Формирование читательской грамотности обучающихся через внимание к слову

Разделы: Русский язык, Литература

Ключевые слова: читательская грамотность


Актуальность

Как бы стремительно ни развивался наш мир, остаётся надежда, что умение читать будет необходимо взрослым и детям ещё долгое время. Читать можно по-разному: читать, но не понимать; читать, понимать, но не применять; читать, понимать и применять. Применять вычитанную информацию в жизни может не каждый школьник. Как воспитать «активного» читателя, владеющего высоким уровнем сформированности читательской грамотности, т.е. «способностью… понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы…участвовать в социальной жизни»?

Начинать надо с малого - со слова. Слово - это центр языковой Вселенной: все из него рождается, все вокруг него вертится. Это инструмент познания картины мира и средство самовыражения личности. Без внимания к слову нет диалога с текстом, который представляет интерпретацию информации, заложенной в тексте. Живой интерес ученика к слову - залог успешного формирования его читательской грамотности. Актуальным на сегодняшний день остается выбор методов и инструментов в процессе воспитания «грамотного читателя».

Цель методики: разработка педагогического инструментария, направленного на формирование читательской грамотности обучающихся через овладение ими навыка работы со словом.

Задачи:

  • формировать потребность внимательного отношения к слову на уроках русского языка и литературы;
  • развивать умение извлекать информацию, заложенную в тексте, через ключевые слова;
  • активировать воображение и ассоциативное мышление обучающихся для интерпретации и оценки информации, заложенной в тексте;
  • формировать умение использовать полученную информацию в жизни.

Описание

«Понимание текста - это вычитывание информации» (И.А. Гальперин). Понимание начинается с внимательного отношения к слову. Сначала ученик учится «видеть» слово, его фонетический облик и морфемный состав, лексическое и грамматическое значения, синтаксическую и стилистическую функции. Затем эта фактуальная информация переходит в мыслительную (понимание текста) деятельность и порождает потребность творческой деятельности.

Выбор методов и приемов для успешного процесса формирования читательской грамотности зависит от многих условий: от целей и задач урока, уровня подготовки обучающихся и их возраста. Из множества педагогических инструментариев на уроках я использую приемы и тактики, способствующие продуктивной реализации на практике поставленных задач.

Методы работы с ключевыми словами, словами - образами

Ключевое слово - это «узел», который связывает информацию в памяти с нашим сознанием и позволяет её воспроизводить. Ключевые слова помогают читателю понять содержание, авторскую идею, определяют смысловой и эмоциональный контекст.

Прием «Ассоциации» заключается в установлении связей по сходству, смежности или противопоставлению и используется на уроках литературы при анализе художественных произведений. (Например, ассоциации к словам «дом» и «подземелье» при изучении повести «В дурном обществе» В.Г.Короленко; к слову «дорога» при изучении поэмы «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, стихотворений «Родина» М.Ю.Лермонтова, «Россия» А.Блока)

Приём «Холодных и горячих слов». Ученикам предлагается задание обнаружить в произведении слова - образы с противоположным значением, выделить их розовым (теплым) или синим (холодным) цветом. Затем ученики пытаются объяснить авторский замысел через противопоставление, постигая фигуры речи. (Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»)

Прием «Кластер» (способ графической организации материала через ключевые слова) позволяет представить большие объемы информации в одной схеме. Правила построения кластера известны всем учителям. В центре круг - тема, понятие, определение, а вокруг располагаются круги поменьше, в них вписывают ключевые слова или вопросы. Круги соединяются линиями. (Эффективность применения приёма подтверждается при обобщении материала, закреплении понятия, при подготовке к итоговой аттестации)

Прием «Портрет слова» используется на уроках и внеурочной деятельности в среднем звене. Значительную помощь в организации работы со словом учителю оказывает НКРЯ. Этот ресурс предоставляет огромный набор текстового материала разных жанров, необходимых для тренировки навыков. Национальный корпус - это инструмент быстрого поиска информации о слове, с его помощью можно составлять дидактический материал для уроков русского языка в любом классе. Благодаря функции «Портрет слова» можно быстро не только найти значение слова, но и получить его синтаксическую парадигму, что необходимо при подготовке к олимпиаде по русскому языку.

«Облако слов» - форма визуализации информации, представленной ключевыми словами или словосочетаниями, написанными разными размерами шрифта, иногда разным цветом. В облаке можно спрятать признаки какого - либо языкового явления или выражение, например, фразеологизм. Существуют различные сервисы для создания «Облака слов», но для уроков русского языка наибольший интерес представляют «облака», изготовленные самими детьми.

Прием «Рассказ в одном рисунке» отличается от иллюстрации к произведению тем, что он выполняет схематичную функцию: на одном рисунке отображены все детали рассказа и представлена идея произведения. (Например, рассказ И.Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы представляем в виде корабля «Атлантида», плывущего из нового света в старый)

Прием «Письмо с пробелами» помогает формированию читательской грамотности через умение интерпретировать текст и давать ему оценку. В тексте «спрятаны» слова, важные для понимания смысла текста, которые необходимо восстановить. Этот прием подходит при проверке усвоения знаний обучающихся, при отработке алгоритма написания сочинения.

Диалог с текстом

Приём «Чтения с остановками» эффективно используется на уроках литературы при работе с небольшим произведением. («Куст сирени» Куприна, «Зеленая лампа» Грина). При использовании этого приёма заранее текст делится учителем на смысловые части. Учитель составляет вопросы к каждой части. Особенность этого приёма в том, что ученики перед чтением рассказа высказывают предположение, о чём будет повествование. И на каждой «остановке» ученики отвечают на вопросы, уточняющие представление о прочитанном, и снова обдумывают, что будет дальше. Такая работа приучает детей внимательно следить за мыслью автора и читать контекст.

Прием «Телеграмма» помогает научиться находить ключевые слова. Ученикам предлагается задание постепенно ограничивать количество слов, которые они могут использовать в предложении. Этот прием эффективен при подготовке к сжатому изложению на итоговой аттестации в 9 классе.

Прием «Вопросы к тексту». Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. Закрытый вопрос - точная информация, её надо вспомнить. Открытый вопрос - это размышление, он предусматривает ответ с пояснением: почему я так решил. Открытые вопросы обращены к памяти, закрытые - к ученику, его ассоциациям и творческому мышлению.

Развитие творческих способностей обучающихся

Метод «Свободного письма» - погружение в свободный поток слов. Ученик в течение 5 минут должен, не останавливаясь, не перечитывая, не исправляя ошибки, написать все, что придет в голову по какой - либо теме. Когда время закончится, выдержав небольшой перерыв, ученик внимательно перечитывает написанное, отмечает «удачные» мысли и записывает возникшие вопросы. Этот метод отлично работает при подготовке к итоговому сочинению и сочинению на ЕГЭ по литературе, когда ученик долго не может выбрать тему или не знает, с чего начать.

Еще один необычный прием развития критического мышления и творческих способностей обучающихся - это «Рассказ по случайным словам». Для этого открываем две книги на любой странице и выбираем по одному слову на выбор. После этого ученикам нужно связать эти слова из разных книг между собой в небольшой, но логический рассказ. При затруднении составляется совместный схематический план рассказа.

Для развития творческих способностей обучающихся и развития критического мышления применяются различные визуальные техники. Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, от образов к словам. Дети любят рисовать. На уроках литературы нам интересны детали, поэтому ученики критично оценивают иллюстрации, сопоставляя их с текстом. (Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок», «Три пальмы»)

Заключение

Систематическая работа со словом на уроках русского языка и литературы дает возможность обучающимся научиться глубже понимать смысл текста. Без внимания к слову не составить кластер, не заполнить таблицу, не сочинить загадку, не объяснить пословицу и, наконец, не выразить точно, образно собственную точку зрения на какую-либо проблему. А все это формирует читательскую грамотность. Глубокое погружение в текст через внимание к слову дает положительный результат:

  • развивается интерес и внимание к слову
  • развивается умение извлекать информацию по ключевым словам
  • развивается воображение и ассоциативное мышление обучающихся
  • формируется умение использовать полученную информацию в жизни
  • развивается творческий потенциал детей

Результаты использования методики

Высокие результаты ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе. За последние 3 года обучающиеся становились победителями и призерами муниципального и регионального уровней ВсОШ по русскому языку и литературе, систематически становились лауреатами, призерами, победителями лингвистических конкурсов, конкурсов сочинений, чтецов и научно-практических конференций муниципального, регионального, федерального и международного уровней. Таким образом, на мой взгляд, в полной мере осуществляется реализация методической разработки «Вчитываться, мыслить, творить».