Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 6

Ключевые слова: Имя прилагательное


Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цели урока:

  • образовательная - закрепить знания о сложных прилагательных, формировать знания о слитном и дефисном написании сложных прилагательных;
  • развивающая - развивать умения учеников применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль; развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитательная - воспитывать ценностное отношение к слову, прививать бережное отношение к родной природе, содействовать средствами урока формированию личностных качеств учащихся.

Задачи:

  • научиться применять правила слитного и дефисного написания прилагательных;
  • научиться выполнять анализ сложных прилагательных.

Этап урока

Деятельность учителя

Приветствие. Оргмомент.

- Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке и желаю вам хорошего настроения и продуктивного дня!

Мотивация

- Ребята, с каким новым правилом мы познакомились вчера на 2-м уроке?
- На доске написаны слова. Внимательно прочитайте их и объясните условия выбора дефисного и слитного написания
- Какие сложности у вас возникают при правописании сложных прилагательных?

Сегодня мы будем тренироваться в правописании сложных прилагательных, чтобы в дальнейшем легко применять их в своей жизни.

Постановка цели

Как можно сформулировать цель сегодняшнего урока? (закрепить, отработать, понять, научиться применять)

Актуализация знаний

На доске написаны слова: Юго-восточный, правобережный, сине-зеленый, добродушный.

Задание: вспомнив правило, объясните правописание данных слов (фронтальный опрос)

Практическая часть. Первичное закрепление

1. Образовать от данных слов и словосочетаний сложные прилагательные. Объяснить выбор слитного или дефисного написания полученных сложных прилагательных (по цепочке)

  • садовый и огородный (инвентарь)
  • чугун лить (производство)
  • шашки и шахматы (турнир)
  • железная дорога (магистраль)
  • тёмный, зелёный (шарф)
  • север, запад (ветер)
  • Садово-огородный (инвентарь) - сложн. пр.обр. от прилаг. с сочинит. св.;
  • чугунолитейное (производство) - сложн.пр. обр. от сл/соч. с подчинит. св.;
  • шахматно-шашечный (турнир) - сложн. пр.обр. от сл/соч. с сочинит. св.;
  • железнодорожная (магистраль)- сложн.пр. обр. от сл/соч. с подчинит. св.;
  • тёмно-зелёный (шарф )- сложн. пр. обозначает оттенок цвета;
  • северо-западный (ветер) - сложн.пр. обозначает сторону света.

2. Использование современных информационных технологий для первичного закрепления. Презентация - «игра правда или ложь» (На экране)

Физкультминутка (2-3 минуты)

Выполняется суставная гимнастика кистей рук, зрительная гимнастика, упражнения на расслабление опорно-двигательного аппарата «Кошечка».

Первичная проверка понимания

3. Работа в парах с последующей взаимопроверкой. Распределительный диктант.
- В первый столбик записать словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся через дефис, а во второй столбик записать словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся слитно.)

многолетний план, разноцветная бумага, ватно-марлевая повязка, нефтеносная скважина, русско-немецкий словарь, северо-западный округ, светло-зелёные лепестки, тихий-претихий ребенок, круглолицая девушка, кареглазый юноша, сладко-душистая трава.

  • 5 - нет ошибок,
  • 4 - 1-2 ошибки,
  • 3 - 3-5 ошибок.

Домашнее задание. Подведение итогов урока. Выставление оценок

п. 69, упр. 425, 430 письменно.

Рефлексия

Продолжите предложение (запись на доске):

  • У меня получилось…
  • Я научился…

- Приведите примеры сложных прилагательных, которые пишутся слитно, через дефис.