Психологическое занятие "Сотрудничество"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Представленное занятие в игровой форме развивает навыки сотрудничества и работы в команде. Может быть использовано педагогами-психологами в развивающей и профилактической работе, а также учителями начальной школы при проведении тематических классных часов.

Цель: развитие навыков сотрудничества и взаимодействия, профилактика конфликтов.

Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • создание атмосферы сплоченности и доверия в группе;
  • развитие творческой активности, воображения.

Участники: учащиеся 4 классов начальной школы (9-11 лет).

Форма работы: групповая.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Материалы к занятию: карточки для жеребьевки, бумага, ручки, карандаши, карточки со словами для задания «Отгадай слово», коктейльные трубочки, нитки, ножницы, коробка.

Ход занятия

Ведущий делит класс на три команды с помощью жребия. Далее командам предлагается выполнить несколько заданий, направленных на формирование и развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

Задание № 1. «Слова, начинающиеся на букву»

Материалы: бумага, ручки, карандаши.

Ведущий называет для каждой команды букву. Задача участников - в течение пяти минут придумать и записать как можно больше существительных, начинающихся на эту букву. Затем представитель каждой команды зачитывает получившиеся слова. Выигрывает команда, которая придумала больше всех слов.

Задание № 2. «Отгадай слово»

Материалы: заранее приготовленные карточки с напечатанными словами (по одной на каждого игрока), бумага и ручка для каждой команды. Примеры слов: кот, дом, стол, роза и т.п.

Участники команд встают в ряд друг за другом. Ведущий выдает каждому последнему игроку в цепочке карточку с написанным словом (эту карточку никто не должен видеть), а каждому первому чистый лист бумаги и ручку. По команде «начали» игроки, получившие карточку указательным пальцем руки «пишут» данное слово на спине впередистоящего, который таким же образом передает сообщение своему соседу и далее по цепочке. Членам команды нужно как можно быстрее и точнее передать слово игроку, стоящему первым в ряду. Он должен отгадать слово, записать его на листе бумаги и встать на место последнего, получить свою карточку и далее игра продолжается по описанному выше сценарию до тех пор, пока все участники команды не побывают в роли отгадывающего. Во время игры участники не должны переговариваться и называть вслух передаваемые слова. Выигрывает команда, правильно и быстро отгадавшая все слова.

Задание № 3. «Бусы»

Материалы: для каждой команды «бусины», изготовленные из разрезанных на небольшие части коктейльных трубочек, нитка длиной 1-1,5 м для нанизывания бусин.

Задача каждой команды - в течение двух минут нанизать как можно больше бусин на нитку.

Задание № 4. «Любопытная история»

Материалы: бумага и ручка для каждого участника, коробка.

Каждый игрок пишет на листе бумаги любое слово. Это может быть существительное, глагол, прилагательное или наречие. Карточки со словами складываются, помещаются в коробку и перемешиваются. Каждый игрок в командах вытаскивает из коробки одну карточку. Задача команд - придумать небольшую историю так, чтобы в ней были использованы все слова с имеющихся у них карточек. Истории должны быть названы и представлены в письменном виде. На выполнение задания дается примерно 15 минут. После этого все команды собираются вместе, и представители каждой зачитывают свою историю.

Подведение итогов

Участники обсуждают проделанную работу: что получилось, что не получилось, как удалось преодолеть трудности. В конце ведущий анализирует ответы детей и сообщает, что для успешного выполнения совместного дела необходимо учиться сотрудничеству, соблюдать следующие правила: умение договариваться, умение понять другого, умение уступить, умение разумно распределить роли в процессе работы.

Литература

  1. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  2. Фопель К. Групповая сплоченность. - М.: Генезис, 2010.
  3. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста. - М.: Генезис, 2007.
  4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). - М.: Генезис, 2008.