Игровое логопедическое занятие в 1-м классе в рамках недели русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Логопедия

Класс: 1


Цель: закрепление знаний, полученных на коррекционных логопедических занятиях, на уроках обучения грамоте.

Задачи:

  • Образовательные:
    • формировать навык звукобуквенного, слогового, языкового анализа и синтеза; совершенствовать навык образования слов - антонимов;
    • использования в речи слов в правильном значении;
    • закреплять зрительный и двигательный образ письменных букв.
  • Развивающие:
    • развивать орфографическую зоркость, внимание, память, пространственные представления, межполушарные взаимодействия.
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к предмету «русский язык», трудолюбие, организованность, дружелюбие, самостоятельность, потребность детей к правильной речи.

Оборудование: карточка с текстом для исправления ошибок, карточка с пронумерованным алфавитом, карточки со словами-отгадками, карточка с корректурной пробой.

Ход занятия

Организационный момент

- Сегодня у вас необычное занятие в рамках недели русского языка в начальной школе.

Все вы очень любите играть, значит будут интересные, разнообразные, увлекательные задания.

Актуализация знаний

- Нам в школу пришло срочное письмо. Кто же его автор? Мы узнаем это, если отгадаем первые буквы названий слов.

Развитие фонематического слуха, умения слышать звук на фоне слова, соединять звуки в слово. Буквенный диктант.

- Я диктую слово, а вы записываете первую букву этого слова. Буквы строчные.

- Белка, улитка, рыба, аист, тигр, игла, нитки, ослик

(Дети пишут буквы на строке через интервал)

- Прочитайте, какие буквы вы записали.

- А теперь составьте слово из этих букв. Так кто же написал письмо? (Буратино)

Звуко-буквенный анализ слова

- Давайте запишем это слово. Какое правило надо вспомнить? (Имена пишем с заглавной буквы)

Буратино

- Подчеркните гласные в этом слове. Какой вывод сделаем? (В слове 4 гласные, значит 4 слога)

- Запишем

Буратино - 4 слога,

Составим схему слова.

- Произнесем слово с ударением.

- На какой слог падает ударение?

- Назовите каждый звук. Сколько звуков в слове? Запишем.

Буратино - 4 слога, 8 зв.,

- Назовите буквы в этом слове. А сколько букв в этом слове? Запишем.

Буратино - 4 слога, 8 зв., 8 б.

Работа с текстом. Употребление слов в правильном значении.

- Прочитайте письмо. Всё ли вам понятно?

(Что за сутки? Еду я вторые шутки! Хочется к тигрятам мне быстрей попасть, в школе им отгадки трудные задать!)

- Ничего понять нельзя! Всё перепутал Буратино.

- Кто мне поможет прочитать, что хотел нам написать Буратино?

(Что за шутки? Еду я вторые сутки! Хочется к ребятам мне быстрей попасть, в школе им загадки трудные задать.)

- Молодцы! Важно употреблять слова в правильном значении, тогда сразу всё становится ясно.

Упражнение на развитие межполушарных связей. Двуручное рисование.

- Давайте покажем путь, который проделал Буратино. Для этого проведем линии одновременно двумя руками.

Отгадывание загадок. Работа со словами.

- Ну вот, теперь Буратино у нас в гостях. А вот и загадки от Буратино.

(Слова-отгадки вывешиваются на доску)

Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)

Меж двумя звонками срок
Называется... (урок)

Он звонит, звонит, звонит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. (звонок)

Физкультурник нам сказал
Всем зайти в спортивный ... (зал)

Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь ... (Линейка)

- Прочитайте слова, состоящее из двух слогов.

- Прочитайте слово, состоящее из трех слогов.

- Прочитайте слова, где ударение падает на первый слог.

- Прочитайте слова, где ударение падает на второй слог.

- Прочитайте слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

- Объясните, почему?

Физминутка

Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел.
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

Игра «Расшифруй слова». Работа с антонимами.

(Учащиеся работают в парах, пользуются карточкой с пронумерованным алфавитом)

- Буратино зашифровал слова. Разгадайте их.

- Подберите к ним слова противоположные по значению.

13, 6, 20, 16 (лето- зима)

32, 4 (юг- север)

21, 20, 18, 16 (утро- вечер)

15, 1, 25, 1, 13, 16 ( начало-конец)

Игра на усвоение образа буквы «Какую букву я написал?»

- Ребята, а Буратино до сих пор путает буквы. Давайте поможем ему их запомнить.

- Ваш сосед пишет вам на спине букву, а вы должны ее угадать.

- Затем меняетесь.

- Кто смог угадать все буквы?

Работа с текстом. «Найди ошибки».

- Буратино записал текст. Проверьте, все ли правильно он записал?

(Учащиеся работают в парах, исправляют ошибки)

Вот рощя. Трещят сороки. У галки кричят галчята. у зайчихи пищят зайчата.

- Какие ошибки вы обнаружили? Какие правила надо вспомнить?

- Как пишутся сочетания «ча», «ща»?

- Как пишем начало предложения?

Корректурная проба. Работа с пословицей.

- Зачеркните все буквы «ж», прочитайте напутствие для Буратино.

Учженжьежсвежт,ажнежужченьжетжьма

(Ученье - свет, а неученье - тьма)

- Как понимаете смысл этой пословицы?

Рефлексия. Подведение итогов занятия

- Какие задания вам понравились?

- О чем заставило вас задуматься это занятие?

- Что пожелаем Буратино?

- Используйте слова при ответе:

  • Сегодня я узнал...
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература

  • "Обучаем читать и писать без ошибок", А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова, 2007 г.
  • "Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов", Л.Н.Ефименкова, 2001 г.
  • "Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников" И.Н.Садовникова, 1997г.
  • "Тетради для логопедических занятий" Л.М.Козырева, 2001г.

Интернет-источники

  1. https://naymenok.ru/diktanty-po-russkomu-yazyku-dlya-1-klassa/ - текст с орфограммами
  2. https://ped-kopilka.ru/kalendar/osen/zagadki-pro-shkolu-dlja-1-klasa-s-otvetami.html - загадки
  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2016/01/27/konspekt-otkrytogo-logopedicheskogo-zanyatiya-dlya-2-3