Основы смыслового чтения и работа с текстом (из опыта работы)

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: смысловое чтение


Диагностика уровня развития речевой деятельности учащихся через смысловое чтение

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя по внеурочному курсу «Смысловое чтение» для 5-7 классов разработана на основе нормативно-методических документов, представленных в Рабочей программе по Смысловому чтению на ступень основного общего образования, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и является авторской.

Программа является актуальной, так как развивает навыки работы с текстом, позволяет ребенку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и истории, физики и биологии, русского языка и литературы, формирует функциональную грамотность.

Чтение является метапредметным навыком, развивающим все универсальные учебные действия:

Хотя Россия - одна из читающих стран, исследования показали, что в стране существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

И в нашей школе учителя русского языка и литературы видят данную проблему: у учащихся недостаточно сформированы технические навыки чтения и письма. Далеко не каждый из детей умеет извлекать смысл из прочитанного, что является причиной хронической неуспешности и эмоционального нездоровья школьников. В связи с этим работа над связным текстом приобретает особое значение. Именно текст является связующим звеном всех учебных предметов, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельное умение - «смысловое чтение».

В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г.С.Ковалева, Э.А.Красноярский, 2004).

Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др.

Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.) наряду со многими универсальными действиями выделены действия смыслового чтения.

Авторская программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» реализует общеинтеллектуальное направление.

Цель данного курса: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы

Задачи курса Смысловое чтение в 5-7 классах:

  • Формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом.
  • Познакомить обучающихся с различными видами чтения.
  • Развивать умение использовать различные виды чтения при сборе информации в определенных ситуациях: при выполнении классных и домашних заданий, при выпуске газет, участии в конкурсах, филологических чтениях и т.д.
  • Познакомить обучающихся с разными видами текстов.
  • Углубить понятия о тексте.
  • Научить читать и понимать тексты.
  • Развивать читательскую грамотность обучающихся.
  • Обучить вдумчивому и грамотному чтению через проведение анализа текста;
  • Обучить выразительному чтению текста.
  • Вызвать интерес обучающихся к книге как главному источнику знаний.

Программа «Смысловое чтение» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 5-7 классов.

Используются следующие формы занятий:

  • исследовательская,
  • предметная,
  • поисковая,
  • коммуникативная,
  • проектная,
  • игровая.

Педагогические технологии, используемые в процессе реализации программы:

  • РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
    Приемы критического мышления: «кластер», «чтение с остановками», «инсерт», «синквейн», «шесть шляп мышления», «знаю - хочу узнать - узнал», «Фишбоун», «РАФТ», «толстые и тонкие вопросы».
  • КСО (коллективный способ обучения): организация работы в парах постоянного и сменного состава.
    Использование методики «заданиями Взаимодиктант», «Взаимная передача темы», «Поабзацное изучение текста», «Взаимообмен.
  • Технология проектной и исследовательской деятельности

В результате изучения раздела обучающийся

научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

получит возможность научиться:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

  • Личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношения к себе и школе;
  • Регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • Познавательные УУД - логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
  • Коммуникативные УУД - развитие устной и письменной речи, умение общаться.

В результате изучения раздела обучающийся

научится:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
  • проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

получит возможность научиться:

  • находить в тексте требуемую информацию
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Работа с текстом: оценка информации

В результате изучения раздела обучающийся

научится:

  • откликаться на содержание текста;
  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
  • откликаться на форму текста;

получит возможность научиться:

  • оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения.

Тема 1. Диагностическая работа для 5 класса на определение уровня речевого развития

Чтобы составить программу работы по совершенствования навыков смыслового чтения, проводим диагностическую работу по определению развития навыков смыслового чтения в 5 классе.

1. Первым этапом диагностической работы для пятиклассников является работа по определению уровня литературного развития. Она проводится в начале сентября. Работа состоит из следующих заданий:

  1. Назовите любимых писателей и их произведения.
  2. Вспомните стихотворение о природе, которое вы учили наизусть. Выпишите из него слова, в которых выражается авторское отношение к изображенной картине.
  3. Запишите ряд красочных определений, которые вы могли бы употребить со словом «осень» или «зима»

Первый вопрос позволяет выявить начитанность и литературный кругозор, второй-умение анализировать текст, а третий - уровень развития речи.

2. Второй этап диагностики включает проверку техники чтения.

3. Третий этап диагностики включает работу над связным текстом.

Смысловое чтение и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей, инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые компоненты и находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте)

Работа с текстом: преобразование, интерпретация информации
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
- проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • интерпретировать текст:
  • сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
  • делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Работа с текстом: оценка информации
откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других ис- точников;
-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту
своей точки зрения
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

См. продолжение Программы