Литературно-музыкальная гостиная «Имя матери – Анна… (о музе и трагедии Анны Ахматовой)

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Классическая литература в современной школе»

Ключевые слова: Серебряный век, литературно-музыкальная композиция, Литературно-музыкальная гостиная, А.А.Ахматова


Сценарий литературной гостиной «Имя матери - Анна…» разработан для мероприятия, посвященного 135-летию со дня рождения Анны Ахматовой. Литературно-музыкальная гостиная составлена в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.

Цель: популяризация творчества великого поэта Серебряного века русской поэзии ХХ столетия Анны Андреевны Ахматовой, постижение особенностей художественного мира ее поэзии.

Задачи:

  • погрузить в атмосферу художественной и творческой жизни А.А.Ахматовой, воссоздать образ поэта как личности;
  • расширять кругозор обучающихся в области искусства через просмотр репродукций картин и прослушивание музыкальных фрагментов;
  • помогать обучающимся проявить свои таланты, развивать речь и оттачивать сценического искусство, способствовать формированию творческой личности;
  • воспитывать патриотизм и любовь к русской классической поэзии посредством чтения и прослушивания стихотворений А.А.Ахматовой.

Оборудование: портреты А.А.Ахматовой и Н.Гумилева, высказывания об Ахматовой.

Сцена практически ничем не декорирована, только задник можно оформить в виде кирпичной стены. Ближе к углу - круглый стол и стулья. на столе зажженная свеча, перо в чернильнице, томики стихотворений Ахматовой.

На всем протяжении гостиной звучит «Реквием» Моцарта, разные его части: «Dies irae», «Lacrimosa», «Requiem aeternam», «Recordare», «Agnus Dei».

Муза поэзии в греч. мифологии - (Э) ЕвтЕрпа;

Муза трагедии в древнегреч. мифологии- МельпомЕна. Музы одеты в белое, во что-то вроде хитонов, так что они напоминают статуи Царского Села. Музы время от времени надевают на себя платки, накидки, шляпки... (но это по желанию постановщика).

Начинает звучать «Lacrimosa». Моцарт

На сцену выходит Ахматова, некоторое время молча слушает музыку. Потом начинает читать, медленно и торжественно. СЛАЙД 2.

Презентация

АХМАТОВА (Под музыку "Ave Maria") Шуберт

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду возле старого пня,
Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов,
И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и каменных век
Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

(Музыка заканчивается. АХМАТОВА медленно уходит, на сцене появляется ВЕДУЩИЙ.)

ВЕДУЩИЙ. Сегодня мы будем говорить словами Анны Андреевны Ахматовой, вспоминать некоторые события ее жизни, прекрасной и трагической, и ее гениальных друзей, но не будем говорить о врагах, ибо - не стоят они того. Итак, Анна Андреевна Горенко.

(На сцену выходят Музы и застывают в позе Царскосельских статуй. Появляется …)

СЛАЙД 3

Мельпомена со свечой:

Мне дали имя при крещенье - Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так дивно знала я земную радость
И праздников считала не двенадцать,
А столько, сколько дней в году…

(Ставит свечу у портрета Ахматовой, уходит)

Юноша со свечой:

Я конквистАдор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую.

(Ставит свечу у портрета Гумилева, уходит)

АХМАТОВА. Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой. Годовалым ребенком была перевезена на север - в Царское Село. Там я прожила до 16 лет.

Евтерпа.

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.

(Музы уходят.)

Ведущая. Год ее рождения был великий год. Вместе с ней появились на свет Чарли Чаплин, «Крейцерова соната» Льва Толстого, Эйфелева башня. Ничего себе ровесники, да? Тем летом Париж праздновал столетие падения Бастилии. В ночь ее рождения справляется древняя Иванова ночь.

СЛАЙД 4

АХМАТОВА. Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой.

ВЕДУЩИЙ. Когда отец Анны узнал, что она собирается заниматься писательством, сказал ей: «Не позорь фамилию!»

АХМАТОВА. Хорошо, я изменю ее - и взяла фамилию бабушки, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом. Так и осталась Ахматовой, а не Горенко.

Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет.

Гимназия, высшие женские курсы, история права, латынь... Начиналось как у всех, а потом...

СЛАЙД 5

ВЕДУЩИЙ. В канун Рождества 1903 года Анна познакомилась с Николаем Гумилевыми. На девушку эта встреча не произвела никакого впечатления, а для Николая в этот день началось его самое первое - и самое страстное, глубокое и долгое чувство. Он влюбился в Анну с первого взгляда.

Она поразила его не только своей неординарной внешностью - Анна была красива очень необычной, таинственной, завораживающей красотой, сразу привлекающей к себе внимание: высокая, стройная, с длинными густыми черными волосами, прекрасными белыми руками, с лучистыми серыми глазами на практически белом лице, ее профиль напоминал античные камеи. Анна ошеломила его и полной непохожестью на все, окружавшее их в Царском Селе.

ЧТЕЦ.

У русалки печальные очи.
Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд заревой
И горящие негой рубины...
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.
(Н.Гумилев «Русалка»)

СЛАЙД 6

ВЕДУЩАЯ. В1910 году состоялась свадьба Николая Степановича Гумилева и Анны Андреевны Ахматовой.

(Звучит музыка Моцарта. Выходит Мельпомена.)

Мельпомена.

Любовь...
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует.
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя,
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

ЧТЕЦ (девочка)

Сжала руки под темной вуалью…
"Отчего ты сегодня бледна?"
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь.
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".
8 января 1911 г. Киев

ВЕДУЩИЙ. В свадебное путешествие они поехали в Париж.

СЛАЙД 7

ВЕДУЩИЙ. Здесь она знакомится с Амедео Модильяни - тогда никому не известным художником, который делает множество ее портретов. Между ними даже завязывается что-то похожее на роман - но как вспоминает сама Ахматова, у них было слишком мало времени, чтобы могло произойти что-нибудь серьезное.

ВЕДУЩАЯ. «Любовь - это история в жизни женщины и эпизод в жизни мужчины», - обмолвился когда-то немецкий писатель-сатирик Ж.-П.Рихтер.

"Анна и Амедео" - это не столько история любви, сколько лишь эпизод из жизни двух людей, обугленных дыханием искусства. Позже Ахматова отметила, что ей удалось понять одну существенную вещь. "...Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его - очень короткой, моей - очень длинной».

ВЕДУЩИЙ. "Счастье - это ангел с печальным лицом" - это единственные, написанные рукой Модильяни слова о том, что для него было счастьем. ...Счастьем была его тайная муза, его "Египтянка" - Анна Ахматова.

СЛАЙД 11

ВЕДУЩАЯ. Однако, пора было вернуться в Россию.

"…Было прощание, последняя их прогулка, последнее кафе, последний парк, последняя ночь... Она услышала его шаги, она сбежала вниз - как всегда, - но все было пронзительнее и грустнее, чем всегда, может, оба знали, что не увидятся больше. Той осенью, в Царском Селе, она написала "Песню последней встречи", которая сразу стала одним из самых модных и знаменитых в России стихотворений.

СЛАЙД 12

ВЕДУЩИЙ. В конце июня 1910 года Гумилевы, вернувшись в Россию, поселились в Царском Селе. Гумилев представил Анну своим друзьям-поэтам. Как вспоминает один из них, когда стало известно о женитьбе Гумилева, никто поначалу не знал, кто невеста. Потом выяснили: обыкновенная женщина... То есть - не негритянка, не арабка, даже не француженка, как можно было бы ожидать, зная экзотические пристрастия Гумилева. Познакомившись с Анной, поняли - необыкновенная...

ЧТЕЦ. (Звучит стихотворение Н.Гумилева «Она»)

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий
И смел и горд - я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.

СЛАЙД 14

АХМАТОВА. 1912 год. Родился мой единственный сын Лев. В этом же году вышел мой первый сборник стихов «Вечер». А потом... (уходит со сцены).

СЛАЙД 15

Евтерпа. Потом она стала королевой. После «Вечера» были «Четки», «Белая стая», и Ахматова заняла свое место на Олимпе.

СЛАЙД 16

Мельпомена. Ахматова несла в своем образе некие приметы так называемой «роковой женщины» (и, более того, утверждала их - любила позировать, сниматься). То был образ молодой, стройной, зябкой, кутающейся в шаль черноволосой горбоносой красавицы с темной челкой.

(К столику присаживаются Мельпомена и Евтерпа.)

Евтерпа. Помните? 1911 год. В «башне» - квартире Вячеслава Иванова - очередная литературная среда. Весь цвет поэтического Петербурга здесь собирается. Читают стихи по кругу, и «таврический мудрец» произносит приговоры, по большей части убийственные. Самое легкое одобрение - редкость.

Мельпомена. Читают и знаменитости, и начинающие. Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой.

Евтерпа. Это жена Гумилева. Она тоже «пишет». Ну, разумеется, жены писателей всегда пишут, жены художников возятся с красками, жены музыкантов играют. Эта черненькая смуглая Анна Андреевна, кажется, даже не лишена способностей. Еще барышней она писала:

И для кого эти бледные губы
Станут смертельной отравой?
Негр за спиною, надменный и грубый,
Смотрит лукаво.

Мельпомена. Мило, не правда ли? Непонятно, почему Гумилев так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе?

(На сцену выходит ВЕДУЩИЙ.)

ВЕДУЩИЙ. А Гумилев, действительно, раздражается. Он тоже смотрит на ее стихи как на причуду «жены поэта». И причуда эта ему не по вкусу. Когда их хвалят, насмешливо улыбается: «Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прекрасно вышивает».

Мельпомена. Анна Андреевна, вы прочтете?

(Выходит Ахматова.)

АХМАТОВА.

Я прочту. «Песня последней встречи»…

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,
Переменчивой «злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой...»

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
(Песня последней встречи)

Евтерпа. На лицах - равнодушно-любезная улыбка. «Конечно, несерьезно, но мило, не правда ли?» Гумилев бросает недокуренную папиросу. Два пятна еще резче выступают на щеках Ахматовой.

ВЕДУЩИЙ. Что скажет Вячеслав ИвАнов? Вероятно, ничего. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьезным стихам настоящих поэтов. А тут… Зачем же напрасно обижать!? Иванов молчит минуту. Потом встает, подходит к Ахматовой, целует ей руку (Ведущий целует руку Ахматовой): «Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение - событие в русской литературе».

СЛАЙД 17

ВЕДУЩАЯ. Петербург. Конец 1913 года. Подвал «Бродячей собаки».

Из Воспоминаний Ю.Анненкова «Дневник моих встреч»

«Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, какими располагала Ахматова. И этого не отвергал ни один слушающий её человек».

Мельпомена. Вот так она окончательно взошла на трон русской поэзии и остается на нем и по сей день. К 1914 году литературные Петербург и Москва знали уже несколько портретов Ахматовой. Самым знаменитым был портрет кисти Натана Альтмана.

СЛАЙД 18

ВЕДУЩИЙ. О, этот портрет Альтмана! Раз увидев, не забудешь! Несколько оттенков зелени. Зелени ядовито-холодной. Острые линии рисунка тонут в этих беспокойно-зеленых углах и ромбах. Это должно напоминать деревья, листву, но не только не напоминает, но, напротив, кажется чем-то враждебным.

ЧТЕЦ.

В океане первозданной мглы
Нет облаков и нет травы зеленой,
А только кубы, ромбы да углы,
Да злые металлические звоны.

На этом фоне женщина - очень тонкая, высокая и бледная. Ключицы резко выдаются. Черная, словно лакированная, челка закрывает лоб до бровей, смугло-бледные щеки, бледно-красный рот. Тонкие ноздри просвечивают. Глаза, обведенные кругами, смотрят холодно и неподвижно - точно не видят окружающего. Все черты лица, все линии фигуры - в углах. Угловатый рот, угловатый изгиб спины... Даже подъем тонких, длинных ног - углом. Разве бывают такие женщины в жизни? Это вымысел художника! Нет, это живая Ахматова. Не верите? Приходите в «Бродячую собаку» попозже, часа в четыре утра.

(Выходит Ахматова, присаживается к столику.)

СЛАЙД 19

АХМАТОВА.

Да, я любила их - те сборища ночные:
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофием пахучий черный пар,
Камина красного тяжелый зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

ВЕДУЩИЙ. Пятый час утра. Кафе «Бродячая собака». Ахматова сидит у камина. Она прихлебывает черный кофе, курит папироску. Как она бледна! Она очень бледна - от усталости, от вина, от резкого электрического света. Концы губ - опущены. Глаза глядят холодно и неподвижно.

СЛАЙД 20.

ЧТЕЦ (девочка)

Все́ мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На сте́нах цветы и птицы
Томятся по облака́м.

Ты куришь чёрную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться ещё стройней.

Навсегда забиты окошки:
Что там, изморозь иль гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.

О, как сердце моё тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.
<1 января 1913>, в вагоне

СЛАЙД 21

ВЕДУЩИЙ. Ахматова никогда не сидит одна. Друзья, поклонники, влюбленные, какие-то дамы в больших шляпах с подведенными глазами. Она - всероссийская знаменитость. Ее слава все растет.

(К Ахматовой подходят Евтерпа и Мельпомена.)

Евтерпа. Вам холодно? Вы простудились?

АХМАТОВА. Нет. Я совсем здорова.

Мельпомена. Но вы кашляете?

Ахматова. Ах, это? (Усталая улыбка.) Это не простуда, это чахотка. (Отворачиваясь от собеседника.) Я никогда не знала, что такое счастливая любовь.

(Продолжают сидеть за столом.)

ВЕДУЩИЙ. Париж... Кафе «Ротонда» (знаменитое!). Я ищу свободный столик. И вдруг встречаюсь глазами с серыми, русскими глазами, знакомыми по Петербургу. Вы здесь! Давно?

Евтерпа. Месяц как из России.

ВЕДУЩИЙ. Что Ахматова?

Евтерпа. Аня? Живет там же, на Фонтанке, у Летнего сада. Мало куда выходит - только в церковь. Пишет, конечно. Издавать? Нет, не думает. Где уж теперь издавать (Уходит.)

ВЕДУЩИЙ. Еще воспоминание Георгия ИвАнова: «1922 год. Осень. Послезавтра я уезжаю за границу. Иду к Ахматовой - проститься».

АХМАТОВА. (встает из-за столика, протягивая руку). А я здесь сУмерничаю. Уезжаете? Кланяйтесь от меня Парижу.

ВЕДУЩИЙ. А вы, Анна Андреевна, не собираетесь уезжать?

АХМАТОВА. Нет. Я из России не уеду.

ВЕДУЩИЙ. Но ведь жить все труднее.

АХМАТОВА. Да. Все труднее.

ВЕДУЩИЙ. Может стать совсем невыносимо. Современница. Что же делать?

ВЕДУЩИЙ. Не уедете?

АХМАТОВА. Не уеду.

ВЕДУЩИЙ. Как ваше здоровье?

АХМАТОВА. Да здоровье все хуже - все приходится делать самой.

ВЕДУЩИЙ (в сторону). Ей бы на юг, в Италию. Но где денег взять? Да если бы и были…

- Не уедете?

АХМАТОВА. Не уеду.

Евтерпа. Знаете, Аня раз шла по Моховой с мешком. Муку, кажется, несла. Устала, остановилась отдохнуть. Зима. Она одета плохо. Шла мимо какая-то женщина. Подала Ане копейку: «Прими, Христа ради». Аня эту копейку спрятала за образа. Бережет...

(Звучит музыка Моцарта.)

Евтерпа.

Мы на сто лет состарились, и это
Тогда случилось в час один:
Короткое уже кончалось лето,
Дымилось тело вспаханных равнин.
Вдруг запестрела тихая дорога,
Плач полетел, серебряно звеня...
Закрыв лицо, я умоляла Бога
До первой битвы умертвить меня.

Из памяти, как груз отныне лишний,
Исчезли тени песен и страстей.
Ей - опустевшей - приказал Всевышний
Стать страшной книгой грозовых вестей.

СЛАЙД 22

Мельпомена. Это пророчество скоро сбудется с ужасающей точностью. Но пока... Ей поклоняются, ей подражают, ей посвящают стихи такие гении поэзии, как Марина Цветаева. Отношения у них были странные - встретились единственный раз в жизни, незадолго до гибели Марины. Встреча тоже была странной. Каждая ждала от нее чего-то другого. Но, я думаю, встреча личностей такого масштаба и не могла быть простой и приятной.

Евтерпа. Для Цветаевой - «разъярительница бурь, насылательница метелей», «чернокнижница», «краса грустная и бесовская», «горбоносая, чей смертелен гнев и смертельна милость».

О, Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся и глухое: ох! -
Стотысячное - тебе присягает. - Анна
Ахматова! - Это имя - огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами - то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
- И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! - и сердце свое в придачу.
(19 июня 1916 (Цветаева)

СЛАЙД 23

Мельпомена.

Муж в могиле, сын в тюрьме -
Помолитесь обо мне.

ВЕДУЩИЙ. Двадцать седьмого августа 1921 года, тридцати пяти лет от роду, в расцвете жизни и таланта был расстрелян Николай Гумилев. Расстрелян за контрреволюционную деятельность. Ужасная, бессмысленная гибель? Нет, ужасная, но имеющая глубокий смысл. Именно такую смерть, с предчувствием, близким к ясновидению, он себе предсказал: «Умру я не на постели, при нотариусе и враче» Был ли этот заговор? Кто теперь скажет с полной уверенностью Во всяком случае, версий много.

И, во всяком случае, для Анны Андреевны это был сокрушительный удар, хотя к тому времени они и были уже в разводе.

АХМАТОВА

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
...А я была его женой.

ВЕДУЩИЙ. Их жизненные пути разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут: слишком многое связывало их. Пережитое тогда и оставшееся с нею на всю жизнь горе будет отзываться в ее стихах вновь и вновь.

Чтец. (девочка)

"Не бывать тебе в живых…" (Ахматова)
Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.

СЛАЙД 24

ЧТЕЦ.

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Ведущая. Многие друзья уехали за границу, но Ахматова оставить родину не смогла. Свою судьбу она навеки связала с судьбой родной земли.

Чтец.

"Не с теми я, кто бросил землю…"

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час;
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Мельпомена. В1922 году Анна Ахматова приняла окончательное и бесповоротное решение остаться в Советской России. Знала ли она о том, что ее ждет? Если судить по следующему стихотворению, посвященному ее ближайшему другу Артуру Лурье, о решении которого остаться за границей она была осведомлена заранее, то догадывалась:

Как подарок, приму я разлуку
И забвение как благодать.
Но, скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать?

ЧТЕЦ.

Кое-как удалось разлучиться... (1921)

Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.

Я-то вольная. Все мне забава, -
Ночью Муза слетит утешать,
А наутро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоит
И, уйдя, оглянуться назад.
Черный ветер меня успокоит,
Веселит золотой листопад.

Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.
Но, скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать?

Евтерпа. И она в полной мере разделила судьбу миллионов своих соотечественников.

ВЕДУЩИЙ. Из воспоминаний Ольги Берггольц: «На линованном листке бумаги, вырванном из конторской книги, написанное под диктовку Анны Андреевны Ахматовой, а затем исправленное ее рукой выступление по радио - на город и на эфир - в тяжелейшие дни штурма Ленинграда и наступления на Москву.

Я помню ее около старинных кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного дома, бывшего Шереметьевского дворца, с лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны».

Мельпомена. Потом была эвакуация в Ташкент, где произошел прилив творческой энергии. Это и неудивительно - там собралось потрясающее общество - Л.K.Чуковская, Н.Я Мандельштам, Ф.Г.Раневская, Е.С.Булгакова и многие другие.

СЛАЙД 25

ВЕДУЩИЙ. Еще до войны, в октябре 1935 года, были одновременно арестованы муж Ахматовой Н.Н.Пунин и сын - Лев Гумилев. Ахматова пишет письмо Сталину - на девятый день сын дома, Пунин тоже.

Но - «безумный поступок» Анны Андреевны - она поехала в Воронеж навестить опального друга Осипа Мандельштама - и, как месть, вторичный и теперь уже долгий арест сына.

СЛАЙД 26

(Звучит «Реквием» Моцарта.)

В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения Ахматовой в контрреволюционной деятельности. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге.

СЛАЙД 27

АХМАТОВА. В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

Чтец (девочка)

Посвящение

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.

СЛАЙД 28

ВЕДУЩАЯ. Лев Николаевич Гумилев прошел через лагеря, ссылки, нажил себе тяжелые болезни, стал ученым с мировым именем, но, как и мать, не уехал из этой страны. Он умер и похоронен здесь, на родине, в свое время так истерзавшей его семью.

СЛАЙД 29

Мельпомена. Анна Андреевна пережила и 1946 год - постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», уничтожение двух своих сборников, презрительные клички газетчиков… Она была выше, хотя Бог весть, чего ей это стоило.

Она любила море, Италию, Царское Село, русскую литературу...

Она любила Пушкина до самозабвения, любила очень лично, не желая делить его ни с кем. Вот ревнивое стихотворение, обращенное к... статуе:

СЛАЙД 30

ЧТЕЦ

Царскосельская статуя (1916)

Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной.
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

СЛАЙД 31

Ведущий. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена, начиная с первой мировой войны. Судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей Родины. Выступая по ленинградскому радио, она обращается с призывом к согражданам, матерям, женам и сестрам воюющего города, чтобы они не позволили врагу растоптать культуру великого города Пушкина, Достоевского и Блока.

СЛАЙД 32

Чтец.

"Птицы смерти в зените стоят…"

Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.

И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.

Ведущий. В годы Великой Отечественной войны она видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны. Слова Ахматовой слышала вся страна.

СЛАЙД 33

Чтец.

Чтение "Мужество" (Ахматова)

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

СЛАЙД 34. (На сцену выходят все участники.)

Евтерпа. И военная прокуратура на Невском, и чайки около Литейного моста, через который я ходила в тюремные очереди под Крестами (тюрьма 1), и арка Штаба, где был военный суд и где судили сына, и Летний - благоуханный, замерший в июльской неподвижности, и Марсово - плац-парад, где ночью обучали новобранцев в 1915 году...

ВЕДУЩИЙ. И ворота, откуда вывозили на казнь народовольцев...

Мельпомена. И близко от них - грузный дом МурУзи, где она в последний раз в жизни видела Н.С.Гумилева... И друзья, превратившиеся в мемориальные доски, и меблированный дом «Нью-Йорк», где её писал Н. Альтман, и откуда она выходила через окно седьмого этажа, «чтобы видеть снег, Неву и облака»
Все это - её Ленинград.

(Звучит «Реквием» Моцарта.)

СЛАЙД 35

АХМАТОВА. Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моего народа. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.

(Музыка звучит громко.)