

  • карта блокадного Ленинграда
  • на экране пульсирует цифра 871 под удары сердца

Люди остались в городе без еды, тепла, электричества и водопровода. Дни блокады - самое трудное испытание, которое жители этого города выдержали с мужеством и достоинством.

Ведущий 1: История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в годы воины и жители блокадного Ленинграда.

Немецкий ученый Цигельмайер, руководитель Мюнхенского пищевого института написал в резолюции: «Я вычислил, сколько может продлиться блокада… Я писал справку, что люди на таком пайке физически не могут жить».

С 20 ноября 1941 года сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик:125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам.

Задание 3. Сколько граммов хлеба стали получать взрослые? А дети?

Вам поручено самим отмерить норму хлеба для иждивенца.

Задание: отрежьте кусок хлеба, который полагался иждивенцам.

1 балл, если вы назовете норму иждивенца.

Необходимое оборудование: хлеб, нож.

Ведущий 1: Мужчины умирали чаще, чем женщины. Особо это наблюдалось среди подростков 12-19 лет. Число умерших мальчиков и юношей почти вдвое превышало количество погибших сверстниц. Мальчикам для жизни нужно больше питания, но, даже вырастая старше 12 лет, они переходили в разряд иждивенцев. А это все равно 125 грамм хлеба в день.

Блокада Ленинграда - это неслыханное испытание для человека на человечность, достоинство, любовь к близким, сострадание, сердечность. Эти испытания были ежедневными, страшными, потому что голод представить вообще невозможно, не пережив его…….

Предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

Внимание, задание: Назовите озеро, через которое шла дорога жизни (мне закрасить название) и выполнить задание.

Во время блокады многие вели дневники, куда по свежим следам записывали то, что пережили. В них, где карандашом, где бледными чернилами, аккуратно или наспех, иногда коченеющей рукой люди писали о своих страданиях.

Ведущий 2: Особенно страшно читать дневники детей.

Эту девочку знает весь мир, в дни блокады она вела дневник. Ей было 11 когда началась война. Это Таня Савичева.

На смену утру приходил день, который завершался сумерками, а потом ночь вступала в свои права. Люди ложились в промерзшие постели и… видели сны, в которых им постоянно снилась еда. Это были мучительные сны, не приносившие отдыха.

Ленинград был и прифронтовым госпиталем.

Задание 4. Перед вами лекарства (перекись водорода, йод, вода). Назовите, что часто было для раненных дороже многих лекарств.

За верный ответ 1 балл.

Ведущий 1. Город спасала река Нева. Здесь, в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с вёдрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочкой, один за одним. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Глоток простой студёной невской воды был часто для раненых дороже многих самых ценных лекарств.

Но город не только жил, он давал фронту танки и самолеты.

27 января 1944 года 24 залпа из 342 орудий возвестили человечеству о том, что Ленинград выстоял, победил, полностью ликвидировал блокадное кольцо.

Задание 5. Верный или не верный факт о блокаде я сейчас вам скажу. Если неверный, то нужно исправить на правильный.

  1. Это было самое безопасное место в Ленинграде. Туда не долетали снаряды, и в этом районе не было заводов, которые могли быть подвергнуты бомбардировке. Для чего было выбрано это место в декабре 1941 года. Это Пискарёвском кладбище, там были захоронены воины, защищавшие город и жители, погибшие в блокаду (да)
  2. Блокада Ленинграда длилась 600 дней. (нет, 872 дня)
  3. Эта ленинградская поэтесса, оставаясь в осажденном городе во время блокады, и создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда. Это Ольга Берггольц. (да)
  4. Операция по прорыву блокады Ленинграда называлась «Искра»? (да)
  5. Как только в апреле 1943 года частично прорвали блокаду и проложили от Шлиссельбурга до Морозовки железную дорогу, одним из первых стратегически важных грузов, находившийся в четырех вагонах, были собаки. (нет, кошки)
  6. Противотанковое заграждение из сваренных рельс в виде шестиконечной звезды называлось противотанковый кот. (нет, ёж)
  7. Название знаменитой дороги, связывавшей во время блокады Ленинград и Большую землю, известно всем - "Дорога Жизни". Но немногие знают, что это название появилось позднее, в начале, когда он только начал действовать этот путь называли «дорога смерти». (да)
  8. Матч по баскетболу прошел в 1942 году на стадионе Динамо. (нет, футбол)
  9. Прибор подававший сигнал в годы блокады считавшийся «Сердцем Ленинграда» - громкоговоритель. (нет, метроном)
  10. Памятник блокадному трамваю был установлен в 2007 году. На всех оконных проемах вагона щиты с фотографиями Ленинграда военных лет. По углам от мемориала закреплены гранитные стелы с надписями. На одной из них дата установки памятника, другая повествует о том, что в месте его сооружения в 1941 году Петергофское шоссе было перекрыто трамвайными вагонами для защиты города от наступления фашистских танков. (да)
  11. На одном из участков Волховского фронта появился фашистский танк. Был он почему-то один. Шел на повышенной скорости. Открыли по фашистскому танку огонь полковые пушки фронта. Выстрел. Ура! Попали.

Но что такое? Не тронул снаряд фашиста. Продолжает идти махина.

Снова выстрел. И снова снаряд не осилил танка.

Поражаются артиллеристы. То ли снаряды у них с дефектами. То ли у пушек несильный бой. Присмотрелись к танку. Так ведь и танк не совсем обычный. Больше обычного. Форма совсем иная. Понимают солдаты: загадочный танк, новый какой-то танк.

Что это был за танк? Тигр

Ведущий 1. Страшным был итог блокады. Погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1 миллиона человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные умерли от голода.

За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.

С тех пор прошло 80 лет. Выросло не одно поколение. Подвиг в войне - это не только подвиг на поле боя, но и вера, надежда, мужество, стойкость, героизм, патриотизм простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим

Ведущий 2: Прошу всех встать, почтим память погибших минутой молчания.

Несмотря на пережитые страдания, наша Россия жива, русский дух не сломлен!
9 мая 1945 г. - День Великой Победы. Но мы всегда будем помнить тех, кто погиб за то, чтобы мы с вами жили. Они живы, пока мы о них помним.

Вадим Шефнер. Спросил у памяти

Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу, в дальний путь?
Все равно - упавших не поднять,
Все равно - ушедших не вернуть,
И сказала память: "Я могу
Все забыть, но нищим станешь ты,
Я твои богатства стерегу,
Я тебя храню от слепоты".

Ведущий 1. Можно очень долго рассказывать о событиях того трудного для каждого ленинградца и для всей страны периода. Но самое главное для нас было не показывать полностью весь ход блокады Ленинграда, как это делает хроника, а зародить у вас интерес к тому времени, чтобы вы сами познакомились с историческими событиями нашей Родины, за которыми стоят обыкновенные, но мужественные и стойкие люди.