План-конспект «Цвет в станковой композиции. Осень». 3-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 3


Класс: 3.

Предмет: «Станковая композиция».

Тип урока: комбинированный (изучение новых знаний, закрепление и повторение изученного материала).

Этапы урока (в соответствии с учебным планом проводится 2 урока по 45 минут):

  1. Организационный момент.
  2. Изложение нового материала.
  3. Закрепление учебного материала.
  4. Инструктаж последовательности работы над пейзажем.
  5. Самостоятельная работа учащихся с перерывом для отдыха.
  6. Рефлексия. Подведение итогов.

Цель: изучение на практическом применении понятий «цветовая гармония» и «эмоциональное состояние» композиции.

Задача: изучение возможностей подчинения цветотонального решения композиции замыслу, поиск эмоционально-выразительного решения композиции и выделения композиционного центра цветом.

  • образовательные:
    • учить подмечать изменчивость состояния природы в зависимости от солнечного или ненастного состояния погоды, познакомить с разнообразием пейзажных сюжетов;
    • учить детей смело выражать чувства изобразительными средствами.
  • развивающие:
    • развивать художественную фантазию и вкус;
    • формировать навыки работы с художественными материалами;
    • совершенствовать навыки применения цвета в создании художественно-эмоционального образа;
    • творческое воображение;
  • воспитательные:
    • воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, формировать эстетическое отношение к произведениям искусства;
    • укреплять межпредметные связи (литература, мировая художественная культура).

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • умение использовать для достижения своих творческих замыслов образный язык изобразительного искусства,
  • умение создавать художественные образы, используя художественно-выразительные средства, на фоне анализа работ известных художников,
  • умение эстетически воспринимать окружающую природу.

Познавательные:

  • умение самостоятельно искать и решать художественно-творческие задачи с целью передачи настроения в пейзаже средствами живописи;
  • умение планировать свою деятельность.

Коммуникативные:

  • умение пользоваться языком изобразительного искусства,
  • умение высказывать свое мнение, выслушивать мнение своих товарищей.

Регулятивные:

  • умение работать по предложенной учителем последовательности выполнения задания,
  • умение обдумывать замысел, выполнять работу в материале,
  • умение оценить результат своего труда.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский (просмотр и анализ полученных результатов, анализ выполнения задания), эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественного впечатления).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: рисунок, живопись, история изобразительного искусства.

Технологии:

  • информационно-коммуникативные технологии (фоторяд, прослушивание стихотворения);
  • технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование урока:

  • для учителя: экран, ноутбук, иллюстрации произведений художников, таблицы по цветоведению, мольберт, бумага А4, кисти, гуашь, палитра, баночка с водой, салфетки;
  • для учащихся: бумага формата А3, кисти, гуашь, палитра, баночка с водой, салфетки;
  • Репродукции: И.Левитан «Золотая осень» 1895, «Осень. Туман» 1898, «Март» 1895, А.Саврасов «Рожь» 1881, «Грачи прилетели» 1871.

Ход урока

1. Организационный момент

Преподаватель (далее «П»): Здравствуйте. Начинаем наш урок. (Самооценка готовности к уроку) Перед началом работы прошу проверить готовность: листы формата А3, кисти, гуашь, палитра, баночка с водой, салфетки;

2. Изложение нового материала

Эпиграфом к нашему уроку послужит стихотворение поэта З.Федоровской «Осень».

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

П: Какое настроение и чувства вызывает у вас это произведение? (Ответы учащихся). Так музыкант, художник и поэт могут передать в своём произведении эмоции и настроение. Сегодня мы продолжаем изучение жанра пейзаж и тема нашего урока: «Цвет в станковой композиции. Осень.»

Пейзаж - один из жанров изобразительного искусства. Откуда появилось слово "пейзаж" и что оно значит? С французского языка оно переводится как "местность, страна".

Известные художники основательно работали над пейзажем. Долгие месяца, а то и годы они писали в мастерской свои картины, с помощью цвета стараясь передать настроение природы.

Репродукция «Золотая осень» Левитан

П: Какое основное средство выражения живописи использовал художник для передачи состояния и настроения природы? (Ответы учащихся-верный ответ - цвет). Цвет - главное средство выражения в живописи. Он может быть тёплым и холодным, светлым и темным.

П. объясняет ученикам характеристику цвета по цветовым таблицам «Цвет». Основные группы цветов: Основные - составные. Теплые - холодные.

П: Как можно превратить цвет в теплый или холодный, «веселый или грустный»»? (Ответы учащихся). Если же смешать любой цвет с серой краской, он приглушится, станет незаметным и «грустным», словно наполнится туманом. Теплые яркие цвета передают радостное настроение.

3. Закрепление учебного материала

П: Давайте обобщим вышесказанное. (Проблемная ситуация). Рассмотрим репродукции картин русских художников и проанализируем их сходство и различия. (И.Левитан «Золотая осень» 1895, «Осень. Туман» 1898; А.Саврасов «Рожь» 1881, И.Левитан «Март» 1895, А.Саврасов «Грачи прилетели» 1871). При анализе учащимся задаются вспомогательные вопросы: Какое настроение возникает? При помощи чего художнику удалось передать такие различные состояния природы?

4. Инструктаж последовательности работы над пейзажем

Перед практической работой проводится инструктаж. «Этапы работы над пейзажем» (в теплой гамме и в холодной).

П выполняет на листе А4 «заливку» теплым цветом, затем, поверх фона, начинает рисовать стволы, ветви, крону деревьев, а также фигуру человека, для большей живости композиции. В ходе мастер-класса преподаватель комментирует каждое своё действие.

5. Самостоятельная работа учащихся

  1. Выполнить линейный набросок
  2. Приготовить цветовую палитру, подобрав из теплых цветов гуаши.
  3. Упражнения для глаз. Проводится после выполнения детьми линейного наброска, после чего дети приступают к работе в цвете.

Продолжение практической работы

- Теперь можно приступить к выполнению работы в цвете.

Целевые обходы:

  • проверка организации учащимися рабочего места;
  • наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;
  • оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  • контроль над объёмом и качеством выполненной работы.

6. Рефлексия. Подведение итогов

- Посмотрите, какие пейзажи у вас получились.

П. приглашает прикрепить работы на мольберте. Идет подведение итогов и анализ проделанной работы:

- Как цвет влияет на настроение картины?

- В какой работе самое необычное настроение?

- В какой работе лучше переданы теплая, солнечная осень (холодная, пасмурная)?

- В какой работе наиболее удачное композиционное решение?

- Всё ли получилось из задуманного?

- Хорошо, молодцы, ребята!

Критерии оценки:

  • грамотное композиционное решение и линейный рисунок;
  • верное цветовое и тональное решение с учётом задачи урока;
  • достижение колористического единства;
  • степень эмоциональной выразительности, настроения пейзажа.

Итог урока

П: «Домашнее задание». А теперь запишем домашнее задание: рекомендации - наблюдение за природой, её явлениями и изменениями, практическое задание - выполнить этюд с натуры «пейзаж из окна» А5. Спасибо вам за урок. Мне понравилось, как вы отвечали, как работали. В заключении хотелось сказать: природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием - «Как прекрасен мир вокруг нас!»