Воспитание патриотизма через игру

Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание


Реализация программы «Содружество Орлят России» в пришкольном лагере «Родничок»: условия и опыт.

Ежегодно на базе МАОУ «НОШ № 41» для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания «Родничок». В лагере отдыхают учащиеся младших и средних классов.

В работе оздоровительного лагеря «Родничок» доминирующей целью является создание благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Основными задачами выступают:

  • формирование патриотических чувств, любви к малой родине через игру;
  • создание благоприятных условий для сплочения детского коллектива;
  • оздоровление, сохранение и постоянное приумножение своего здоровья в физическом здоровье детей;
  • реализация детской инициативы, помочь детям поверить в свои способности и возможности.

Деятельность строится на основе следующих принципов:

  • принцип толерантности - способность принять ребёнка таким, какой он есть, с его достоинствами и недостатками;
  • принцип творческого сотрудничества - создание условий для того, чтобы ребёнок мог проявиться всеми своими гранями, раскрыть свою индивидуальность;
  • принцип коммуникативности - умение взаимодействия с самым разнообразным кругом людей;
  • принцип непрерывности - продолжение образовательного процесса в летний период с использованием разнообразных форм работы.

В работе оздоровительного лагеря «Родничок» мы учитываем добровольность участия детей в различных делах, свободный выбор ими занятий, организованных форм и видов деятельности; используем разные виды деятельности с учетом индивидуальных интересов, способностей, уровня развития детей. В большинстве случаев у воспитателей есть возможность развить те или иные положительные качества у своих воспитанников.

В программе используются игровые технологии и методика коллективной творческой деятельности И.П.Иванова.

Смысл методики состоит в том, что ребят - с первого класса по выпускной - учат коллективному общественному творчеству. Основное правило: «Всё - творчески, иначе - зачем?» В системе лагерной смены коллективно-творческие дела проводятся с чередованием разных видов творческой деятельности детей.

Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса - одно из самых сложных действий педагогов.

Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим
мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами. Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни.

Тематика и направленность работы

Смена оздоровительного лагеря «Родничок» в 2023 году получила название «Путешествие в страну открытий», на базе которой мы реализовывали программу «Содружество Орлят России» для пришкольных летних лагерей.

На первой линейке ребятам было объявлено, что каждый из отрядов переселяется на необитаемый остров, где их ждут приключения - задания. А на каком острове будет обитать отряд, нужно придумать самим ребятам: придумать название острова, поселить на нем жителей, создать свои правила и законы. За выполнение заданий отряд получал монеты. Отряд, у которого к концу смены будет собрано больше всего монет, становился победителем, он выигрывал клад.

Обязательное условие существования островов - слаженность и дружба ребят в отряде, соблюдение единых правил для всех отрядов, установленных и оговоренных начальником лагеря на первой линейке. За нарушение правил, дисциплины, непослушание педагогов - отряд лишался заработанных ранее монет.

В каждом дне были определены 2 ключевых дела, поддерживающих игровой сюжет - одно на уровне отряда и одно на уровне лагеря.

Для воспитанников лагеря были проведены мероприятия по профориентации. Одним из таковых конкурсов был конкурс «Угадай профессию». Представители отрядов путем жеребьевки вытягивали профессию своего города, которую они должны были представить на одной из линеек перед другими отрядами. Главное условие конкурса - держать в тайне профессию своего отряда до конкурса. На конкурсе творческие группы отрядов должны были так показать профессию, чтобы ребята из других отрядом смогли ее отгадать. Использовались костюмы, атрибуты профессий, ребусы и загадки о ней. Профессии мы старались выбирать малораспространенные, чтобы ребятам было интереснее и они смогли открыть для себя новые виды деятельностей.

Обязательны были и спортивные состязания между отрядами, а также участие в спортивных соревнованиях по флорболу среди воспитанников пришкольных лагерей, где мальчишки и девчонки из разных отрядов (сборные команды) смогли проявить себя, как сплоченный коллектив.

Для ребят были организованы мастер-классы, на которых они смогли создать сувениры своими руками для родных и близких людей.

Каждый отряд заполнял листы своей отрядной книги, куда мальчишки и девчонки вносили результаты выполненных заданий в виде иллюстраций, записей рассказов, оформления других бланков. Обязательными в книге были странички дней единых действий: 6 июня, 12 июня, 22 июня.

Так, к 6 июня отряды готовили презентацию - рассказ о русском поэте и писателе А.С.Пушкине, учили и выразительно читали стихи поэта. На вечерней линейке (перед уходом детей домой) была проведена викторина между отрядами по произведениям А.С.Пушкина. Отряды соревновались и зарабатывали монеты за правильные ответы.

На 12 июня пришкольный лагерь принимал участие в городском мероприятии, посвященном памятной дате. Отдельные группы ребят под руководством воспитателей выполняли творческие задания организаторов городского мероприятия: готовили театральную постановку про главу города И.А.Милютина, инсценировали русские народные сказки, готовили рассказ представление о лагере школы.

22 июня пришкольный лагерь «Родничок» начал свой день с минуты молчания на «Линейке памяти». После обеда между отрядами прошел конкурс песен, посвященных Великой Отечественной войне. Песни ребята учили и репетировали заранее на кружке музыки.

Всё время в течение дня было расписано с учётом режимных моментов с обязательным включением утренней зарядки, подвижных игр, прогулок на свежем воздухе и двухразового питания.

Ежедневно проводились «Минутки безопасности», на которых мальчишкам и девчонкам напоминались правила дорожного движения, правила поведения на воде, правила безопасности дома и на улице.

Также в программу вошли участия детей в развлекательных мероприятиях «Профессора Звездунова», посещение кинотеатра «МореСинема», библиотеки № 1, усадьбы Гальских.

Ярким моментом завершения смены стал совместно организованный праздничный концерт, на котором отряды показали отрядные творческие номера, узнали отряд, собравших наибольшее количество монет, который и получил весь клад. Все отряды получили сладкие призы и памятные сувениры. Подводя итоги смены, ребятам было предложено записать свои эмоции, пожелания педагогам, работникам столовой и друзьям в отрядных книгах.

К концу смены мы оформили общую книгу лагеря «Путешествие в страну открытий», в которую подшили книги всех отрядов.

Таким образом, к окончанию летней смены ребята сильно сплотились, для достижения общего положительного результата научились помогать друг другу, поддерживать друг друга. Создавая свой остров, заселяя на него жителей, придумывая правила и порядки проживания жителей на нем, ребята стали больше ценить условия и правила, существующие в лагере, в школе и дома. Изучение профессии города, посещение культурных мероприятий для ребят стало толчком к более детальному изучению истории родного города, его достопримечательностей и известных людей.