Деловая игра с элементами тренинга «Здоровым быть модно!»

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: Тренинговое занятие с подростками, тренинг для подростков


Цель занятия:

  • Образовательная - расширение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (подробный разбор факторов, разрушающих здоровье человека).
  • Развивающая - создание благоприятных условий для формирования коммуникативных компетентностей, освоения тренинговых технологий, групповых дискуссии, выработки умений аргументации и адекватной самооценки; развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям;
  • Воспитательная -воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Задачи:

  • формирование личной ответственности и устойчивой мотивации на сохранение и укрепление здоровья, а также отказ от вредных привычек;
  • побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни;
  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровья;
  • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.

Форма урока: комбинированный урок с использованием следующих педагогических и воспитательных технологий: информационно-коммуникационных; личностно-ориентированных; игровых; проблемное обучение; технология саморазвития.

Ход занятия

1. Вступление

«Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра»
Конфуций

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье - это здоровье нашего разума, а физическое - здоровье нашего тела. Очень важно, чтобы человек развивался гармонично. Ведь здоровье - это драгоценный дар, и увы, он не всем дан от рождения, но только столкнувшись с проблемами со здоровьем, начинаешь его ценить и понимать, что его нельзя купить ни на какие деньги.

2. Игра в ассоциации

Давайте рассмотрим с вами разные фотографии и попробуем порассуждать, кто люди, кем они работают, есть ли у них семья, успешны ли они в жизни, счастливы или нет.

(на проекторе поочередно демонстрируются фото сноубордиста; выпивающего человека; путешественника в горах; человека с уже явными последствиями табакокурения - изменившимся цветом кожи и т.д.) Варианты фото могут быть разнообразными. Детям предлагается вслух порассуждать о том, что это за человек, счастлив ли он и что ждет его в будущем.

3. Это интересно

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на пять с половиной минут. Когда человек затягивается дымом сигареты, температура на конце сигареты достигает 60 градусов и выше. Сгорая, табак и папиросная бумага выделяют 200 вредных веществ, например: сажа, синильная кислота, мышьяк, сероводород, аммиак и другие.

Никотин попадает в мозг через 7 секунд после затяжки, мозговые улучшаются, умственная деятельность увеличивается, но затем наступает торможение. Мозг привыкает к никотину, т.к. он облегчает работу мозга, так возникает зависимость от сигареты. Угарный газ, которые выделяется с дымом сигареты проникает в кровь и разрушает кислород. Внутренне органы получают все меньше кислорода. Выкурив пачку сигарет, человек вводит в организм 400 мл. угарного газа. Организму курильщика нужно все больше кислорода, поэтому сердце работает все сильнее и быстро изнашивается.

4. Упражнение «Это мое решение!»

Давайте разберем с вами те самые вредные привычки, которые так меняют облик человека, осложняя ему жизнь. А почему люди вообще начинают курить, выпивать или употреблять наркотики?

На доске рисуем два столбца, в первый преподаватель записывает причины почему дети пристращаются к вредным привычкам, названные детьми. Предлагает детям порассуждать, как это происходит у них в жизни, в школе.

Во втором столбце преподаватель предлагает написать, как можно поступить в этой ситуации, чтобы отказаться и не стать заложником этих негативных факторов.

5. Упражнение «Скажем твердое «Нет!»

Во многих случаях первая выкуренная сигарета или первый глоток алкоголя проходит за компанию, потому что не хочется отказать другу, не хочет выглядеть «малышом» в глазах старшеклассников. Но как мы уже с вами выяснили в самом начале, курить - это не так уж и круто и это никак не увеличивает ваш статус в глазах других людей. Теперь мы с вами научимся, как отказаться от вредных привычек «за компанию»

Как можно это сделать, давайте рассмотрим несколько способов:

1. Вежливого «нет, спасибо» иногда бывает достаточно.

- Не хочешь закурить?

- Нет, спасибо!

И все понимают, что вы не курите.

2. Но иногда это не работает. Люди продолжают предлагать вам сигарету, хотя вы уже отказались. Их может остановить, если вы повторите ваш отказ.

- Не хочешь закурить?

- Нет, спасибо.

- На, попробуй, это здорово.

- Нет, спасибо, я не хочу или я не курю.

3. После твердого «Нет» можно изменить тему разговора:

- Закурим?

- Нет. Я не курю. А ты слышал, что в вышла новая игра…

4. Может случиться, что кто-то действительно начнёт настаивать, чтобы вы курили. Вас могут обзывать малышом, слабаком и т. д. В этой ситуации попытайтесь оставаться спокойным, помните, что это и является основной целью оппонента, вывести вас и себя и на эмоциях заставить сделать так, как хочет он, а не вы. Спросите у предлагающего: «Почему тебе нужно, чтобы я закурил?» Скорее всего это поставит его в тупик.

- На, покури.

- Нет, спасибо.

- Конечно, ты не дорос ещё, чтобы закурить.

- Зачем тебе нужно, чтобы я закурил?

- ?

5. А иногда, когда это малознакомые вам люди лучше просто уйти или пройти мимо. В этом случае вы даже не должны отказываться.

- Куришь? Давай присоединяйся к нам!

Просто проходишь мимо, не обращая внимания на компанию, которая предлагает тебе закурить.

А теперь давайте попробуем проиграть такую ситуацию.

Преподаватель просит выйти двух добровольцев, один из которых будет предлагать сигарету (он должен настаивать очень упорно), второй - человек, отказывающийся от нее. Остальные - наблюдатели, задача которых следить за происходящим и фиксировать применяемые способы отказа.

Обсудим:

- Что увидели наблюдатели?

- Какой из способ использовал участник сценки?

- Был ли он эффективен?

- Трудно ли было отказывать? Почему?

6. Интерактивная игра «Отражение»

В начале игры сделаем упражнение на релаксацию, ведь интерактивная игра «Отражение» - это игра на визуализацию и нам будет необходимо некоторое время находиться с закрытыми глазами и активно воображать. По ходу игры предлагаю записывать ваши варианты ответов (запись ведется на доске в 4 столбца, анализ которых мы проведем в конце игры.

Предлагаю вам сесть поудобнее, закрыть глаза, постарайтесь расслабиться. Сейчас мы с вами перенесемся в зал, большой, просторный, представьте каким он будет, из какого материала там сделаны стены, какой высоты потолок. Рассматривая стены нашего зала, мы видим на одной из стен Зеркало. Давайте заглянем в него «Первое зеркало - чистое, гладкое и отображает реальный мир и вас с вашими эмоциями, чувствами и внешним видом...Что вы сейчас чувствуете? Что приносит радость в вашу жизнь?» (Ответы детей преподаватель записывает в первый столбец.)

Продвигаясь по залу, дальше, мы видим второе зеркало, давайте подойдем и рассмотрим его подробнее, что в нем?

«А там комната Смеха. Посмотрите на него - это зеркало из комнаты смеха, - в нем ваша фигура и лицо принимают причудливую форму и становятся смешными. Что вы чувствуете? Как ваше настроение? Что вас радует?»

На этом наше исследование зала не закончилось, мы переходим от второго зеркала дальше, заходим в глубину нашего зала, дальше на стене есть еще одно, третье зеркало, давайте подойдем к нему.

«Третье зеркало искривлено гораздо сильнее по сравнению со вторым. Изображение в нем не вызывает смеха, а больше страх и неприятное удивление. Человек в нем выглядит усталым, изможденным и явно нерадостным. Что же может порадовать такого человека?»

Давайте отойдем от третьего зеркала и попробуем найти еще одно, четвертое, оно где-то в самом дальнем углу.

«Заглянем в четвертое зеркало. Зеркало очень искривлено и даже треснуло.

Теперь тому, кто отобразился в зеркале, не до смеха - остаются лишь слезы.

Посмотрите на отражение в зеркале, кого вы там видите? Комната Смеха незаметно превратилась в комнату Страха (землистый цвет лица, руки трясутся, мутные глаза, очень худой, плохо пахнет, одет как попало, ничем не интересуется, безынициативен). Что его радует?»

Рефлексия

«Мы с вами рассмотрели стадии зависимости человека. Давайте посмотрим, что радует и что важно для человека на разных стадиях...

Пояснения к каждой стадии:

  1. Часто в жизни возникают трудные, кажущиеся безвыходными ситуации, а с давних пор те, кто заблудился в поисках выхода из таких ситуаций, попали на легкий путь ухода от реальности, на путь искусственного изменения своего сознания. Самым простым, но и самым опасным на этом пути является использование веществ, воздействующих на психику человека.
  2. Подобное состояние человек испытывает на начальной стадии употребления психоактивных веществ - легкость, эйфория, беззаботность, отстранение от проблем. Человек не понимает, что он уже зависим, ему пока еще смешно. Он считает, что в любой момент остановится, отказавшись от приема вредных веществ.
  3. Какие изменения происходят в организме после употребления вредных веществ? (проблемы со здоровьем (ломка, похмелье, инфекционные болезни), потеря контроля за поведением (драки, насилие), скандалы дома, проблемы с учебой, работой, нежелательная беременность, финансовые трудности, конфликты с друзьями)
  4. Заглянув в первое зеркало, вряд ли захочется заглядывать в четвертое. Но решать только вам, в каком зеркале вы хотите видеть свое отражение. Человек делает выбор сам. И даже если его выбор ошибочен или неверен, он должен помнить, что ему всегда помогут друзья и близкие».

7. Завершение занятия

Вот мы с вами и пришли к выводу, что наши привычки формируем мы сами. Хочется надеяться, что вредные привычки, о которых мы сегодня говорили, обойдут вас стороной. А для этого вы должны уметь сказать: «НЕТ вредным привычкам!», а еще найти интересную альтернативу, увлекательные занятия, которые позволят вам гармонично развиваться в жизни и достигнуть желаемых целей.

Спасибо вам за вашу работу сегодня. Мне было очень легко и приятно работать с вами, я верю в каждого из вас!